Архимандрит Епифаний (Феодоропулос; 1930–1989) – один из знаменитых проповедников и апологетов Элладской Православной Церкви ХХ века. Епифаний Феодоропулос интересен как величайший богослов Элладской Церкви и вообще как человек. Обратите внимание, насколько благородно он ведет полемику. - Гора Афон
Ты пишешь, что я «примиренческий противник и, безусловно, моим следующим шагом будет продажа (выделено нами — Гора Афон) отстаиваемых мною сегодня ценностей ради некоторого внимания сильных мира сего».
Я не знал, что приняв монашеский постриг, ты получил и дар пророчества (или, по крайней мере, прозорливости). Иначе как бы ты предугадал с такой точностью мой следующий шаг?
Дорогой отец Феодорит! Как старший по возрасту и как священник (хоть и недостойный, но священник) Господень, я хочу дать тебе один совет:
Обрати внимание на себя!
Дойдём ли мы, я или кто-либо ещё, завтра до «продажи ценностей или же станем мучениками за веру, — знает только Всеведущий Господь.
Меня нисколько не задевают твои оскорбления, но меня огорчает свойственная тебе самоуверенность. «Не гордись, но бойся».
Бойся, чтобы твоя самонадеянность не была посрамлена, как случилось с апостолом Петром. Оставь свои пророчества о безусловном следующем шаге к предательству того или другого человека и стяжи смиренномудрие.
Если Благодать Господня покинет меня по причине множества моих прегрешений, я, возможно, перейду даже не в католичество, а в идолопоклонничество. Вспоминая одного из сорока мучеников, трепещу. ( Сорок мучеников Севастийских Гора Афон)
Но кто застрахован?
Отец Феодорит, оставь пророчества насчёт других и обрати внимание на самого себя....
Я упомянул о взглядах великого современного православного богослова и исповедника (а не просто «благочестивого учёного», как оценивает его твоё великоумие) отца Иустина (Поповича), просто желая предоставить пример благоразумного отношения.
Ты возражаешь против этого примера, приводя следующее высказывание:
«Всякий говорящий что-либо против установленного, хотя бы он постился, жил в чистоте, был прозорливцем, творил знамения и чудеса, является волком в овечьей шкуре ирасхищающим овец»!
Эти слова применительно к кому-нибудь другому были бы, пожалуй, вполне уместны, но когда речь идёт об Иустине (Поповиче), то... ты уж слишком далеко заходишь, дорогой отец Феодорит! Итак, Иустин (Попович) — волк, расхищающий овец? Бог да обуздает тебя, потому что неизвестно ещё, до чего ты можешь дойти...
Но в любом случае будет неплохо, если ты узнаешь, что у святых отцов встречаются не только вышеприведённые или же подобные этим высказывания (об удалении из среды пастырей, искажающих вероучение), но и другие, такие как, например, следующие слова святителя Афанасия Великого:
«Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто богоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечён ли он в овечью шкуру, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — Бог, и гортань его — ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием, то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный» (Св. Афанасий Великий. Из бесед на Евангелие от Матфея Св. Афанасий Великий. Творения. Т. 4. М., 1994. С. 437 [Ρ27, 1381А])