Вначале разговора о богатых людях напомним, что святые
никогда не осуждают богатство, а говорят неверном его употреблении.
Иоанн Златоуст (Творения, т.3): «…Я не богатых обвиняю, и не богатство осуждаю, а
худое употребление богатства, исстрачиваемое на распутство».
Также следует обратить внимание на то, что ранее богатые
люди не руководили своим хозяйством или делами, а нанимали управителей, а сами
же вели праздный образ жизни. В наше время есть немного и таких, которые также
не управляют, а ведут праздную жизнь, пользуясь тем доходом, который дает их
бизнес. Поэтому в первые времена такие богатые христиане должны были постоянно
упражняться в молитве и чтении Писания для того чтобы они не вели праздный
образ жизни, не рассеивались на многопопечительность и не унывали.
Журнал «Христианское чтение» (Нравы первых христиан, Труд и ремесла): «Непрестанное упражнение в
чтении Св. Писания предписывалось, в особенности, богатым во избежание
праздности и рассеяния».
Но
современным богатым христианам трудно исполнять эти постоянным духовные
упражнения, т.к. большинство из них тратят все свое время и силы на управление
бизнесом. (Об этом мы уже сказали в разделе «Об истощении телесных
сил ради материального приобретения»)
К тому же они так прилепляются к своим фирмам умом и
сердцем, что те становятся для них детищем, которое невозможно бросить.
Во-первых, такое отношение к своему бизнесу не является добродетелью, а есть
пристрастие сердца. А все мы знаем, что сердце христианина должно принадлежать
Христу, а не мирским делам или людям. И в случае, когда дело на этой земле
делается не ради Христа и не ради своего спасения, а по привязанности к людям и
образу жизни, то в сердце нет места Богу, хотя человек этого и не видит. Его
сердце раздвоено, а это значит, что человек служит Богу и мамоне. Так
происходит тогда, когда некоторые богатые люди
пытаются жить и в мире, и в вере, не отказываясь ни от одного, ни от другого.
Они думают, что нет ничего страшного в том, что они имеют пристрастия,
занимаются бизнесом и в это время живут по законам мира или в том, что
практически вся их жизнь посвящена бизнесу. Они как бы не видят, что законы
этого мира не являются Христовыми законами, а иногда и противоположны им.
Феофан Затворник (Созерцания и размышления, Царство Христово и царство мира сего): «Дух
миролюбцев еще ведом: это - дух самости, гордыни, интересанства, всестороннего
наслаждения и чувственности. Но приложение этого духа, закон и правила мира так
шатки, неопределенны, изменчивы, что никто не может поручиться, чтобы завтра в
мире не начали считать недобродетельным того, чем ныне восхищаются. Обычаи мира
текут, как вода, и правила его для одежды, речей, встреч, соотношений, стоянья,
сиденья, вообще касательно всего непостоянны, как движение воздуха: ныне так, а
завтра не весть откуда налетит мода и все переворотит. Мир есть сцена, на
которой сатана издевается над бедным человечеством, заставляя его вертеться по
мановению своему, подобно обезьянам или куклам в балаганах, заставляя его
считать чем-то ценным, важным, существенно необходимым то, что само по себе
мелочно, ничтожно, пусто. И все заняты этим, все - и малые, и большие, не
исключая и тех, которые и по происхождению, и по воспитанию, и по положению
своему в свете могли бы, кажется, свое время и труды употреблять на что-нибудь
лучшее, чем все эти призраки».
Также
есть богатые христиане, исполняющие различные добродетели, но при этом имеющие
пристрастие к богатству и свободе, которую оно несет, думают, что они являются
праведными христианами. Но это самообольщение, т.к. так не бывает.
Иоанн Златоуст (Творения, т.7): «Хотя бы мы в остальных отношениях и были
добродетельны, богатство истребляет все эти добродетели».
Таких людей успокаивает то, что они все же являются
христианами, участвуя в Таинствах, читая отцов, давая пожертвования и т.п. Но
Господь и святые говорят, что невозможно человеку служит двум господам.
Иоанн Златоуст (Толк. на Ев. от Иоанн, бес.8): «ничто не приводит в такое
расстройство рассудок, как привязанность к предметам временным. Зная это,
удаляйтесь, сколько возможно, от мира и воздерживайтесь от дел плотских; от них
происходит потеря не в случайных, а в самых высших благах. Человек, слишком
занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усвоить предметов
небесных; но по необходимости, заботясь о тех, лишается этих. "Не можете", сказано, "служить Богу и маммоне" (Лк.
16:13). Последуя одному, по необходимости надобно оставить другого. И об этом
гласит самый опыт. Те, которые смеются над страстью к богатству, те-то наиболее
и любят Бога, как должно. Напротив те, которые высоко ценят богатство, как
первое благо, слабейшую имеют любовь к Богу. Душа, будучи однажды пленена
любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать, или
не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она делается уже
рабой другого господина, и притом такого, который повелевает ей все противное
Богу. Итак, воспряньте и пробудитесь и, размыслив о том, какого господина мы
рабы, возлюбим только Его власть; возрыдаем и оплачем прежнее время, в которое
мы работали мамоне; свергнем однажды и навсегда ее тяжкое, несносное иго и
будем постоянно носить иго Христово, легкое и отрадное; Христос же не
повелевает ничего такого, что внушает мамона. Она повелевает быть врагами всем;
а Христос – напротив: миловать и любить. Она, привязав нас к праху и пыли
(таково – золото), не дает нисколько, даже ночью, вздохнуть свободно; а Христос
освобождает нас от этой излишней и неразумной заботы, повелевает собрать
сокровища на небесах, не неправдой в отношении к другим, а собственной правдой.
