მე ვარ მწყემსი კეთილი და მწყემსმან კეთილმან სული თვისი დასდვის ცხოვართათვის

ალმანახი

გრდემლი

ანტიეკუმენისტური და ანტიმოდერნისტული ელექტრონული გამოცემა

საიტის მენიუ


სექციის კატეგორიები



ИВЕРИЯ С ОРУЖИЕМ ПРАВДЫ В ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКЕ_

Владимирова Елена, Польша (редактор сайта «Защитник Православия»)


გადმოწერა

 

» შესვლის ფორმა

სულ ონლაინში: 1
სტუმარი: 1
მომხმარებელი: 0
mail.


contact us :

zaqaria8@mail.ru

მთავარი » 2013 » აპრილი » 22 » АРХИМАНДРИТ ГЕОРГИИ (КАПСАНИС), настоятель афонского монастыря Григориат ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ПО СВЯЩЕННЫМ КАНОНАМ
13:26
АРХИМАНДРИТ ГЕОРГИИ (КАПСАНИС), настоятель афонского монастыря Григориат ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ПО СВЯЩЕННЫМ КАНОНАМ
Священство. Личные качества пастыря по священным канонам
Природа священства и его назначение

Ответственность и дело пастырского окормления верного

народа Божия принимают через рукоположение пастыри
Церкви, епископ и пресвитер, как и их помощник в совер-
шении таинств — диакон1, которые в канонах называются
её «предстоятелями»2.
Каноны различают в Церкви следующие чины: свя-
щеннослужителей ( епископы, пресвитеры, диаконы ),
церковнослужителей (прислужники, певцы, заклинате-
ли, привратники, чтецы)3 и мирян4. К ним некоторые
1 См. правило 18-е I Вселенского Собора.
2 См. правило 1-е Антиохийского Собора.
3 См. правило 24-е Лаодикийского Собора.
4 См. правило 77-е VI Вселенского Собора и 27-е Лаодикийского
Собора.

135
каноны добавляют монахов. Такое разделение является
не онтологическим, ведь все христиане посредством
крещения и святых таинств приобщаются Божественной
жизни Христа, делаясь участниками спасающей благо-
дати Божией и благ Его Царствия, исполнителями Его
воли и служителями Его Церкви, но функциональным,
по причине определённого служения каждого в теле
Христовом.
Священническое служение — «дар Божий» и «даро-
вание»5, которое даётся Спасителем («от Меня, говорит,
вы приняли священническое достоинство»6 ) независимо
от праведности получающего (т.е. человека, ведущего
наиболее праведную жизнь среди членов общины) или
совершающего рукоположение епископа. Он действует
не собственной властью, но как уполномоченный Архи-
пастыря Христа, имеющий дать ответ Судии всех7. Со-
общаемой ему благодатью пастырь делается способным
пасти народ Божий. Поэтому священство в канонах на-
5 Правило 90-е Василия Великого.
6 Окружное послание Геннадия, патриарха Константинопольс-
кого.
7 Ср. правило 2-е Кирилла Александрийского.
136
зывается «божественным»8, «божественное и досточти-
мое имя священства»9.
Как дар, священство есть продолжение и участие в од-
ном и единственном священстве Христа, которое дарова-
но Церкви. Только один священник существует в Церк-
ви. «Люди — священники» воплощают в Церкви Его свя-
щенство10.
Служители священства Христова — в первую очередь
епископы, почему в канонах «иереями» или «иереями Бо-
жиями»11 называются главным образом епископы. Священ-
нический характер епископского служения подтверждается
главенствующим местом, которое епископ занимает во
время совершения таинства Божественной евхаристии,
главного и основополагающего таинства Церкви, «предстоя
жертвеннику Божию»12. Поэтому епископ — главный от-
ветственный за раздаяние «приношения»13 (то есть Святых
Таин), определение епитимии отлучения от причастия, вос-
8 Правило 10-е Сардикийского Собора.
9 Правило 20-е (19-е) Сардикийского Собора.
10 См. правило Кархидонского Собора.
11 Правило 81-е (92-е) Карфагенского Собора.
12 Правило 1-е Кирилла Александрийского.
13 Правило 13-е I Вселенского Собора.
137

