Священство. Личные качества пастыря по священным канонам Природа священства и его назначение
Ответственность и дело пастырского окормления верного
народа Божия принимают через рукоположение пастыри Церкви, епископ и пресвитер, как и их помощник в совер- шении таинств — диакон1, которые в канонах называются её «предстоятелями»2. Каноны различают в Церкви следующие чины: свя- щеннослужителей ( епископы, пресвитеры, диаконы ), церковнослужителей (прислужники, певцы, заклинате- ли, привратники, чтецы)3 и мирян4. К ним некоторые 1 См. правило 18-е I Вселенского Собора. 2 См. правило 1-е Антиохийского Собора. 3 См. правило 24-е Лаодикийского Собора. 4 См. правило 77-е VI Вселенского Собора и 27-е Лаодикийского Собора. 135 каноны добавляют монахов. Такое разделение является не онтологическим, ведь все христиане посредством крещения и святых таинств приобщаются Божественной жизни Христа, делаясь участниками спасающей благо- дати Божией и благ Его Царствия, исполнителями Его воли и служителями Его Церкви, но функциональным, по причине определённого служения каждого в теле Христовом. Священническое служение — «дар Божий» и «даро- вание»5, которое даётся Спасителем («от Меня, говорит, вы приняли священническое достоинство»6 ) независимо от праведности получающего (т.е. человека, ведущего наиболее праведную жизнь среди членов общины) или совершающего рукоположение епископа. Он действует не собственной властью, но как уполномоченный Архи- пастыря Христа, имеющий дать ответ Судии всех7. Со- общаемой ему благодатью пастырь делается способным пасти народ Божий. Поэтому священство в канонах на- 5 Правило 90-е Василия Великого. 6 Окружное послание Геннадия, патриарха Константинопольс- кого. 7 Ср. правило 2-е Кирилла Александрийского. 136 зывается «божественным»8, «божественное и досточти- мое имя священства»9. Как дар, священство есть продолжение и участие в од- ном и единственном священстве Христа, которое дарова- но Церкви. Только один священник существует в Церк- ви. «Люди — священники» воплощают в Церкви Его свя- щенство10. Служители священства Христова — в первую очередь епископы, почему в канонах «иереями» или «иереями Бо- жиями»11 называются главным образом епископы. Священ- нический характер епископского служения подтверждается главенствующим местом, которое епископ занимает во время совершения таинства Божественной евхаристии, главного и основополагающего таинства Церкви, «предстоя жертвеннику Божию»12. Поэтому епископ — главный от- ветственный за раздаяние «приношения»13 (то есть Святых Таин), определение епитимии отлучения от причастия, вос- 8 Правило 10-е Сардикийского Собора. 9 Правило 20-е (19-е) Сардикийского Собора. 10 См. правило Кархидонского Собора. 11 Правило 81-е (92-е) Карфагенского Собора. 12 Правило 1-е Кирилла Александрийского. 13 Правило 13-е I Вселенского Собора. 137 становление в общении кающихся14, а также за рукополо- жение служителей Божественных Таин. Неповторимость священнического «служения и попече- ния о народе»15 делает епископов «начальниками»16, «учи- телями»17 и «предстоятелями стада Спасителева»18. Они яв- ляются «домостроителями» Церкви19. Как служители Таин Божиих, пастыри должны глубоко сознавать, что не имеют собственной власти. Иоанн Златоуст, наставляя говорит: «А еже прочее ищется в строителех, да верен кто обря- щется (1 Кор. 4, 2), то есть чтобы не присвоял себе того, что принадлежит Господу, и не приписывал себе вместо Господа, а поступал бы как домоправитель. Дело домопра- вителя — хорошо распоряжаться вверенным ему, не назы- вая своим принадлежащаго Господу, а напротив своё при- писывать Господу»20. Предстоятели Церквей являются 14 Правило 12-е I Вселенского Собора. 15 Правило 36-е святых апостолов. 16 Канон 53-е (64-е) Карфагенского Собора. 17 Там же. 18 Послание III Вселенского Собора к священному Собору Пам- филийскому. 19 Правило 6-е II Вселенского Собора. 