Мамона, после стольких трудов и скорбей, не может даже остаться с нами, когда
мы "там" будем терпеть
наказания и злострадать за исполнение ее внушений; она даже увеличит для нас
пламя; а Христос, даже когда повелевает дать ближнему чашу холодной воды, не попустит
нас и за то лишиться награды и возмездия, но воздаст с великой щедростью. Итак,
не крайне ли безрассудно – пренебрегать столь кроткое и столь великими благами
изобилующее владычество, и работать властителю неблагодарному и
непризнательному, который ни здесь, ни там не может никакой пользы принести
последующим и повинующимся ему? Но не то одно худо, и не то одно вредно, что он
не может избавить преданных казни; а и то еще, что он, как я сказал, подвергает
бесчисленному множеству зол людей, покоряющихся ему. Весьма многие из тех,
которые будут наказаны, будут терпеть наказание именно за то, что служили
деньгам, любили золото и не помогали нуждающимся. Чтобы не терпеть и нам того
же, будем расточать (свои сокровища), отдавая их бедным; освобождать свою душу
и от здешних зловредных попечений и от будущих, за то уготованных, мучений.
Приготовим себе оправдание на небесах; вместо стяжаний земных, соберем
сокровища неистощимые, сокровища, которые могут сопутствовать нам на небо,
могут защитить нас в опасности и умилостивить тогда Судью. Да будет же ко всем
нам Его благоволение и ныне и в тот день, и да насладимся с великим
дерзновением благ, какие уготованы на небесах любящим Его, по благодати и
человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом
слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Все мы знаем, что есть разные богатые
– Богоугодные и Богопротивные.
Иоанн Златоуст (Творения, т.12): «Есть…богач, который грабит все у всех, и есть
богач, который отдает свое имущество бедным; один богатеет, собирая, другой –
расточая; один сеет землю, другой возделывает небо».
К сожалению, когда отцы говорят о
богатых людях, то все же больше учений не об их добродетелях, а об их пороках.
Но, к радости, есть и такие богатые люди, которые угодили Богу и праведно
пользовались богатством.
Тихон Задонский (Об истинном христианстве, гл.8): «§110. Много было, как и ныне есть,
богатых и славных, но они Богу угодили, и потому сребролюбцами не были».
Иоанн Златоуст (Творения, т.2): «Авраам был богат, но не был сребролюбив, потому что
не заглядывал в чужой дом, не любопытствовал о чужом имении, но, выходя (из
своего дома), смотрел, нет ли где странника, нет ли нищего, чтобы помочь нищете
и принять путника».
Климент Александрийский (Кто из богатых спасется, гл.
16): «Только душа чистая от страстей, т.е. бедная и обнаженная, может и
при богатстве прислушиваться к слову Спасителя: «...приходи, последуй за Мною...» (Мк.10,21). Ибо Он Сам тогда
для чистого сердцем становится путем. …Посему, кто владеет собственностью: и
золотом, и серебром, и домами, - как даром Божиим, и своими богатствами
подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он
владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над
своей собственностью, а не рабом ее, и своими богатствами своей души не
загромождает и чрез это своей жизни не суживает и не замыкает, и постоянно
занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами, а если должен бывает этих
вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно
тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как
блаженного и называет нищим в духе (Мф.5, 3), достойным наследником Царства
Небесного; а отнюдь не богатый таким состоит».
При
этом отцы также называют признаки праведных расположений к богатству.
Иоанн Златоуст (Творения, т.1): «…Богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не
нуждается во многом…».
Иоанн Златоуст (Творения, т.2): «Богат не тот, кто приобрел много, но тот, кто много
роздал».
Иоанн Златоуст (Творения, т.5): «Богатство состоит не в том, чтобы богатеть, а в том,
чтобы не желать богатства».
Иоанн Златоуст (Творения, т.6): «…Никогда не будем стремиться к тому, чтобы быть
богатыми, но к тому, чтобы только Бог благоволил к нам. При Божием благоволении
мы, будучи и бедными, можем быть радостны; когда же Бог гневается, то хотя бы
мы были богатыми и состоятельными, мы все будем томиться от печали».
Иоанн Златоуст (Творения, т.8): «…Богатым мы назовем того, кто презирает все
настоящее, потому что никто, поистине никто не решится пренебречь этими
призрачными вещами – серебром, золотом и другими призрачными благами, если не
имеет любви к большему (небесному)…»
Исидор Пелусиот (Письма, ч.3): «Довольствоваться малым – вот определение богатства;
желание большего и большего – вот признак нищеты».
Но большинство все же тех богатых,
которые поражены сребролюбием и они или не видят этой сети, или им она
нравится. Они даже не представляют как необходимо праведно тратить деньги.
Платон, митр. Московский (т.1, Слово о милосердии): «Но куда ж нам деньги девать? ибо самый
подлый порок есть тех, которые собиранию богатства никакого не полагают конца;
а честного тому употребления не знают: денно и нощно думают о умножении
прибытков, каким бы то ни было образом; но не ведают сами, кому собирают, не
пленяя щедротою сердец, в чем состоит истинное некрадомое человеческое
богатство. Но другие скажут, как некуда деньги девать? а на строение домов, на
уборы, на вины, на банкеты, на собак и на прочие забавы. Ах! сколько роскоши!