становление в общении кающихся14, а также за рукополо-
жение служителей Божественных Таин.
Неповторимость священнического «служения и попече-
ния о народе»15 делает епископов «начальниками»16, «учи-
телями»17 и «предстоятелями стада Спасителева»18. Они яв-
ляются «домостроителями» Церкви19. Как служители Таин
Божиих, пастыри должны глубоко сознавать, что не имеют
собственной власти. Иоанн Златоуст, наставляя говорит:
«А еже прочее ищется в строителех, да верен кто обря-
щется (1 Кор. 4, 2), то есть чтобы не присвоял себе того,
что принадлежит Господу, и не приписывал себе вместо
Господа, а поступал бы как домоправитель. Дело домопра-
вителя — хорошо распоряжаться вверенным ему, не назы-
вая своим принадлежащаго Господу, а напротив своё при-
писывать Господу»20. Предстоятели Церквей являются
14 Правило 12-е I Вселенского Собора.
15 Правило 36-е святых апостолов.
16 Канон 53-е (64-е) Карфагенского Собора.
17 Там же.
18 Послание III Вселенского Собора к священному Собору Пам-
филийскому.
19 Правило 6-е II Вселенского Собора.
2 0 PG 61, 84; цит. по: Полное собрание творений святого Иоанна
Златоуста в 12-ти томах. Т. X. Кн. 1. М, 2004. С. 94.

138
центром единства, как иконы Христа, по образу и положе-
нию, «имея попечение о всех церковных вещах и распоря-
жаясь оными, яко Богу назирающу»21.
Отсюда понятно требование канонов о наличии в каж-
дой епархии только одного епископа. Наличие в епархии
более одного епископа означало бы разрушение церковно-
го единства образованием вокруг каждого из них отдель-
ного центра22.
В священстве Христа участвуют и пресвитеры, кото-
рые пасут народ вместе с епископом и управляют епархи-
ей на уровне прихода. Они удостаиваются «седалищ» и
«священнослужительских мест»23, являясь соучастниками
благодати и ответственности епископа. Поэтому требова-
ния канонов к пресвитерам во многом совпадают с требо-
ваниями предъявляемыми к епископам.
Только епископ, как центр единства и живой образ
Христа в каждой поместной Церкви, обладает правом ру-
21 Правило 38-е святых апостолов.
22 См. правило 15-е VII Вселенского Собора, правило 8-е I Все-
ленского Собора, правило 16-е Двукратного Собора.
23 См. правило 27-е Василия Великого и правило 27-е VI Вселе-
нского Собора.
139
кополагать служителей Церкви. Это право делает еписко-
па единственным центром объединения. Институт хоре-
пископов не упраздняет исключительности церковной
власти, поскольку хорепископ не обладает правом совер-
шать хиротонию без разрешения епископа24. Второй епис-
коп в епархии действует как священник25.
Епископ словно вступает в брачный союз с доставшей-
ся ему епархией26, поэтому он не должен «оставляти глав-
ное место своея кафедры... и оставляти попечение и при-
лежание о своем престоле»27. Перемещение же епископов
с одной кафедры на другую считается духовным прелюбо-
деянием28.
24 См. правило 10-е Антиохийского Собора, правило 8-е I Вселе-
нского собора, правило 13-е Анкирского Собора.
25 См. толкование на правило 35-е святых апостолов. Iln&xAiov...
I. 53-54.
26 Согласно преподобному Никодиму Святогорцу: «Нелогично
пастырю быть без паствы, а епископу без епархии». Целью хиро-
тонии должна быть «защита народа», а не «честолюбие и корыс-
толюбие» (толкование на 37-е правило VI Вселенского Собора.
llT|5dt^iov... I. 250). Таким образом, институт титулярных еписко-
пов и митрополитов не имеет экклезиологического и каноническо-
го обоснования.
27 См. правило 71-е (82-е) Карфагенского Собора.
28 См. правило 3-е Кирилла Александрийского, правила 1-е,
2-е Сардикийского Собора, правило 14-е святых апостолов.
140