2 0 PG 61, 84; цит. по: Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12-ти томах. Т. X. Кн. 1. М, 2004. С. 94. 138 центром единства, как иконы Христа, по образу и положе- нию, «имея попечение о всех церковных вещах и распоря- жаясь оными, яко Богу назирающу»21. Отсюда понятно требование канонов о наличии в каж- дой епархии только одного епископа. Наличие в епархии более одного епископа означало бы разрушение церковно- го единства образованием вокруг каждого из них отдель- ного центра22. В священстве Христа участвуют и пресвитеры, кото- рые пасут народ вместе с епископом и управляют епархи- ей на уровне прихода. Они удостаиваются «седалищ» и «священнослужительских мест»23, являясь соучастниками благодати и ответственности епископа. Поэтому требова- ния канонов к пресвитерам во многом совпадают с требо- ваниями предъявляемыми к епископам. Только епископ, как центр единства и живой образ Христа в каждой поместной Церкви, обладает правом ру- 21 Правило 38-е святых апостолов. 22 См. правило 15-е VII Вселенского Собора, правило 8-е I Все- ленского Собора, правило 16-е Двукратного Собора. 23 См. правило 27-е Василия Великого и правило 27-е VI Вселе- нского Собора. 139 кополагать служителей Церкви. Это право делает еписко- па единственным центром объединения. Институт хоре- пископов не упраздняет исключительности церковной власти, поскольку хорепископ не обладает правом совер- шать хиротонию без разрешения епископа24. Второй епис- коп в епархии действует как священник25. Епископ словно вступает в брачный союз с доставшей- ся ему епархией26, поэтому он не должен «оставляти глав- ное место своея кафедры... и оставляти попечение и при- лежание о своем престоле»27. Перемещение же епископов с одной кафедры на другую считается духовным прелюбо- деянием28. 24 См. правило 10-е Антиохийского Собора, правило 8-е I Вселе- нского собора, правило 13-е Анкирского Собора. 25 См. толкование на правило 35-е святых апостолов. Iln&xAiov... I. 53-54. 26 Согласно преподобному Никодиму Святогорцу: «Нелогично пастырю быть без паствы, а епископу без епархии». Целью хиро- тонии должна быть «защита народа», а не «честолюбие и корыс- толюбие» (толкование на 37-е правило VI Вселенского Собора. llT|5dt^iov... I. 250). Таким образом, институт титулярных еписко- пов и митрополитов не имеет экклезиологического и каноническо- го обоснования. 27 См. правило 71-е (82-е) Карфагенского Собора. 28 См. правило 3-е Кирилла Александрийского, правила 1-е, 2-е Сардикийского Собора, правило 14-е святых апостолов. 140 Пресвитеры и диаконы в рукоположении соединяются с храмом либо городским, либо сельским, либо кладби- щенским, либо освященным в честь мучеников, либо мо- настырским. Рукоположение клирика без точного опреде- ления места служения недействительно29, поскольку не обеспечивает органической связи рукоположенного с те- лом Церкви, которое имеет объединяющим центром и местом собраний какой-либо храм. Как епископ в епархии, так и пресвитер в общине, в ко- торой он служит, является центром церковного единения, собирая во Христе народ Божий. «Различия в Церкви су- ществуют именно с целью достижения единства членами церковного тела и никак не для разделения и противосто- яния друг другу», — говорит профессор Муратидис30. Воспринявшие благодать священства несут огромную ответственность за руководство паствой во Христе и ум- ножение числа её членов. «Ибо ему, говорят отцы III Вселенского Собора о Евстафии Памфилийском, яко 2 9 Правило 6-е IV Вселенского Собора. 30 MovpariSov Kcovaravrivov. 'H obcia mi то ПоМтеица rfjq 'ЕккА^спск; ката TTTV 5i8aaKa^iav 'Icoawoi) тог) Хргхгоатбцои Aftfjvai, 1958. I. 207. 