Многие из нас имеют внутреннее настроение и
мысли, что надо обеспечить будущее своих детей и что после нашей смерти все
останется им. Эти чувства и мысли кажутся нам правильными, и мы думаем, что в
них выражена наша любовь и забота о детях. Но, несмотря на нашу убежденность в
правильности таких мыслей, они все же, зачастую, являются следствием «суетной
заботливости родителей».
Нил
Синайский (К монаху Агафию,
отд.6): «И ни один суеслов да не выставляет мне с важностью этого давнего
предлога, говоря, что бережет деньги для спокойной жизни детям и внукам, потому
что опыт заграждает всякие уста, выставляющие этот предлог, на самом деле
показывая, что суетна такая заботливость родителей».
Такое оправдание существует с давних времен,
и мы не первые его произносим. Подтверждением этого являются учения св. отцов первых
веков христианства и отцов, являющихся практически нашими современниками.
Например,
Тихон Задонский (Об истинном
христианстве, кн.1, гл.11): «§ 260. Вызвался богач и представляет резон, почему
убогим отказывает: «Я-де имею детей, надо детям оставить наследство».
Предвидим недоумения многих родителей, т.к. и
сами являемся таковыми, и также находились в таком заблуждении и в таких цепях
беспокойства о будущем своих детей. Но Господу нашему слава, что не оставляет
нас с нашими неправыми рассуждениями и учит нас истине через примеры Писания и
учения святых отцов! Поэтому оставим наши возмущения и недоумения, и обратимся
к истине.
Во-первых, материальное обеспечение детей
должно быть до тех пор, пока ребенок не сможет сам зарабатывать себе на жизнь.
Пока ребенок мал, Господь заботится о нем через
родителей, но когда он вырастает, то Господь печется о нем Сам, также как и о
каждом из нас. Но мы не склонны так думать, и даже противимся таким мыслям,
т.к. для нас дети – это наши дети, а не
Божии, и в этом забвении кроется большое зло.
Нил
Синайский (там же): «…иметь
о всех попечение принадлежит Богу, благоустрояющему жизнь каждого, как для кого
полезно. Иначе будем вести себя в этом хуже бессловесных, себе присвояя дело
Божия Промысла в своей мнимой попечительности о детях… Ибо, если сами себя не
обучили мы целомудренному рассуждению, то должно нам и этому, как и многому
другому, учиться у бессловесных. У зверей, у пресмыкающихся, у птиц и всех
животных домашних природа бывает учителем в том, сколько должно заботиться о
потомстве, обучая прилагать попечение о малых детях и птенцах, пока нет у них
своих сил добывать себе пищу, а когда будут на это силы, прекращая родственную
попечительность и предоставляя каждому полную свободу искать себе корма. И сие
делает природа, может быть, в посрамление тем, которые одарены словом, но ведут
себя бесчувственнее бессловесных и оскорбляют Бога, как будто не может Он иметь
достаточного Промышления о собственных Своих делах…».
Да не подумает никто, что Господь и святые
призывают вообще перестать заботиться о своих взрослых детях. Во–первых,
необходимо помнить, что у каждого из нас, независимо от того, отец это или сын,
мать или дочь, свой путь, определенный Богом, и что Он заботится о каждом
человеке.
А во-вторых, нужно понимать разницу в
понятиях: «обеспечить будущее детей путем собственного стяжания», «помочь взрослым детям в соответствии со
своими возможностями» и «отстраниться от помощи детям по своей холодности к
ним». Первое и третье значение являются греховными крайностями, а второе –
благоразумным и естественным действием. Также есть святое не попечение о
материальном достатке своих детях, но это уже степень немногих. Ниже кратко
рассмотрим каждое значение, но прежде напомним об обязанностях родителей в
отношении детей.
Иннокентий Пензенский (Богословие
деятельное, ч.2, гл.6): «Обязанности родителей следующие: воспитывать детей в
благочестии и страхе Божием; доставлять им пищу и одежду до тех пор, пока они
сами не будут в состоянии приобретать себе все нужное (Лк.11,11); заботиться о
развитии их умственных и телесных сил, а также об обучении их искусствам и
полезным наукам в соответствии с их понятиями и дарованиями и со своим
состоянием (1Тим.5,8)».
Обратите
внимания, что в обязанностях нет пункта об оставлении наследства, т.к. это -
общепринятый закон и, несмотря на наследство, каждый должен зарабатывать своим
трудом. Мы знаем множество примеров, когда дети имели больший достаток, чем
наследство, оставленное им родителями, а это подтверждает то, что родительское
наследство не является основной формой обеспечения взрослых детей. Тем более, в
обязанностях родителей нет пункта об оставлении детям богатства, т.к. каждый
оставляет в том количестве, в котором он имел.
При жизни
родители должны оказывать помощь взрослым детям, если есть необходимость в
этом, а не содержать их.
Нравственное Богословие (Грехи против
5-ой заповеди, грех – лишение взрослых и отделившихся детей всякой поддержки и
наследства): «Родители должны помогать также и взрослым детям, во-первых,
материально, когда это требуется, и когда имеют на то возможность. Вечным, так
сказать, плательщиком за отцовские благодеяния должен быть сын, но и добрый
отец не прекращает сыну своих благодеяний, не отказывает в пособии тем из
детей, которые нуждаются в его поддержки. Нуждаются, говорим, или потому, что
только лишь начинают жить особым хозяйством или уже обременены малыми детьми
или, наконец, произвольно отделившись от отцовского дома и истратив скоро
наследственную часть, дошли до нищеты и голода. Вызов к пособию последнего
рода, правда, неблаговиден. Но если неразумный сын, сознав свои вины, желает
снова воротиться под кров родительский и только ожидает ласкового родительского
слова: долг родителей не отталкивать его, но принять так же, как был принят
блудный сын милосердным отцом (Лк.15,20)…».
К сожалению,
бывают такие случаи, когда дети просят деньги у родителей, но потом прогуливают
их или тратят на непотребное, и тем приводят своих родителей к нищенству и
крайней бедности. Если родители знают о таких склонностях своих детей, то не
будет грехом отказать им в помощи. Составитель: Ника
|