Пресвитеры и диаконы в рукоположении соединяются
с храмом либо городским, либо сельским, либо кладби-
щенским, либо освященным в честь мучеников, либо мо-
настырским. Рукоположение клирика без точного опреде-
ления места служения недействительно29, поскольку не
обеспечивает органической связи рукоположенного с те-
лом Церкви, которое имеет объединяющим центром и
местом собраний какой-либо храм.
Как епископ в епархии, так и пресвитер в общине, в ко-
торой он служит, является центром церковного единения,
собирая во Христе народ Божий. «Различия в Церкви су-
ществуют именно с целью достижения единства членами
церковного тела и никак не для разделения и противосто-
яния друг другу», — говорит профессор Муратидис30.
Воспринявшие благодать священства несут огромную
ответственность за руководство паствой во Христе и ум-
ножение числа её членов. «Ибо ему, говорят отцы
III Вселенского Собора о Евстафии Памфилийском, яко
2 9 Правило 6-е IV Вселенского Собора.
30 MovpariSov Kcovaravrivov. 'H obcia mi то ПоМтеица rfjq
'ЕккА^спск; ката TTTV 5i8aaKa^iav 'Icoawoi) тог) Хргхгоатбцои Aftfjvai,
1958. I. 207.
141

единожды принявшему на себя священноначальственное
попечение, подобало удерживати оное с духовною кре-
постию, как бы вооружатися на труды, и охотно перено-
сити пот, обещающий воздаяние»31. Дело пастырей, как
и епископов, — это «назидание народа»32 и его руковод-
ство в борьбе против дьявола и страстей. Пастырь, явля-
ясь «мужем боголюбивым»33, прежде всего, должен
иметь «попечение о душевном спасении»34 пасомых и
быть способным «спасти душу новоприводимую к Бо-
гу»35. «Отбегающих»36 из монастыря (или церковного
прихода в миру) он должен взыскивать «с великим тща-
31 Послание III Вселенского Собора к священному Собору Пам-
филийскому.
3 2 Правило 4-е Кирилла Александрийского. «Подобает имети по-
печение о всем, что полезно и необходимо к назиданию народа, и
что служит к славе святых Церквей. Ибо в Писании сказано: бла-
гоговейны сотворите сыны Израилевы (Лев. 15, 31).,. Итак, по-
елику все, как речено мною, подобает нам творити для назидания
народа: то да наблюдает за сим ваше благочестие... Таким обра-
зом мы соблюдем в чистоте свою совесть, и в безукоризненности
священное и досточтимое служение».
3 3 Правило 2-е Двукратного Собора.
3 4 Там же.
3 5 Там же.
36 Правило 3-е Двукратного Собора.
142