141 единожды принявшему на себя священноначальственное попечение, подобало удерживати оное с духовною кре- постию, как бы вооружатися на труды, и охотно перено- сити пот, обещающий воздаяние»31. Дело пастырей, как и епископов, — это «назидание народа»32 и его руковод- ство в борьбе против дьявола и страстей. Пастырь, явля- ясь «мужем боголюбивым»33, прежде всего, должен иметь «попечение о душевном спасении»34 пасомых и быть способным «спасти душу новоприводимую к Бо- гу»35. «Отбегающих»36 из монастыря (или церковного прихода в миру) он должен взыскивать «с великим тща- 31 Послание III Вселенского Собора к священному Собору Пам- филийскому. 3 2 Правило 4-е Кирилла Александрийского. «Подобает имети по- печение о всем, что полезно и необходимо к назиданию народа, и что служит к славе святых Церквей. Ибо в Писании сказано: бла- гоговейны сотворите сыны Израилевы (Лев. 15, 31).,. Итак, по- елику все, как речено мною, подобает нам творити для назидания народа: то да наблюдает за сим ваше благочестие... Таким обра- зом мы соблюдем в чистоте свою совесть, и в безукоризненности священное и досточтимое служение». 3 3 Правило 2-е Двукратного Собора. 3 4 Там же. 3 5 Там же. 36 Правило 3-е Двукратного Собора. 142 нием»37 и потрудиться «приличным и недугу соответству- ющим врачевством возстановити и укрепити падшего»38. Не поступающий так подвергается отлучению. «Ибо аще имеющий в смотрении безсловесныя животныя, вознера- див о стаде, не оставляется без наказания, то приявший пастырское начальство над паствою Христовою, и своим нерадением и леностью расточающий спасение их, како не подвергнется наказанию за свою дерзость?»39 Дело пастырского окормления не ограничивается ду- шеназидательными беседами между пастырем и пасомым. Оно совершается также в священнослужении Божествен- ных Таин, проповеди слова Божия и духовном руковод- стве паствой40. Так священные каноны повелевают, чтобы 3 7 Там же. 3 8 Там же. 3 9 Там же. 4 0 Согласно некоторым учебникам пастырского богословия священни- ческое служение в Церкви находит своё выражение в трёх областях: священнодействии, управлении и учительстве. Отсюда священнодей- ствие и учительство не есть управление, а управление, то есть пастыр- ское руководство, не есть священнодействие и учительство. Однако, на наш взгляд, правильно говорить по-другому: пастырское руковод- ство осуществляется в священнодействии святых таинств, совершении других литургических и обрядовых действий, учении слова Божия и общем духовном руководстве паствой. 143 пастыри совершали Священные Тайны канонически и с должным приготовлением, чтобы давали их только дос- тойным и ни в коем случае ни еретикам41. Регулярно и не- опустительно проповедовали слово Божие, в согласии со Священным Писанием и Преданием отцов42. 41 Правило 18-е Карфагенского Собора, правило 46-е святых апостолов, правило 25-е Карфагенского Собора, правила 49-е, 50-е святых апостолов. 4 2 См. правило 19-е VI Вселенского Собора. В правиле 2-ом VII Вселенского Собора говорится: «Всякому имеющему возведену быти на епископскую степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщатель- но испытывати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлени- ем, а не мимоходом, читати священныя правила, и святое Еванге- лие, и книгу божественного апостола, и все божественное Писание, и поступати по заповедям Божиим и учити порученный ему народ. Ибо сущность иерархии нашей составляют богопреданныя словеса, то есть истинное ведение божественных Писаний, якоже изрек ве- ликий Дионисий. Аще же колеблется и не усердствует тако твори- ти и учити: да не рукополагается. Ибо пророчественно рек Бог: «Ты умение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, еже жречествовати Мне» (Ос. 4, 6)». Поэтому во времена гонений пастырям наказы- валось не искать мученичества, поскольку главным их делом была проповедь Евангелия: «Ибо первым предметом их было, благовест- вовати и учити слову Божию, чем утверждая братию пребывати в вере, они глаголали и сие, «яко многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22): ибо они искали не сво- ея пользы, но многих, да спасутся», правило 9-е Петра Александ- рийского. См. также правило 10-е Петра Александрийского. 