не говорю уже о том, что отсюда рождается праздность, от праздности леность, от
лености расслабление, от расслабления нерадение о должности, о добродетели, о
благочестии, а оттуда выходит страшное оное чудовище называемое «Эпикурство»: не говоря о сем; таким
то образом снедается имения часть бедным должная. Но сего, де, требует
благопристойность. Да разве снабжать убогих есть неблагопристойно? О когда б
всяк содержал себя внутрь границ благопристойности и не преступал бы сих
священных пределов; тогда б и веселие наше было благословенное, и не страдала
бы столько другая человечества часть! Наши благочестивые предки во дни
праздничные и во дни поминовения своих родителей делали обеды для нищих, и сию
убогую братию Авраамскою своею угощали трапезою; но ныне сие святое обыкновение
за множеством новых мод стало быть не вместимо».
Также скажем, что есть разница между
богатыми людьми, которые просто верят, что есть Господь, а есть обеспеченные
христиане, участвующие в Таинствах Церкви. К сожалению, иногда разница между теми
и другими невелика и это мы увидим далее.
Многие богатые люди воспринимают свое материальное
благополучие, как земной рай, данный им Богом. Но тот, кто познал пагубность
роскоши и богатства, укрепляющие в человеке страсть сребролюбия и увеличивающие
грехи человека, так не считает.
Старец Паисий Святогорец (Слова, ч.2, гл.3): «Как-то раз мне довелось оказаться в роскошнейшем
доме. Во время беседы хозяева сказали мне: "Мы живем прямо-таки в раю, а
ведь другие люди так нуждаются." - "Вы живете в аду, - ответил им я.
- "Безумный! в сию ночь душу твою
возьмут у тебя" (Лк. 12:20), - сказал Господь безумному богачу.
Если бы Христос спросил меня: "Где тебе отвести место - в какой-нибудь
темнице или же в доме, подобном этому," то я бы ответил: "В
какой-нибудь мрачной темнице." Потому что темница пошла бы мне на пользу.
Она напоминала бы мне о Христе, о святых мучениках, о подвижниках, скрывавшихся
в "пропастях земных" (Евр.11:38),
она напоминала бы мне о монашеской жизни. Темница была бы немножко похожа и на
мою келью, и я бы от этого радовался. А о чем бы напоминал мне ваш дом и какую
пользу я получил бы от него? Поэтому темницы утешают меня много больше не
только какого-нибудь мирского салона, но и прекрасно отделанной монашеской
кельи. В тысячу раз лучше жить в тюрьме, чем в таком вот доме»».
Нил Синайский (Творения, ч.2): «Не веселись при богатстве, потому что заботы о нем
всего чаще и против воли отлучают человека от Бога».
В таком восприятии радостном богатства в виде рая видна
явная вражия прелесть.
Тихон Задонский
(Симфония по творениям): «Сатана, враг душ человеческих, предлагает человеку
мысли о прихотях и роскоши и в них запутывает его: как, дескать, хорошо и
приятно веселиться, то и то делать, тем и тем себя утешать, в гости ездить и
гостей принимать, и прочее. Так замышляет супостат, чтобы человек этот мир за
свое отечество и рай считал, а о будущем блаженстве забыл бы и так бы погиб;
чтобы также он ко всякой неправде и обидам бедных людей, чему роскошь учит,
стремился и так скорее, запутавшись во зле, погиб. Такова его хитрость и
замысел! Сильная и действительная диавольская уда есть роскошь, которая
уловляет христианские души и влечет за собой в вечную гибель».
Отцы также объясняют, почему богатые
так легко подпадают под дьявольскую лесть.
Иоанн Златоуст
(Творения, т.9): «Над богатыми диаволу нет нужды много трудиться, богатство
делает их совершенно готовыми к падению».
Далее. Некоторые богатые люди думают, что их богатство, это
только их труд и заслуга, а не дар Божий им, данный для помощи другим и благодарения
Бога. Это мнение присуще богатым, неверующим в Бога или маловерующим. Они
практически не задумываются о том, что все дает Господь, и
что человек должен, получая от Него, благодарить и исполнять заповеди. Человек
же увлекается дарами Божиими, и утопает в алчности и грехе.
Василий Великий (Ч.4, Бес.6 на Лк. 12,16-21): «Бог послал
дожди на землю, возделанную руками любостяжательными: Бог дал солнце, чтоб
согреть семена и умножить плоды посредством урожая. И таковы были дары Божии:
пригодность земли, благорастворенное состояние воздуха, обилие семян,
содействие волов и все прочие условия, при которых обыкновенно процветает
земледелие. Что ж присовокупил человек от себя? Злой нрав, человеконенавидение,
скупость. Сим воздал он Благодетелю. Не помнил он общей природы, не думал, что
избытки должно разделять с неимущим, не обратил внимания на заповедь: «не отрецыся благотворити требующему;
и: милостыни и вера да не оскудевают
тебе» (Притч.3:27.3); и: «раздробляй
алчущему хлеб твой» (Ис.58:7). Не услышаны им все пророки, все вопиющие
учители; ломились у него житницы, затесненные множеством положенного в них, а
скупое сердце было не полно. Непрестанно прикладывая к старому новое и
ежегодными прибавлениями увеличивая обилие, впал он в это неразрешимое затруднение,
по любостяжательности не соглашаясь высыпать старое, и по множеству не находя
места, где положить новое. От того у него бесчисленные предприятия, мучительные
заботы».