нием»37 и потрудиться «приличным и недугу соответству-
ющим врачевством возстановити и укрепити падшего»38.
Не поступающий так подвергается отлучению. «Ибо аще
имеющий в смотрении безсловесныя животныя, вознера-
див о стаде, не оставляется без наказания, то приявший
пастырское начальство над паствою Христовою, и своим
нерадением и леностью расточающий спасение их, како
не подвергнется наказанию за свою дерзость?»39
Дело пастырского окормления не ограничивается ду-
шеназидательными беседами между пастырем и пасомым.
Оно совершается также в священнослужении Божествен-
ных Таин, проповеди слова Божия и духовном руковод-
стве паствой40. Так священные каноны повелевают, чтобы
3 7 Там же.
3 8 Там же.
3 9 Т
ам же.
4 0 Согласно некоторым учебникам пастырского богословия священни-
ческое служение в Церкви находит своё выражение в трёх областях:
священнодействии, управлении и учительстве. Отсюда священнодей-
ствие и учительство не есть управление, а управление, то есть пастыр-
ское руководство, не есть священнодействие и учительство. Однако,
на наш взгляд, правильно говорить по-другому: пастырское руковод-
ство осуществляется в священнодействии святых таинств, совершении
других литургических и обрядовых действий, учении слова Божия и
общем духовном руководстве паствой.
143
пастыри совершали Священные Тайны канонически и
с должным приготовлением, чтобы давали их только дос-
тойным и ни в коем случае ни еретикам41. Регулярно и не-
опустительно проповедовали слово Божие, в согласии
со Священным Писанием и Преданием отцов42.
41 Правило 18-е Карфагенского Собора, правило 46-е святых
апостолов, правило 25-е Карфагенского Собора, правила 49-е,
50-е святых апостолов.
4 2 См. правило 19-е VI Вселенского Собора. В правиле 2-ом VII
Вселенского Собора говорится: «Всякому имеющему возведену
быти на епископскую степень, непременно знати Псалтирь, да тако
и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщатель-
но испытывати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлени-
ем, а не мимоходом, читати священныя правила, и святое Еванге-
лие, и книгу божественного апостола, и все божественное Писание,
и поступати по заповедям Божиим и учити порученный ему народ.
Ибо сущность иерархии нашей составляют богопреданныя словеса,
то есть истинное ведение божественных Писаний, якоже изрек ве-
ликий Дионисий. Аще же колеблется и не усердствует тако твори-
ти и учити: да не рукополагается. Ибо пророчественно рек Бог:
«Ты умение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, еже жречествовати
Мне» (Ос. 4, 6)». Поэтому во времена гонений пастырям наказы-
валось не искать мученичества, поскольку главным их делом была
проповедь Евангелия: «Ибо первым предметом их было, благовест-
вовати и учити слову Божию, чем утверждая братию пребывати
в вере, они глаголали и сие, «яко многими скорбьми подобает нам
внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22): ибо они искали не сво-
ея пользы, но многих, да спасутся», правило 9-е Петра Александ-
рийского. См. также правило 10-е Петра Александрийского.
144
Руководили народ «в правой вере и добродетельной жиз-
ни»43. Заботились об обращении еретиков, особенно епис-
копы44. Чтобы епископы распоряжались церковным иму-
ществом45 вместе с пресвитерами и диаконами, уделяя из
него находящимся в нужде клирикам и мирянам46 «со
страхом Божиим и всяким благоговением»47. Также кано-
ны обязывают (клириков) не занимать руководящие и во-
енные должности, оставляя свои пастырские обязаннос-
ти48. Не брать на откуп ради прибытка чужих домов и
имений, как только ради попечения о сиротах и беспомощ-
4 3 См. толкование на правило 58-е святых апостолов. ITr|8dcXiov...
I. 84-85.
4 4 См. правило 121-е (135-е) Карфагенского Собора.
4 5 Согласно правилу 7-му Двукратного Собора епископу запреще-
но строить собственный монастырь на средства епархии «к разоре-
нию всея епископии». Дух этого канона указывает нам на то, что
основной обязанностью епископа является забота о (христианах)
живущих в мире. Епископы, ограничивающие свою деятельность
только заботой об основании и поддержании жизнедеятельности
монастырей и не радящие о пастырском руководстве верующих жи-
вущих в миру, не могут управлять епархией.
4 6 См. правило 25-е Антиохийского Собора, правило 59-е святых
апостолов.
4 7 Правило 41-е святых апостолов.
4^ Правило 10-е VII Вселенского Собора, правило 53-е святых
апостолов.
145