144 Руководили народ «в правой вере и добродетельной жиз- ни»43. Заботились об обращении еретиков, особенно епис- копы44. Чтобы епископы распоряжались церковным иму- ществом45 вместе с пресвитерами и диаконами, уделяя из него находящимся в нужде клирикам и мирянам46 «со страхом Божиим и всяким благоговением»47. Также кано- ны обязывают (клириков) не занимать руководящие и во- енные должности, оставляя свои пастырские обязаннос- ти48. Не брать на откуп ради прибытка чужих домов и имений, как только ради попечения о сиротах и беспомощ- 4 3 См. толкование на правило 58-е святых апостолов. ITr|8dcXiov... I. 84-85. 4 4 См. правило 121-е (135-е) Карфагенского Собора. 4 5 Согласно правилу 7-му Двукратного Собора епископу запреще- но строить собственный монастырь на средства епархии «к разоре- нию всея епископии». Дух этого канона указывает нам на то, что основной обязанностью епископа является забота о (христианах) живущих в мире. Епископы, ограничивающие свою деятельность только заботой об основании и поддержании жизнедеятельности монастырей и не радящие о пастырском руководстве верующих жи- вущих в миру, не могут управлять епархией. 4 6 См. правило 25-е Антиохийского Собора, правило 59-е святых апостолов. 4 7 Правило 41-е святых апостолов. 4^ Правило 10-е VII Вселенского Собора, правило 53-е святых апостолов. 145 ных, по поручению епископа49. Не обращаться с прошени- ями к мирскому владыке и властям, пользуясь положени- ем духовных отцов, как только ради ходатайства об оби- женных, преследуемых, сиротах, вдовах и бедняках50, поскольку обращения к властям ради удовлетворения лич- ных нужд вызывают соблазн и лишают епископов дерзно- вения перед ними. Дело пастырей также принятие каю- щихся и обращающихся (от греха) и их примирение с Церковью51. Главным образом, епископы ответственны за настав- ление в вере оглашаемых и испытание их перед приняти- ем крещения52. Епископ должен иметь попечение о мона- шествующих53. Епископ должен проявлять любовь к клирикам, находящимся в его подчинении, а те, в свою очередь, обязаны ему подчиняться54 как «отцу», «ибо 4 9 Правило 3-е IV Вселенского Собора. 50 Правила 7-е, 8-е Сардикийского Собора. 51 Правило 52-е святых апостолов, правило 43-е (52-е) Карфаген- ского Собора. 52 Правило 46-е Лаодикийского Собора, правило 78-е VI Вселен- ского Собора. 33 Правило 4-е IV Вселенского Собора. 54 Правило 14-е Сардикийского Собора, правило 8-е Карфагенс- кого Собора. 146 ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о ду- шах их»55. Таким образом, епископ в первую очередь — для свя- щенно- и церковнослужителей и мирян своей епархии — пастырь и нежно любящий отец56, а не администратор и начальник, осуществляющий безличное и холодное ру- ководство, не основанное на любви и не развивающее общение личностей. Являя в себе образ Христа, епископ должен являть и Его пастырские дарования. В то время как царь (и вообще мирские владыки) является лицом внешним и «телесным», архиерей должен быть лич- ностью «внутренней и духовной, вернейшим подражате- лем Христа, кротчайшего и незлобейшего»57. В таком же духе мыслят и отцы Сардикийского Собора: «Поелику 55 Правило 39-е святых апостолов. Разумеется, что подчинение и послушание епископу и вообще духовному отцу должно осу- ществляться «во Христе». В случае если они впадают в ересь, переставая быть носителями Христовой истины, отменяется и обязанность послушания им клира и мирян. Они отвергаются «от всякаго церковнаго общения» и являются «недействитель- ными», епископ становится чужд епископства. См. правила 1-е, 7-е III Вселенского Собора. 36 См. правило 13-е Двукратного Собора. 57 См. толкование на правило 53-е святых апостолов. ГТП&ШОУ... I. 83. 