მე ვარ მწყემსი კეთილი და მწყემსმან კეთილმან სული თვისი დასდვის ცხოვართათვის

ალმანახი

გრდემლი

ანტიეკუმენისტური და ანტიმოდერნისტული ელექტრონული გამოცემა

საიტის მენიუ


სექციის კატეგორიები



ИВЕРИЯ С ОРУЖИЕМ ПРАВДЫ В ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКЕ_

Владимирова Елена, Польша (редактор сайта «Защитник Православия»)


გადმოწერა

 

» შესვლის ფორმა

სულ ონლაინში: 2
სტუმარი: 2
მომხმარებელი: 0
mail.


contact us :

zaqaria8@mail.ru

მთავარი » 2012 » ოქტომბერი » 22 » монах Константин
13:28
монах Константин
                 Без трезвения не может быть христианской жизни

Нашим постоянным читателям уже знаком монах Константин, на протяжении сорока лет подвизающийся в горах Кавказа. Мы публиковали расшифровки нескольких аудиозаписей бесед с пустынником на актуальные темы стояния в вере и противления процессу глобализации, а также фрагменты из его книги «Рассуждения о спасении в наше время». Милостью Божией отец Константин согласился ответить на переданные ему наши вопросы о духовной жизни в современном мире, в условиях необычайного развития электронных технологий. 




– Скажите, пожалуйста, что такое трезвение? Что значит трезвиться, вести внимательную духовную жизнь? Это необходимо главным образом монашествующим или и миряне обязаны стремиться к стяжанию данной добродетели?

– В Вашем вопросе уже сокрыт ответ. Трезвиться – это значит вести внимательную духовную жизнь. И действительно, это необходимо не только монахам, но и мирянам. Преподобный Нил Мироточивый говорит: «Вы губите спасение свое невниманием вашим». Трезвение не является чем-то сложным. Прежде чем что-то сказать, мы должны подумать: «Будет ли мое слово чисто от греховных побуждений? Насколько оно будет соответствовать евангельским заповедям и требованиями моей христианской совести?» А при принятии необдуманных решений такой внимательный настрой приводит нас к осознанию своей ошибки, покаянию и исправлению. Без трезвения не может быть настоящей христианской жизни, истинного покаяния и исправления. Христос сказал: Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими (Лк. 21, 34).



– Некоторые верующие полагают, что внимательную жизнь можно вести только в монастыре или в пустынном уединении, а в городе, будучи обремененным различными житейскими попечениями, это невозможно. Так ли это на самом деле, на Ваш взгляд? Как можно, с помощью Божией, научиться трезвению в миру?

– Я знаю людей, которые живут в миру и ведут достаточно трезвенную жизнь, чему приятно удивляюсь. Просто по сравнению с монастырем это требует больших усилий. Для того чтобы жить в трезвении, достаточно в каждой ситуации ставить перед собой вопрос: «Как я могу уклониться от зла и какое сотворить благо?»



– Часто бывает так, что, воцерковившись или поступив в монастырь, человек на первых порах все делает с легкостью и радостью, ревностно подвизается во спасение души. Однако затем наступает период охлаждения и расслабления, первоначальное усердие и трезвенность в духовной жизни утрачиваются. Как этого избежать? И как восстать из этого состояния тем, кто в него уже впал?

– В начале христианского пути, воцерковляясь или попадая в монастырь, человек находится под воздействием так называемой «призывающей» благодати Божией. А со временем, хранимый этой благодатью, он начинает ошибочно ощущать себя лучшим других. Незаметно надмевается, и за это превозношение и осуждение лишается благодати. Если он в такой ситуации не прибегнет к покаянию и исправлению – появляются пустота, уныние и расслабление. В этом состоянии теплохладности душа может пребывать долгие годы, изобретая себе оправдания вроде: «Я же не творю больших грехов, а святости мне все равно не достичь». Христианин начинает ощущать серьезный душевный дискомфорт, который выражается в чувствах неудовлетворенности, отягощения, безысходности и подобных им. Но на эти чувства нужно обратить особое внимание, ибо они служат призывами к покаянию, изменению и исправлению себя. Способ выхода из этого положения, причем на всех его порах, один – покаяние.



– Что Вы думаете о влиянии современных технологий – интернета, телевидения, сотовой связи на духовную жизнь? Как Вы относитесь к использованию их монашествующими?

– Эти технические новшества способствуют осуечению, рассеянности и отвлечению от духовной жизни. За исключением случаев, в которых получаемая с их помощью информация служит стимулом для усиления молитвы, как, например, известно из жизнеописания схиархимандрита Виталия (Сидоренко), который, получая информацию о событиях в других странах, становился на усиленную молитву о бедствующих.

Наша точка зрения на эту проблему однозначна – интернет, компьютеры и телефоны на территории монастыря должны быть под запретом. Исключение может быть сделано только для тех братий или сестер, которые заняты на таких послушаниях, где обойтись без этого невозможно. О телевидении нечего и говорить – это оскверняющая душу клоака. Монах не должен иметь в келье никаких воспроизводящих устройств и не должен пользоваться ими вне кельи.