ных, по поручению епископа49. Не обращаться с прошени-
ями к мирскому владыке и властям, пользуясь положени-
ем духовных отцов, как только ради ходатайства об оби-
женных, преследуемых, сиротах, вдовах и бедняках50,
поскольку обращения к властям ради удовлетворения лич-
ных нужд вызывают соблазн и лишают епископов дерзно-
вения перед ними. Дело пастырей также принятие каю-
щихся и обращающихся (от греха) и их примирение
с Церковью51.
Главным образом, епископы ответственны за настав-
ление в вере оглашаемых и испытание их перед приняти-
ем крещения52. Епископ должен иметь попечение о мона-
шествующих53. Епископ должен проявлять любовь
к клирикам, находящимся в его подчинении, а те, в свою
очередь, обязаны ему подчиняться54 как «отцу», «ибо
4 9 Правило 3-е IV Вселенского Собора.
50 Правила 7-е, 8-е Сардикийского Собора.
51 Правило 52-е святых апостолов, правило 43-е (52-е) Карфаген-
ского Собора.
52 Правило 46-е Лаодикийского Собора, правило 78-е VI Вселен-
ского Собора.
33 Правило 4-е IV Вселенского Собора.
54 Правило 14-е Сардикийского Собора, правило 8-е Карфагенс-
кого Собора.
146

ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о ду-
шах их»55.
Таким образом, епископ в первую очередь — для свя-
щенно- и церковнослужителей и мирян своей епархии —
пастырь и нежно любящий отец56, а не администратор и
начальник, осуществляющий безличное и холодное ру-
ководство, не основанное на любви и не развивающее
общение личностей. Являя в себе образ Христа, епископ
должен являть и Его пастырские дарования. В то время
как царь (и вообще мирские владыки) является лицом
внешним и «телесным», архиерей должен быть лич-
ностью «внутренней и духовной, вернейшим подражате-
лем Христа, кротчайшего и незлобейшего»57. В таком же
духе мыслят и отцы Сардикийского Собора: «Поелику
55 Правило 39-е святых апостолов. Разумеется, что подчинение
и послушание епископу и вообще духовному отцу должно осу-
ществляться «во Христе». В случае если они впадают в ересь,
переставая быть носителями Христовой истины, отменяется и
обязанность послушания им клира и мирян. Они отвергаются
«от всякаго церковнаго общения» и являются «недействитель-
ными», епископ становится чужд епископства. См. правила 1-е,
7-е III Вселенского Собора.
36 См. правило 13-е Двукратного Собора.
57 См. толкование на правило 53-е святых апостолов. ГТП&ШОУ...
I. 83.
147