Николай Сербский (Евангелие о многопопечительности и о наглой смерти): «Человеколюбец
Господь наш Иисус Христос принес с Собою и открыл людям бесчисленные и
несравненные блага небесные, и призвал открыто и свободно пользоваться ими, но
только при одном условии: сперва отлепить свою душу от тленных благ земных.
Кто-то из людей послушал Его, приступил к Его дарам и обогатился; а кто-то не
послушал и остался при своем тленном и краденом богатстве. Для вразумления
последних Господь и рассказывает притчу, которая читается в сегодняшнем
Евангелии. Сказал Господь притчу сию: у одного богатого человека был хороший
урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать
плодов моих? Хотя он и вообще был богат, у него вырос такой урожай, что он не
знал, куда собрать плоды. Глядя на свои поля, покрытые колосящейся пшеницей; на
свои сады и виноградники с ветвями, отяжелевшими и склонившимися к земле от
плодов; на свои гряды и ульи, переполненные разнообразными овощами и медом, -
богач сей не поднял глаз к небу и не воскликнул радостно: "Слава Тебе и
хвала, Всевышний и Всемилостивый Боже! Ты Своею силою и премудростью вызвал из
сырой земли подобное изобилие! Ты Своим солнцем влил сладость во все плоды
земные! Ты всякому плоду дал дивный вид и особый вкус! Ты стократно вознаградил
мой малый труд надо всем этим! Как милостив Ты к рабу Своему, щедрыми руками Ты
излил Свои блага на его лоно! О предивный мой Господи, научи и меня сими Твоими
благами обрадовать братий моих и соседей моих! Дабы и они вместе со мною
радовались и в благодарении хвалили и славили всесвятое имя Твое и несказанную
Твою милость!" Нет: вместо того чтобы вспомнить о Подателе таковых даров,
он прежде всего беспокоится, где он эти дары разместит и в чем будет хранить.
Как вор, который, когда найдет на дороге кошелек с деньгами, не думает, ни
откуда кошелек, ни чей он, но, прежде всего, беспокоится, как бы его спрятать!
В действительности и сей богач есть настоящий вор. Он не мог бы утверждать, что
все это обилие плодов является результатом его личного труда (и вор трудится,
когда совершает кражу) или результатом его умения и интеллектуальных усилий (и
вор использует свое умение, часто гораздо более совершенное, чем у землепашца и
сеятеля). Богач не приложил и не мог приложить никаких усилий, чтобы светило
солнце, шел дождь, дули ветры, рождала земля. А это суть четыре главные стихии,
делающие, по милости Божией, возможным плодоношение трав и деревьев. Поэтому
сей обильный урожай не принадлежит ему ни из-за его ничтожных трудов, ни по
праву собственности, ибо он не является хозяином ни солнца, ни дождя, ни
ветров, ни земли. Обильный урожай есть дар Божий. Как безобразно будет
выглядеть человек в глазах всех окружающих, если примет от кого-либо подарок и
не поблагодарит, и даже не посмотрит на дарящего, но сразу поспешит спрятать
подаренное в надежном месте! Порядочный нищий, получив корку черного хлеба,
благодарит дающего. А этот богач, при таком обилии жатвы, не поблагодарил Бога
ни единой мыслью, ни единым словом, даже ни единой радостной улыбкой при виде
такого чуда и такой благодати Божией. Вместо молитвы, вместо благодарности,
песнопения Богу и радости сердечной он сразу же начинает мучиться, беспокоясь о
том, как бы ему собрать все это богатство и разместить его так, чтобы ни одно
зерно не досталось птицам небесным и ни одно яблоко - соседям-беднякам».
Такой богач свою душу делает плотяною, и она становится
негодною для Царствия Небесного.
Николай Сербский (Евангелие о многопопечительности и о наглой смерти): «…(Алчный богач,
о котором идет речь в Евангельском чтении говорит) душа! много добра лежит у
тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Как может душа есть и пить?
Тело, а не душа ест и пьет собранное в поле. Да богач и думает о теле, когда
говорит о душе. Его душа настолько срослась с телом и настолько ему
уподобилась, что он с нею знаком по одному лишь названию. Невозможно более ясно
выразить пагубный триумф тела над душой. Представьте себе ягненка в собачьей
конуре, связанного и забытого там. Пес носится туда-сюда, таская в конуру пищу
для себя. И когда натащит полную конуру мяса, потрохов, костей от разной
падали, кричит голодному ягненку: "Ягненочек, теперь ешь, пей, веселись:
вот тебе пропитание на долгие дни!" И после этих слов пес сам набросится
на еду, а ягненок продолжит голодать и погибнет от голода. Точно так же
поступил этот богач со своею душою - как пес с голодным ягненком. Душа не
питается пищею тленной, а он ей предлагает такую. Душа тоскует по своему
Небесному Отечеству, где находятся ее житницы и ее родники, а он ее приковывает
к земле, да еще и обещает, что будет держать ее, таким образом прикованную,
много лет. Душа радуется Богу, а он и не упоминает имени Божия. Душа насыщается
правдой и милостью, а он и не помышляет о том, чтобы с помощью своего богатства
сотворить правду и милость бедным, несчастным и убогим людям вокруг себя. Душа
жаждет чистой небесной любви, а он подливает масла в огонь страстей и его
смердящим дымом окуривает душу. Душа требует своих нарядов; ее наряды суть
любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость,
воздержание (Гал.5:22-23). Он же обряжает ее в пьянство, объедение, блуд и
тщеславие. Как не околеть травоядному ягненку рядом с плотоядным псом? Как не
умереть душе, придавленной тяжким трупом плоти?».