– Как Вы считаете, если у христианина есть возможность полностью отказаться от использования этих средств коммуникации (когда нет необходимости пользоваться ими по послушанию или по работе), хорошо ли так поступить?

– Если нет необходимости, то, конечно, лучше отказаться. Но с правильным помыслом: ради Христа, а не ради «несмь якоже прочии человецы», то есть фарисейской гордости. Следует также избегать маловерной страшливости, мол, – там бес в телефоне! Технические средства не могут быть носителями ни добра, ни зла, это очевидно. Все зависит от того, как мы их используем.



– Как быть тем монашествующим, которым по послушанию приходится использовать интернет? Некоторые мои знакомые монахини очень скорбят и унывают от такой необходимости, несмотря на имеющееся благословение и преследуемые благие цели. Они убеждены, что компьютеры и интернет – орудия не Божии, а бесовские, поэтому нередко стараются уклониться от связанного с использованием этих средств послушания или же исполняют его спешно и небрежно. Что Вы можете сказать разделяющим данное опасение?

– Поскольку монашествующие отрекаются от мира, то без необходимости они не должны погружаться в мир электронного общения. А если есть действительная необходимость, обусловленная обстоятельствами, послушаниями и благословениями, то благоразумное использование этих средств не должно наносить вреда монахам.

Мы тоже используем эти технологии, в частности, для работы нашего сайта «Пустынник.рф», но при этом мы не одобряем пагубной тенденции «увязания» монахов в социальных сетях. Ибо одно дело – использовать эти средства для, как мы надеемся, пользы душ человеческих, и совсем другое – для удовлетворения своих страстей и потакания слабостям.

На наш взгляд, мнение о компьютерах как бесовских орудиях ошибочно. На основании чего делается такой вывод? На основании того, что в сети интернет много душевредной информации? Но так ведь и ножом можно резать как хлеб, так и прохожих; однако отсюда не следует, что нож – это изобретение лукавого. Употреблять электронные технологии во вред своей душе человека заставляют гнездящиеся в ней страсти, а не бездушная техника.

Здесь уместно напомнить слова апостола: Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5, 15–16), а также слова преподобного Иоанна Лествичника: «Искусный везде искусен, и наоборот». То есть не должно перекладывать вину за свое грехолюбие на кого-то или на что-то.



– Многие монашествующие и миряне, по необходимости работающие на компьютере, смотрят на него именно так, как Вы сказали, – как на техническое средство. Но и они могут скорбеть, видя отрицательное влияние этой работы на свою духовную жизнь: появляется рассеянность, увлечение суетным чтением или просмотром неполезных изображений, забвение о Боге, небрежность в молитве или даже оставление ее, пристрастие к используемым технологиям... Что Вы посоветуете столкнувшимся с такой проблемой?

– Прежде всего – разбавлять работу молитвой. То есть поработал – помолись. Выполни своеобразную духовную гимнастику. Причем не кое-как, рассеяно и холодно, а усердно и с покаянным чувством, пусть и кратковременно. Разомни и согрей «затекшую» душу. При этом нужно стараться так ограничивать общее время работы, чтобы в результате оставались силы и желание молиться.

Есть разница между работой и послушанием. От работы можно отказаться, а от послушания – только по благословению, которое может последовать после усердной молитвы и исповеди тому, кто это послушание благословил.



– Как, с помощью Божией, можно постараться навыкнуть внимательной, нерассеянной молитве?

– Читайте книгу святителя Феофана Затворника «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться?» и «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» архиепископа Антония (Голынского-Михайловского).



– Что Вы можете сказать о грехе неисполнения мирянином или монахом своего молитвенного правила? Есть такие верующие, которые серьезно относятся к каждому упущению и стараются неукоснительно молиться определенными молитвословиями. А есть те, кто не считает оставление правила большим согрешением и при усталости, недостатке времени или лени не понуждают себя к его выполнению. Чем грозит им это в духовной жизни? Что можно посоветовать не исполняющим молитвенные правила?

– Кто небрежет об исполнении своего молитвенного правила, тому «лучше было бы изгнить во утробе матери своей», как сказал преподобный Парфений Киевский. Что же касается причин неисполнения, то тут нельзя все смешивать воедино. Одно дело лень – тут оправдания быть не может, это сугубый грех. Другое же дело – при недостатке времени и крайней усталости молиться кратко, но усердно.

Последствием оставления правила будет исполнение слова апостола, сказанного о людях в последние времена: имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 5).

Неисполняющим молитвенное правило можно посоветовать то же, что и отказывающимся от пищи и воды, – есть и пить, иначе – смерть духовная.

ნანახია: 1154 | დაამატა: paterzaqaria | რეიტინგი: 0.0/0
სულ კომენტარები: 0
კომენტარის დამატება შეუძლიათ მხოლოდ დარეგისტრირებულ მომხმარებლებს
[ რეგისტრაცია | შესვლა ]

ახალი ამბები (НОВОСТИ)

ჰოსტერი uCoz