долженствуем быти миролюбивы и терпеливы, и доволь-
ное ко всем имети милосердие»38. Аналогично понимает
миссию епископа и гражданский закон Византийской
империи: «Епископ, в своей епархии, есть смотритель и
хранитель всех душ, находящихся в Церкви... Епископ
должен сходиться со смиренными и презирать горде-
цов... Предстрадать своей пастве, считая их огорчения
собственным горем»59. Как нежный и чадолюбивый
отец, епископ не должен надолго оставлять свою епар-
хию и «огорчати вверенный ему народ»60. Епископы и
пресвитеры не должны проявлять нерадения о причте и
о людях, но учить их благочестию, в противном случае
они отлучаются. Остающийся в нерадении и лености из-
вергается из сана61.
58 Правило 18-е Сардикийского Собора.
59 'Ек^. тххХ. т\. сгХ. 92, той Р той Гигор., яосра Пг|5<хА,ип>... I. 20.
1ЛЦ- 2.
6 0 Правило 11-е Сардикийского Собора.
6 0 См. правило 58-е святых апостолов. Согласно святителю Григо-
рию Богослову: «Светильник телу есть око (Мф. 6, 22), а све-
тильник Церкви есть епископ; потому как оку необходимо быть
чистым, чтобы и тело двигалось правильно, а когда оно не чисто, и
тело движется неправильно, так вместе с предстоятелем Церкви,
каков он окажется, и Церковь или подвергнется опасности, или
спасётся
» (PG 37, 84).
148
Для пастырей существует опасность при прохожде-
нии пастырского служения совершать его антропоцен-
трично, то есть по своему собственному суждению,
а не в соответствии с сознанием Церкви. Во избежа-
ние таковой опасности пастырям при управлении цер-
ковными делами и руководстве человеческими душами
необходимо придерживаться священных канонов,
в которых выражена богочеловеческая воля Церкви,
а в случаи затруднительных и спорных вопросов при-
бегать к их соборному решению. Поэтому епископам
необходимо участвовать в соборах, чтобы вразумлять
и вразумляться «ко благоустроению Церкви и проча-
го»62. Для решения глобальных вопросов церковной
жизни они должны обращаться к первому между со-
бой63. Согласно 14-му правилу VII Вселенского Собо-
ра «порядок не разлучен от священства, и с точностью
хранити относящиеся к священству производства, есть
дело Богу угодное».
6 2 Правило 40-е Лаодикийского Собора.
6 3 См. правило 34-е святых апостолов. К таким вопросам святой
Никодим относит «догматические вопросы, устранение общих
погрешностей, назначение и рукоположение архиереев». См. тол-
кование на правило 34-е святых апостолов. ПГ|5(ШОУ... X. 52.
149

Обязанность сообразовывать путь, которым следу-
ет Церковь, с волей Господа лежит главным образом
на епископах. Они преимущественно — учителя исти-
ны и называются «очами церковными». От их внут-
реннего состояния зависит состояние всего тела Церк-
ви, находится ли она в опасности или идёт по пути
спасения64. Епископы, имея благодать наставления
в истине, должны быть чувствительными к любой по-
пытке скрытого или явного искажения церковного
Предания посредством учений или течений, чуждых или
противных духу Церкви. Каждый епископ должен быть
недремлющим сознанием Церкви, отличая то, что со-
гласно с церковной верой от того, что ей противно; бо-
роться за «познания», то есть точность догматических
истин, за «исповедание Кафолической Церкви» и «за-
щищать истину»65. Рукополагаемые в епископский или
священнический сан должны знать постановления собо-
ров, «дабы не поступали вопреки определениям собора,
и не раскаивались»66.
6 4 См. nr|6dA,iov... I. 85.
65 Правило 17-е Сардикийского Собора.
6 6 Правило 18-е (25-е) Карфагенского Собора.
150
Тако
е призвание епископов, которое в наибольшей
мере раскрывается в работе соборов, или по мере необ-
ходимости прежде, когда прекращается поминовение
впавших в ересь митрополитов или патриархов, предпо-
лагает наличие богословских знаний. Не в интеллекту-
альном смысле, а в смысле святоотеческом, в смысле та-
инственного общения и познания Троичного Бога, Его
энергий и различение их от энергий дьявольских. Други-
ми словами, не только образованные и общественно
активные, но святой жизни, духовно одарённые архипас-
тыри — выразители непогрешимого сознания Церкви.
Излишняя занятость епископов общественными делами
может их всецело поглотить и привести к пастырству
антропоцентричному, что лишит их возможности быть
по преимуществу богословами, учителями и наставника-
ми народа Божия в истине Церкви.