147 долженствуем быти миролюбивы и терпеливы, и доволь- ное ко всем имети милосердие»38. Аналогично понимает миссию епископа и гражданский закон Византийской империи: «Епископ, в своей епархии, есть смотритель и хранитель всех душ, находящихся в Церкви... Епископ должен сходиться со смиренными и презирать горде- цов... Предстрадать своей пастве, считая их огорчения собственным горем»59. Как нежный и чадолюбивый отец, епископ не должен надолго оставлять свою епар- хию и «огорчати вверенный ему народ»60. Епископы и пресвитеры не должны проявлять нерадения о причте и о людях, но учить их благочестию, в противном случае они отлучаются. Остающийся в нерадении и лености из- вергается из сана61. 58 Правило 18-е Сардикийского Собора. 59 'Ек^. тххХ. т\. сгХ. 92, той Р той Гигор., яосра Пг|5<хА,ип>... I. 20. 1ЛЦ- 2. 6 0 Правило 11-е Сардикийского Собора. 6 0 См. правило 58-е святых апостолов. Согласно святителю Григо- рию Богослову: «Светильник телу есть око (Мф. 6, 22), а све- тильник Церкви есть епископ; потому как оку необходимо быть чистым, чтобы и тело двигалось правильно, а когда оно не чисто, и тело движется неправильно, так вместе с предстоятелем Церкви, каков он окажется, и Церковь или подвергнется опасности, или спасётся» (PG 37, 84). 148 Для пастырей существует опасность при прохожде- нии пастырского служения совершать его антропоцен- трично, то есть по своему собственному суждению, а не в соответствии с сознанием Церкви. Во избежа- ние таковой опасности пастырям при управлении цер- ковными делами и руководстве человеческими душами необходимо придерживаться священных канонов, в которых выражена богочеловеческая воля Церкви, а в случаи затруднительных и спорных вопросов при- бегать к их соборному решению. Поэтому епископам необходимо участвовать в соборах, чтобы вразумлять и вразумляться «ко благоустроению Церкви и проча- го»62. Для решения глобальных вопросов церковной жизни они должны обращаться к первому между со- бой63. Согласно 14-му правилу VII Вселенского Собо- ра «порядок не разлучен от священства, и с точностью хранити относящиеся к священству производства, есть дело Богу угодное». 6 2 Правило 40-е Лаодикийского Собора. 6 3 См. правило 34-е святых апостолов. К таким вопросам святой Никодим относит «догматические вопросы, устранение общих погрешностей, назначение и рукоположение архиереев». См. тол- кование на правило 34-е святых апостолов. ПГ|5(ШОУ... X. 52. 149 Обязанность сообразовывать путь, которым следу- ет Церковь, с волей Господа лежит главным образом на епископах. Они преимущественно — учителя исти- ны и называются «очами церковными». От их внут- реннего состояния зависит состояние всего тела Церк- ви, находится ли она в опасности или идёт по пути спасения64. Епископы, имея благодать наставления в истине, должны быть чувствительными к любой по- пытке скрытого или явного искажения церковного Предания посредством учений или течений, чуждых или противных духу Церкви. Каждый епископ должен быть недремлющим сознанием Церкви, отличая то, что со- гласно с церковной верой от того, что ей противно; бо- роться за «познания», то есть точность догматических истин, за «исповедание Кафолической Церкви» и «за- щищать истину»65. Рукополагаемые в епископский или священнический сан должны знать постановления собо- ров, «дабы не поступали вопреки определениям собора, и не раскаивались»66. 6 4 См. nr|6dA,iov... I. 85. 65 Правило 17-е Сардикийского Собора. 6 6 Правило 18-е (25-е) Карфагенского Собора. 150 Такое призвание епископов, которое в наибольшей мере раскрывается в работе соборов, или по мере необ- ходимости прежде, когда прекращается поминовение впавших в ересь митрополитов или патриархов, предпо- лагает наличие богословских знаний. Не в интеллекту- альном смысле, а в смысле святоотеческом, в смысле та- инственного общения и познания Троичного Бога, Его энергий и различение их от энергий дьявольских. Други- ми словами, не только образованные и общественно активные, но святой жизни, духовно одарённые архипас- тыри — выразители непогрешимого сознания Церкви. Излишняя занятость епископов общественными делами может их всецело поглотить и привести к пастырству антропоцентричному, что лишит их возможности быть по преимуществу богословами, учителями и наставника- ми народа Божия в истине Церкви.