Человек
увеличивает и укореняет страсти через пристрастия к материальным благам.
Иоанн Златоуст (Творения, т.9): «Богатые в настоящей жизни ничем не отличаются от
малых детей, которых беспокоят щенята, так как все лают вокруг них, теребят их
и тащат, не только люди, но и низкие страсти, чревоугодие, пьянство, лесть и
всякого рода распутство».
Климент Александрийский (Кто из богатых спасется, гл.
16): «Богатство, состоящее в распоряжении таких людей
(наполненных страстями), для всех смертоносно; вырываемое же из их рук
спасительно…. В нечистую же душу не входит благодать Божия. А нечист тот, у кого
много пожеланий и кто обременяет себя многими мирскими похотями».
Есть и такие богатые люди, которые и
благодарят Бога, понимая, что это Он им все подает. Но, к сожалению, богатый
человек может признавать и радоваться тому, что Господь дает ему, но распоряжается
этим по своему корыстолюбию или немилосердию. Поэтому необходимо не только
благодарить Бога, но и самому избавляться от страсти сребролюбия и
любостяжания. А это означает следующее:
Нил Синайский (Творения, ч.2): «Богатство, если имеешь, - расточай, а если не
имеешь, - не собирай».
Но
мы склонны приумножать и тратить на себя и свои желания, и не задумываемся над
тем, что приумножающий свое имущество с того, что дает ему Господь, является
ветхим человеком, т.к. богатея материально, он становится духовно бедным.
Иоанн Златоуст (Творения, т.7): «…Приращение богатства более и более возжигает пламя
страсти и делает богачей беднее прежнего…».
Иоанн Златоуст (Творения, т.2): «Заботящиеся только об украшении своего дома, богатые
только внешними благами, нерадят о внутренних благах и не обращают внимания на
то, что душа их пуста, нечиста и покрыта паутиной. Но если, презрев внешнее,
они всю свою заботливость обратят на душу свою и будут украшать ее со всех
сторон, душа таких людей сделается жилищем Христовым».
Василий Великий (Беседа 7, толков. на Ев. от Матфея 19, 16-25): «Когда вхожу случайно в
дом человека глупого, и не кстати богатого, и вижу, что дом испещрен всякого
рода цветами: тогда узнаю, что у этого человека нет других драгоценностей,
кроме видимых, что он украшает бездушные вещи, а душа у него не украшена. Скажи
мне, к какому выгоднейшему употреблению служат серебряные ложа и серебряные
столы, постели и седалища из слоновой кости…?».
Николай Сербский (Евангелие о многопопечительности и о наглой смерти): «И сказал
(богач): вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда
весь хлеб мой и все добро мое. Вот что является главным трудом неразумного!
Вместо того чтобы уничтожить в себе ветхого человека и создать нового, он
вкладывает все свои силы в разрушение старых и создание новых житниц, новых
амбаров и хуторов. Если и на следующий год он получит столь богатый урожай, то
снова примется беспокоиться и трудиться над расширением старых или созданием
новых житниц. И так из года в год его житницы будут становиться все более
широкими и новыми, а душа - все более узкой и ветхой. И его старая пшеница
будет гнить, как и его душа. Его будет окружать зависть, на него будут сыпаться
проклятия. Ибо бедняки с завистью будут смотреть на его богатство, а голодные
будут проклинать его за скупость и эгоизм. И, таким образом, его богатство
будет способствовать и его гибели, и гибели его соседей. Его душа погибнет
из-за скупости и эгоизма, а души его соседей - из-за зависти и проклятий.
Видите, как безумный человек может употребить дар Божий и на свою, и на чужую
погибель! Бог дал ему богатство как благословение, на спасение и ему, и его
соседям, а он делает его и своим, и их проклятием».
Итак, хорошо понятно то, зачем Господь дает богатство.
Иоанн Златоуст (Творения, т.1): «Бог попустил тебе иметь больше других не для того,
чтобы ты тратил на блудодеяние, и пьянство, и пресыщение, и дорогие одежды, и
на другие предметы роскоши, но для того, чтобы ты уделял нуждающимся».
Иоанн Златоуст (Творения, т.6): «Но Бог дал богатство богачу затем, чтобы он утешал
скорби бедности».
Иоанн Златоуст (Творения, т.4): «Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе
много, чтобы ты данное тебе употребил только в свою пользу, остальное же запер
в сундуках и кладовых? Нет, не для этого, но для того, чтобы, по апостольскому
увещанию, твой избыток восполнял других (2Кор.8,14)».
Но
есть такие богачи, которые вообще скупятся дать и
малую милостыню. И в этом случае бывает так, что если богатый человек сам не
желает исполнять заповедь, относительно богатства, то Господь посылает ему
лишения и скорби, которые приведут человеку к Богу.
Пролог в
поучениях и рассказах (Скупое
сердце): «За одним человеком следовало множество всяких нищих и убогих,
умолявших его оказать им хотя бы маленькую помощь. Человек тот не обращал на
несчастных никакого внимания, даже не оглядывался на их просьбы и вопли. Все
это видел святой Нифонт, имевший дерзновение беседовать с самими Ангелами
Божиими. Он подошел к Ангелу Хранителю того человека и спросил: «Скажи мне,
много ли у этого человека имения?». Ангел сказал: «Он имеет бесчисленное
богатство, но крайне сребролюбив и из-за копейки готов умереть. Рабов же своих
он бьет, морит голодом, не одевает и непосильные работы на них налагает».