Личные качества и обязанности пастыря

Требование Церкви к пастырям, выражаемое посред-
ством священных канонов, состоит в том, чтобы они явля-
ли верующим пример святой жизни. Были «правилами ве-
151
ры» и святости или, согласно правилу 12-му Лаодикийс-
кого Собора, таковыми, «которые с давняго времени
испытаны в слове веры, и в житии сообразно правому сло-
ву». Многолетнее испытание в каждой степени священ-
ства необходимо для того, чтобы были усмотрены «вера,
благонравие, постоянство и кротость»67. По таковом ис-
пытании паства может признать в пастырях своих руково-
дителей и наставников.
6 7 Правило 10-е Сардикийского Собора. Характерно то, что сам
институт низшего причта (церковнослужителей) использовался
Церковью для того, чтобы посредством длительного испытания вы-
являть из их числа достойных священнического рукоположения.
Согласно правилу 89-му святителя Василия Великого: «По обы-
чаю, издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители
церкви приемлемы были по испытании со всякою строгостию, и все
поведение их прилежно изследываемо бывало: не злоречивы ли
они, не пьяницы ли, не склонны ли в ссорам, наставляли (укроща-
ли) ли юность свою, да возмогут совершати «святыню со всеми их
же кроме никтоже узрит Господа» (Евр. 12,14). И сие испытыва-
ли пресвитеры и диаконы с ними живущие, доносили о том хоре-
пископам, а сии, приняв отзыв от свидетельствующих по истине и
представив епископу, таким образом причисляли служителя к свя-
щенному чину... От сего много служителей церкви числится в каж-
дом селе, но нет никого достойного служению олтарю, как вы сами
свидетельствуете, не находя людей при избраниях... И впредь до-
стойных испытуйте и принимайте, но не числите в клире, прежде
нежели представите нам. Иначе же ведайте, яко принятый в цер-
ковное служение без нашего разрешения, будет мирянином».
152
Пастырское служение возможно только в том случае,
если «житие добродетельно, и нет никакого тому препят-
ствия»68. «Что укоризненно в мирянах, то кольми паче
достойно осуждения в принадлежащих к клиру»69. «При-
касающиеся к святыням»70 должны хранить целомудрие и
воздержание, дабы имели дерзновение к Богу, «да возмо-
гут получити, чего в простоте просят от Бога»71. «Неред-
ко по причине безстыдства немногих, божественное и дос-
точтимое имя священства подвергалось пренебрежению»72
и хулилось людьми.
Священные каноны обращают внимание клириков на
безукоризненность поведения. Известные препятствия не
допускают к священству тех, кто после крещения впал
в тяжкие грехи73, а грехи, не являющиеся препятствием
к принятию священного сана, очищаются благодатью ру-
коположения74.
6 8 Правило 12-е Феофила Александрийского.
6 9 Правило 5-е Карфагенского Собора.
7 0 Правило 4-е Карфагенского Собора.
71 Правило 3-е Карфагенского Собора.
7 2 Правило 20-е (19-е) Сардикийского Собора.
7 3 См. правило 61-е святых апостолов.
7 4 См. правило 9-е Неокесарийского Собора.
153

Церковь требует от кандидатов в священство такой чис-
тоты жизни, которая допускает священнодействие перед
чистейшим Господом, «чтобы счисляющихся в клире, и
другим божественная преподающих, представити чистыми
и непорочными служителями, и достойными мысленныя
жертвы, великаго Бога, Который есть и Жертва и Архие-
рей»^. Кроме того, несообразно «благословляти другого то-
му, кто должен врачевати свои собственныя язвы»76.
Поэтому необходимо точное испытание рукополагаю-
щими жизни кандидатов на рукоположение и обстоя-
тельств, которые подвигают их стать членами клира. Толь-
ко в случае если кандидат найден безукоризненным,
возможно его рукоположение. Так будет соблюдена в чис-
тоте совесть рукополагающих и в безукоризненности «свя-
щенное и досточтимое служение»77. Критерием при возве-
дении во священство, должны служить, исключительно,
личные достоинства и добродетель рукополагаемого, а не
его происхождение из духовного сословия78.
75 Правило 3-е VI Вселенского Собора.
7 6 Там же.
77 Правило 4-е Кирилла Александрийского.
7 8 См. правило 33-е VI Вселенского Собора.
154