Личные качества и обязанности пастыря
Требование Церкви к пастырям, выражаемое посред- ством священных канонов, состоит в том, чтобы они явля- ли верующим пример святой жизни. Были «правилами ве- 151 ры» и святости или, согласно правилу 12-му Лаодикийс- кого Собора, таковыми, «которые с давняго времени испытаны в слове веры, и в житии сообразно правому сло- ву». Многолетнее испытание в каждой степени священ- ства необходимо для того, чтобы были усмотрены «вера, благонравие, постоянство и кротость»67. По таковом ис- пытании паства может признать в пастырях своих руково- дителей и наставников. 6 7 Правило 10-е Сардикийского Собора. Характерно то, что сам институт низшего причта (церковнослужителей) использовался Церковью для того, чтобы посредством длительного испытания вы- являть из их числа достойных священнического рукоположения. Согласно правилу 89-му святителя Василия Великого: «По обы- чаю, издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители церкви приемлемы были по испытании со всякою строгостию, и все поведение их прилежно изследываемо бывало: не злоречивы ли они, не пьяницы ли, не склонны ли в ссорам, наставляли (укроща- ли) ли юность свою, да возмогут совершати «святыню со всеми их же кроме никтоже узрит Господа» (Евр. 12,14). И сие испытыва- ли пресвитеры и диаконы с ними живущие, доносили о том хоре- пископам, а сии, приняв отзыв от свидетельствующих по истине и представив епископу, таким образом причисляли служителя к свя- щенному чину... От сего много служителей церкви числится в каж- дом селе, но нет никого достойного служению олтарю, как вы сами свидетельствуете, не находя людей при избраниях... И впредь до- стойных испытуйте и принимайте, но не числите в клире, прежде нежели представите нам. Иначе же ведайте, яко принятый в цер- ковное служение без нашего разрешения, будет мирянином». 152 Пастырское служение возможно только в том случае, если «житие добродетельно, и нет никакого тому препят- ствия»68. «Что укоризненно в мирянах, то кольми паче достойно осуждения в принадлежащих к клиру»69. «При- касающиеся к святыням»70 должны хранить целомудрие и воздержание, дабы имели дерзновение к Богу, «да возмо- гут получити, чего в простоте просят от Бога»71. «Неред- ко по причине безстыдства немногих, божественное и дос- точтимое имя священства подвергалось пренебрежению»72 и хулилось людьми. Священные каноны обращают внимание клириков на безукоризненность поведения. Известные препятствия не допускают к священству тех, кто после крещения впал в тяжкие грехи73, а грехи, не являющиеся препятствием к принятию священного сана, очищаются благодатью ру- коположения74. 6 8 Правило 12-е Феофила Александрийского. 6 9 Правило 5-е Карфагенского Собора. 7 0 Правило 4-е Карфагенского Собора. 71 Правило 3-е Карфагенского Собора. 7 2 Правило 20-е (19-е) Сардикийского Собора. 7 3 См. правило 61-е святых апостолов. 7 4 См. правило 9-е Неокесарийского Собора. 153 Церковь требует от кандидатов в священство такой чис- тоты жизни, которая допускает священнодействие перед чистейшим Господом, «чтобы счисляющихся в клире, и другим божественная преподающих, представити чистыми и непорочными служителями, и достойными мысленныя жертвы, великаго Бога, Который есть и Жертва и Архие- рей»^. Кроме того, несообразно «благословляти другого то- му, кто должен врачевати свои собственныя язвы»76. Поэтому необходимо точное испытание рукополагаю- щими жизни кандидатов на рукоположение и обстоя- тельств, которые подвигают их стать членами клира. Толь- ко в случае если кандидат найден безукоризненным, возможно его рукоположение. Так будет соблюдена в чис- тоте совесть рукополагающих и в безукоризненности «свя- щенное и досточтимое служение»77. Критерием при возве- дении во священство, должны служить, исключительно, личные достоинства и добродетель рукополагаемого, а не его происхождение из духовного сословия78. 