Нифонт сказал: «Да неужели совесть не упрекает его за такую жестокость?» Ангел
отвечал: «Послушай меня, Нифонт, я скажу тебе: приходит к нему темный бес, смущая
его и говоря: «Вот ты состаришься и в болезнь впадешь; поэтому не давай имения
твоего никому; иначе, когда в нужде будешь, тогда начнешь каяться и говорить:
напрасно я раздал имение свое нищим! Но будет уже поздно». И таким образом прельщает
его нечистый часто влагая ему такие мысли в сердце. Он же повинуется им и
пребывает мраченным, и нищих не милует. На это преподобный Нифонт сказал: «А
почему твои добрые внушения не действуют на этого богача?» Ангел отвечал: «Наши
внушения не доходят до сердца скупого, потому что оно все ушло в земное
материальное богатство, все принадлежит ему, ибо где сокровище человека. там и
сердце его, и оно глухо к святым внушениям». «Ужели же все скупцы погибают?»
«Да, многие, многие из них погибают неотвратимо, как Иуда-предатель, и мы об
этом скорбим и плачем; но многие по неизреченному милосердию Божию, поддаются
нашим внушениям и возвращают свои сердца Богоугождению, и спасаются». Нифонт
спросил: «А этот скупой богач спасется ли?» «Спасется. У него есть один
неизлечимый недуг, который он незаметно нажил через свою скупость и который
скоро уложит его в постель. Через эту болезнь дела его придут в полное
расстройство, лукавые рабы, которых приставил к нему диавол, расточат и расхитят
все его богатство, а часть будет истрачена на лечение и на лекарей, и таким
образом богач сам станет нищим и самым жалким и беспомощным, убогим человеком,
все оставят его, и родные и знакомые, и только в себе подобных найдет он
сострадание к своему тяжкому горю. Вот это его состояние, хотя перед смертью,
обратит его ко Христу». С этими словами Ангел стал невидим, а Нифонт,
обрадованный, пошел своею дорогою, славя премудрость Божию».
Также отцы говорят о том, что богатые во многом зависят от
мнения других людей и по этому им приходится много льстить «сильным мира сего»
Иоанн Златоуст (Творения, т.2): «Имея надобность во многих лицах, он (богатый)
принужден многим льстить и угождать с великим раболепством; бедного же, если он
благоразумно ведет себя, не может одолеть и диавол».
Богатым
также знакома страсть печали о потерянной прибыли или вещах. О том, что людей,
боящихся бедности, отцы называют несмышлеными детьми, было сказано выше, но и
тех, кто скорбит о потерянных благах, также есть духовные младенцы.
Тихон Задонский
(т.4, Малые дети): «Видим, что малые дети несмысленны. Когда
игры их и шуточные вещи отнимаются у них, — плачут и рыдают, но когда
находят злодеи и дом и имение расхищают, — смеются и небрегут
о том. Таким детям подобны и многие христиане. Когда у них временное что
отнимается, — плачут и рыдают, а часто и смерти себе предают;
а что вечное блаженство через грех от них отнимается, о том не радят.
Лишаются или богатства, или чести, или славы временной, — сетуют
и печалятся, плачут и рыдают; но что злодей душ человеческих, дьявол,
хитростью своею лишает их вечной жизни, богатства, чести,
и славы и всего блаженства вечного, небрегут о том».
Итак, кратко разобрав тему о богатых и богатстве,
надеемся, что многие из нас по-новому посмотрели на то материальное
благополучие, к которому все мы стремимся и на свои желания - мечты быть
богатыми. И теперь нам более ясно почему « трудно богатому войти в Царство
небесное».
Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, гл.11): «§ 260. Наконец, самолюбие, скупость, сребролюбие и немилосердие много вымышляет
причин и извинений,
которых и перечислить невозможно. По этим-то причинам «трудно
богатому войти в царство небесное» (Мф.19:23). Поскольку: 1) уповают на богатство свое, а не на
Бога Живого, что есть идолослужение; 2) в богатых скупость и сребролюбие гнездится;
3) гордость и той дочь — презрение бедныхи убогих; 4) немилосердие к страждущей, подобной себе, братии; 5) пагубная
роскошь и прочее. А всему корень —
самолюбие. Не богатство виновато в
погибели богатых, ибо богатство есть Божие дарование, и многие богаты
были, но и благочестивы, как-то: Авраам,
Исаак, Иаков и прочие праотцы наши,
каковы и ныне многие, — но что же? Сердце самолюбивое и прилепляющееся к богатству и от Бога Живого отвращающееся. Поэтому Псаломник говорит: «если притекает
богатство, не прилагайте сердца»
(Пс.61:11). Примечай здесь, любезный читатель, что здесь говорится о богатстве праведном, а не о том, которое собрано неправдой, хищением, беззаконной лихвой, лестью и коварством. Это богатство пагубное, и стяжателя
своего навечно погубит, если злом собранного хорошо не расточит и истинного покаяния и плодов его не принесет».