Клирики должны быть особенно внимательны ко
всему, что могло бы соблазнить людей, и избегать
действий, которые, возможно, и не наносят вреда им са-
мим, но смущают паству79. Более того, клирики должны
быть « бесстрастными » ( бескорыстными ), поскольку
корыстолюбцы становятся бесчувственными, навлекают
на себя гнев Божий и подпадают под суровые епитимии,
как преступники заповедей Божиих и апостольских по-
становлений80.
Сам внешний вид клириков и их манера держаться
должны выражать приличие, скромность и смирение81.
7 9 См. правила 5-е VI Вселенского Собора, 38-е (47-е) Карфаген-
ского Собора. Также: «Потому что научились от апостола не по-
лагати претыкания брату или соблазна (см.: Рим. 14, 13). Знаем
же, яко некоторых действия чистыя, для других бывают поводом
ко греху. Сего ради, следуя установлению святых отец, мы повеле-
ли тебе отлучитися от оныя жены» (правило 88-е Василия Вели-
кого). По той же причине запрещено епископам по совершении
над ними рукоположения жить совместно со своими женами
(См. правило 12-е VI Вселенского Собора).
8 0 См. правило 4-е VII Вселенского Собора.
81 Сказанное о диаконах: «не желать председаний» относится ко
всем степеням священного чина, «сие же самое да соблюдается и
в прочих степенях священного чина: ибо мы ведаем, что достоин-
ства или должности духовныя превосходнее должностей, относя-
щихся к миру» (правило 7-е VI Вселенского Собора).
155
«Всякая роскошь и украшения тела чужды священничес-
кого чина и состояния». Сего ради носящие священный
сан не должны украшать себя «светлыми и пышными
одеждами» и употреблять «благовонные масти», но до-
вольствоваться «нероскошным и скромным одеянием: ибо
всё, что не для потребности, но для убранства приемлется,
подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Васи-
лий Великий»82. В любых обстоятельствах, даже в обыч-
ном общении, при встрече и совместной трапезе с «бого-
боязненными и благоговейными мужами», пастырь
должен иметь в виду духовную пользу тех, с кем он обща-
ется, «дабы и сие общение трапезы вело к назиданию ду-
ховному»83. Наконец, священник обязан руководить
в христианской жизни и своих детей, удерживая их от не-
потребных развлечений84.
Само собой разумеется, что моральный облик свя-
щеннослужителя, как он описан в священных канонах,
основан не на принципе внешнего подчинения некоему
объективному нравственному закону, но на принципе
8 2 Правило 16-е VII Вселенского Собора.
8 3 Правило 22-е VII Вселенского Собора.
8 4 Правило 15-е (18-е) Карфагенского Собора.
156

свободы и послушания в любви воле Божией. С другой
стороны, любовь к братьям внутренне понуждает свя-
щеннослужителя быть внимательным к своему внешне-
му образу поведения, дабы не подавать им повода
к смущению, по сказанному: «Всё мне позволительно,
но не всё полезно» (1 Кор. 6, 12). Достойный священ-
нослужитель всегда остерегается того, чтобы не предпо-
читать «идолов Христу». Под «идолами» подразумева-
ются абсолютизированные и обоготворенные ценности,
относительные сами по себе. Не предавать вторично
«единожды Распятого за нас», имея сознание того, что
в Церкви «нам вверены Тело и Кровь Христовы»85.
Моральный облик священнослужителя, как и мораль-
ный облик христианина вообще, имеет христологическое
и экклезиологическое основание. Участие в общем Теле
и Крови Христа даёт священнослужителю возможность
приобщения богочеловеческои любви и богомужескому
облику Иисуса Христа.
85 Правило

ნანახია: 759 | დაამატა: paterzaqaria | რეიტინგი: 0.0/0
სულ კომენტარები: 0
კომენტარის დამატება შეუძლიათ მხოლოდ დარეგისტრირებულ მომხმარებლებს
[ რეგისტრაცია | შესვლა ]

ახალი ამბები (НОВОСТИ)

ჰოსტერი uCoz