75 Правило 3-е VI Вселенского Собора. 7 6 Там же. 77 Правило 4-е Кирилла Александрийского. 7 8 См. правило 33-е VI Вселенского Собора. 154 Клирики должны быть особенно внимательны ко всему, что могло бы соблазнить людей, и избегать действий, которые, возможно, и не наносят вреда им са- мим, но смущают паству79. Более того, клирики должны быть « бесстрастными » ( бескорыстными ), поскольку корыстолюбцы становятся бесчувственными, навлекают на себя гнев Божий и подпадают под суровые епитимии, как преступники заповедей Божиих и апостольских по- становлений80. Сам внешний вид клириков и их манера держаться должны выражать приличие, скромность и смирение81. 7 9 См. правила 5-е VI Вселенского Собора, 38-е (47-е) Карфаген- ского Собора. Также: «Потому что научились от апостола не по- лагати претыкания брату или соблазна (см.: Рим. 14, 13). Знаем же, яко некоторых действия чистыя, для других бывают поводом ко греху. Сего ради, следуя установлению святых отец, мы повеле- ли тебе отлучитися от оныя жены» (правило 88-е Василия Вели- кого). По той же причине запрещено епископам по совершении над ними рукоположения жить совместно со своими женами (См. правило 12-е VI Вселенского Собора). 8 0 См. правило 4-е VII Вселенского Собора. 81 Сказанное о диаконах: «не желать председаний» относится ко всем степеням священного чина, «сие же самое да соблюдается и в прочих степенях священного чина: ибо мы ведаем, что достоин- ства или должности духовныя превосходнее должностей, относя- щихся к миру» (правило 7-е VI Вселенского Собора). 155 «Всякая роскошь и украшения тела чужды священничес- кого чина и состояния». Сего ради носящие священный сан не должны украшать себя «светлыми и пышными одеждами» и употреблять «благовонные масти», но до- вольствоваться «нероскошным и скромным одеянием: ибо всё, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Васи- лий Великий»82. В любых обстоятельствах, даже в обыч- ном общении, при встрече и совместной трапезе с «бого- боязненными и благоговейными мужами», пастырь должен иметь в виду духовную пользу тех, с кем он обща- ется, «дабы и сие общение трапезы вело к назиданию ду- ховному»83. Наконец, священник обязан руководить в христианской жизни и своих детей, удерживая их от не- потребных развлечений84. Само собой разумеется, что моральный облик свя- щеннослужителя, как он описан в священных канонах, основан не на принципе внешнего подчинения некоему объективному нравственному закону, но на принципе 8 2 Правило 16-е VII Вселенского Собора. 8 3 Правило 22-е VII Вселенского Собора. 8 4 Правило 15-е (18-е) Карфагенского Собора. 156 свободы и послушания в любви воле Божией. С другой стороны, любовь к братьям внутренне понуждает свя- щеннослужителя быть внимательным к своему внешне- му образу поведения, дабы не подавать им повода к смущению, по сказанному: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6, 12). Достойный священ- нослужитель всегда остерегается того, чтобы не предпо- читать «идолов Христу». Под «идолами» подразумева- ются абсолютизированные и обоготворенные ценности, относительные сами по себе. Не предавать вторично «единожды Распятого за нас», имея сознание того, что в Церкви «нам вверены Тело и Кровь Христовы»85. Моральный облик священнослужителя, как и мораль- ный облик христианина вообще, имеет христологическое и экклезиологическое основание. Участие в общем Теле и Крови Христа даёт священнослужителю возможность приобщения богочеловеческои любви и богомужескому облику Иисуса Христа. 85 Правило
|