Тихон Задонский (Об истинном христианстве, ч.2,§426): «Мало, весьма мало богатых
обретается, которые были бы истинными христианами. Не богатство тому виною, но
злое сердце человеческое, которое или неправдою собирает богатство, или правдою
собранное неправедно расточает, или хранит его, как сторож. К тому же едва
сыщется какой богач, который бы богатством своим не гордился и не
превозносился, хотя и не его оно есть, но Божие. Ибо все Божие, что ни имеем,
кроме грехов. Неправда же, роскошь, скупость и гордость много с собою вводят
беззаконий и лишают христианина христианства истинного. Истинное же
христианство не может быть без христианской жизни, которая должна от
внутренности происходить. И так богатство, Божие добро, безумному богачу, как
безумному меч, бывает, которым он сам себя закалывает и погубляет, что и о
всяком Божием даровании разуметь должно. Ибо всякое дарование, когда человек
его не на добро, но во зло употребляет, обращается ему во зло и погибель,
например, учение, разум, красноречие, художество, знание языков и сам дар
чудотворения, и прочее (1Кор.13,1-3; Мф.7,22-23). Может человек злоупотреблять
и Божиими дарованиями. Это тогда бывает, когда человек через дарования не славы
Божией и пользы ближнего, на что они подаются, но славы и похвалы своей ищет.
Так и богатый, когда не славы Божией и пользы ближнего через богатство ищет,
но или хранит его как сторож или как пес сено, на котором лежит, и сам не ест и
скоту не дает, или расточает на непотребные расходы, дабы или плоти своей
угодить, или от людей славу и похвалу себе снискать, и прочее, — во зло
употребляет дарования Божии, и так во зло употребляемое дарование Божие во зло
и ему обращается. А когда нет христианского употребления богатства, то нет в
таком богатом и истинного христианства. Очень же мало таких богачей, которые
по-христиански расходуют богатство, как это примечается от дел их, следовательно,
мало истинных христиан сыскать можно между богатыми. По большей же части
истинные христиане в нищете и убожестве живут. Причина тому такая: истинные
христиане более пекутся о богатстве душевном и вечном, нежели телесном и
временном, или того добра, которое от Бога им посылается, лишаются через злых
богачей, по Писанию: Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в
суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь (Иак.2:6—7)? Или
сами расточают богатство свое, как пишется: «расточил, дал нищим» (Пс.111:9),
— есть и прочие причины, Богу одному известные».
Видя всю пагубность неправедного пользования богатством,
святые учат, как необходимо богатому человеку воспринимать достаток.
Антоний Великий (Добротолюбие, т.1): «Людям надобно или совсем не приобретать ничего
излишнего, или, имея то, быть твердо уверенными, что все житейское по естеству
тленно, может быт отнято, потеряно и разрушено, и что потому, когда случится
что, не должно малодушествовать».
Василий Великий
(Ч.4, Бес.6 на Лк. 12,16-21): «Познай, человек, Даровавшего. Вспомни себя
самого, кто ты, к чему приставлен, от кого получил это, за что предпочтен
многим? Ты служитель благого Бога; приставник подобных тебе рабов: не думай,
что все приготовлено для твоего чрева; о том, что у тебя в руках, рассуждай,
как о чужом. Оно не долго повеселит тебя, потом утечет и исчезнет; но у тебя
потребуют строго в этом отчета. А ты все держишь взаперти, за дверьми и
запорами, и приложив печати, не спишь от забот, и раздумываешь сам с собою,
слушаясь безумного советника - себя самого. «Что сотворю?». Следовало бы сказать: "Наполню души алчущих,
отворю свои житницы, созову всех нуждающихся. Буду подражать Иосифу, проповедуя
человеколюбие; произнесу великодушное слово: все, у кого нет хлеба, приходите
ко мне; как из общих источников приобщись дарованной Богом благости каждый,
сколько кому нужно!" Но ты не таков! От чего же? От того, что завидуешь
людям в наслаждении, и, сложив в душе лукавый совет, заботишься не о том, чтоб
дать каждому, что нужно, но чтоб, все захватив, всех лишить возможной от того
пользы».
Как мы уже разобрали выше, святые
отцы, говоря о бедности, утешали людей и призывали не отчаиваться. Но, говоря к
богатым, отцы увещевают и обличают их.
Григорий
Палама (Омилия 4): «Услышьте и
стенайте, вы, злостно пренебрегающие страждущими братьями вашими, лучше же
сказать - Божиими братьями, и из вашего изобилия не уделяющие нуждающимся ни
пищи, ни убежища, ни одежды, ни необходимой заботы, и не пользующие вашего
избытка на восполнение их недостатка. Лучше же сказать - не: "услышьте и
стенайте", но - "услышим и возстенаем": ибо и самого меня,
говорящего вам это, упрекает совесть, как не совершенно чистого от
привязанности (к земному): ибо в то время как - много холодных и голодных, я -
полон всем и одет; но большего плача достойны - те, которые сокровища,
превышающие ежедневные потребности и имеют, и удерживают, или еще и стараются
их увеличить; и те, которым заповедано любить ближнего, как самого себя, даже и
за прах земной его не признают! Не означает ли это, что серебро и золото мы
возлюбили больше, чем братьев? Но обратимся и покаемся, и помогая нуждам
бедствующей в нашей среде братии, сделаем их участниками того имущества,
которым обладаем; и если мы не изберем боголюбиво. израсходовать все наше
имущество, однако же да не задержим немилосердно все за собою; но одно,
действительно, сделаем, а за то, что отстали в другом, смирим себя пред Богом,
и получим от Него прощение, ибо Его человеколюбие восполняет наш недостаток; но
только поступим так, дабы не случилось, - да не будет сего! - услышать те
страшные слова, как написано: "Тогда речет сущим ошуюю Его: идите от Мене проклятии".
О, как это много заключает: удалитесь от жизни, будьте исключены от
наслаждения, лишены света!».
Василий Великий (Беседа 7, толков. на Ев. от Матфея 19, 16-25): «Что будешь отвечать
Судии ты, который одеваешь тканями стены, а не оденешь человека; убираешь
коней, а равнодушно смотришь на брата, одетого гнусно; даешь гнить пшенице, а
не питаешь алчущих; зарываешь в землю золото, а утесненного оставляешь без
внимания?».
Священникам, которые должны увещевать
христиан о зле – сребролюбии, отцы также дают советы.
Исидор Пелусиот (письма, ч.3, 186): «Если некоторые из тех, кем ты руководишь, придут
в бешенство и, покрывшись пеною, станут поступать в чем-либо самовольно и
рваться из-под узды, сдерживай и обуздывай их, чтобы не понеслись по
стремнинам. Если же приметишь между ними сребролюбцев, говори непрестанно:
"Какая это новая и нелепая страсть - сребролюбие, которая все
приобретенное превращает в пищу желанию большего и все сильнее разжигает его?
Непрестанно в себя принимая, она никогда не насыщается; подобно какой-то
многоглавой гидре, тысячами уст препровождая пищу в ненасытное чрево, она так
жадно вожделевает еще большего, как будто бы ничего не принимала с самого
начала. Кто же из людей благоразумных решится возлюбить сию страсть, которая
одержимых ею здесь наказывает, а там предает огню неугасимому?"».
Но зачастую богатые люди не желают слушать
обличений о пристрастии к богатству и могут обвинять и упрекать тех, кто
говорит о сребролюбии.
Иоанн Златоуст (Творения, т.3): «…Богатый, занятый многими заботами, надменный
гордостью, происходящей от богатства, преданный лености и беспечности, не с
великою ревностью и не с великим усердием принимает врачевство слушания
Писаний…».
Иоанн Златоуст (Творения, т.12): «…Плененные этим недугом (богатства) не в состоянии
слышать, как их обвиняют и обличают, будучи всецело преданы удовольствию и став
через это самое рабами… Потому ли богатство кажется нам желанным и
высокоценным, что оно питает в вас тягчайшие страсти, доводя гнев до дела,
вздувая пузыри больного честолюбия до громадных размеров и возбуждая к
гордости? Потому самому нужно без всякой оглядки бежать от него, что оно
поселяет в нашей душе диких и свирепых зверей, чрез которых лишает ее чести…»
Иоанн Златоуст (т.12, Сл.11): «Говорю, и не перестану говорить это, хотя многие и
упрекают меня (говоря): всегда он говорит, докучает богатым. Однако ведь и те
всегда докучают бедным. А я докучаю богатым, вернее же сказать, не богатым, а
тем, кто худо пользуется богатством. Всегда говорю, обвиняя не богатого, а
хищника. Иное дело богатый, иное - хищник; различай эти две вещи, не сливай
несоединимого. Богат ты? Не запрещаю. Похищаешь? Обвиняю. Имеешь свое?
Пользуйся. Берешь чужое? Не смолчу».
Василий Великий
(Ч.4, Бес.6 на Лк. 12,16-21): «Я сказал, что почитал полезным. Если
послушаешься, известны блага, уготованные по обетованиям; а если преслушаешь,
написана и угроза: но желаю, чтоб ты избежал и не дознал ее опытом, приняв
лучшее намерение, и чтоб собственное твое богатство сделалось для тебя
искупительной ценою, и ты достиг уготованных небесных благ, по благодати
Призвавшего всех нас в царство Свое. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».
Но не стоит богатому отчаиваться, слыша подобные обличения и
увещевания, т.к. если он изменит свое отношение к богатству и начнет пользоваться
им ради славы Божией, то оно послужит делу нашего спасения.
Феофан Затворник (Мысли на каждый день года по церковному чтению, неделя 12):
«(1Кор.15,1-11; Мф.10,16-26). «"Трудно богатому войти в Царство
Небесное". Тут разумеется богатый, который в самом себе видит много
способов и много сил к своему благоденствию. Но коль скоро многоимеющий отсечет
всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет
видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что
ничего неимеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только
не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство беда, а
упование на него и пристрастие к нему».
Ерм
(Пастырь, подобие первое): «Итак, вы, служащие Богу и имеющие Его в сердцах
своих, смотрите: делайте дела Божий, помня о заповедях Его и обетованиях Им
данных, и веруйте Ему, что Он исполнит их, если будут соблюдены Его заповеди.
Вместо полей искупайте души от нужд, сколько кто может, помогайте вдовам и сиротам;
богатство и все стяжания ваши употребляйте на такого рода дела, ради которых вы
и получили их от Бога. Ибо Господь обогатил вас для того, чтобы вы исполняли
такое служение Ему. Гораздо лучше делать это, нежели покупать дома и поместья,
ибо имущество тленно, тогда как то, что сделаешь во имя Божие, обретешь в своем
городе и будешь иметь радость без печали и страха. Итак, не желайте богатств
язычников, ибо не свойственны они рабам Божиим; избытком же своим
распоряжайтесь так, чтобы могли вы получить радость. И не делайте фальшивой
монеты, не касайтесь и не желайте чужого. Делай свое дело - и спасешься».
|