Вторую неделю Великого поста наша Церковь посвящает памяти важной и значимой личности - свт. Григорию Паламе. Свт. Григорий является тем отцом Церкви, в лице которого Православие видит продолжение своей победы над главными ересями. Поэтому и говорят, что эта неделя продолжает предыдущую неделю Торжества Православия. Следовательно, свт. Григорий Палама не является простым святым в ряду многочисленных святых, но является символом и оросом православия, который в своём учении отделяет православное от неправославного и еретического, подлинное и истинное от поддельного и ложного. Таким образом, его личность приобретает необыкновенную величину, поскольку, живя в эпоху, во время которой гуманизм и эгоизм стали невероятно распространенными в сравнении с Церковью, обладающей богочеловеческой природой, святитель Григорий оказал существенную помощь Церкви избежать своего кризиса. В целом он создал некое резюме ее предания и традиции, подвел некий итог. Исходя из этого мнения, приобщение к этому святому отцу Церкви является приобщением к чистым источникам православной веры и к этой твердой пище для современного духовно жаждущего человека.
Конечно, саморазумеющимся является то, что в статье на весьма скудном числе страниц совершенно невозможно полностью раскрыть какую бы то ни было тему, которую можно было бы подать в виде всеохватывающего обозрения того богословского вклада, который внес этот муж. Но также не сможет кто-либо без опасения внести какие-то искажения, чтобы дать хотя бы полное описание его учения. Поэтому то, на чем мы хотели бы остановиться – это его борьба за глубокую молитву, которая сводится к фразе: «Просвети мою тьму, просвети мою тьму, Господи!» Впрочем, о свт. Григории написано и сказано столько, что для каждого из нас всегда имеется о нем материал в преизбытке.
Итак, свт. Григорий справедливо молился Господу, чтобы Он его, пребывающего во тьме, просветил. То есть он начал с условия, что у него была в уме и в сердце тьма по причине имеющихся явных грехов и страстей. То есть отправной точкой духовной жизни свт. Григория было признание его греховности.
Но, кто-то скажет, неужели этот святой признавал свою греховность? Несомненно, но это составляет признак его святости: признание того, что какой-то человек не безгрешен, но все, и без всякого исключения, подвержены закону греха: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Поводом для признания этого является признак, который относится к каждому святому: конечно же не падающий в грех мир, но абсолютно святой и чистый Бог. Святой, поставляя самого себя перед Богом, излучает свет от Него и распознает в себе даже крайне малую скверну. Он подобен в этом тому, что происходит в некой темной комнате: насколько кто-то открывает окна, и через них в комнату попадает свет, настолько он лучше видит то, что находится в комнате, различает даже малейшую пыль в ней! Следовательно, насколько кто-либо приближается к Богу, настолько он и ощущает свою греховность!
Апостол Павел, например, живя в состоянии уподобления Христу - «Живу не я, но живущий во мне Христос».(Гал. 2, 20), - сознательно исповедал и с полным сознанием, а не образно: «Христос пришел грешников спасти, из которых я первый» (1 Тим. 1, 15). То есть величайший из апостолов, который потрудился больше всех в распространении христианской веры, узрел самого себя первым на лестнице грешников. Тоже происходило и со всеми святыми, тоже произошло и с нашим святым свт. Григорием Паламой.
Итак, ясным доказательством его святости является его молитва.
Однако, в то время как преподобный отец признал в себе темноту страстей, он не пришел в отчаяние. Он с надеждой падал в объятия Бога в молитве. Он просил в своём подвиге, как мы уже говорили, просвещения от Бога. Просьба эта состояла в том, чтобы получить от Бога свет, хотя она содержит только несколько небольших слов, но она заключает в себе глубину богословия, за которое великий учитель Церкви сражался всю свою жизнь.
Поскольку эта просьба о просвещении предполагает веру в то, что Бог является светом, что человек становится светом, поскольку он общается с Богом, и конечно в то, что существует возможность для общения с Богом и с человеком. Следовательно, основой этой малой молитвы является различение в Боге сущности и Его энергий-действий. Это различие особенно было подчеркнуто и учение о нем было развито свт. Григорием в ту эпоху, когда появилась проблема в вере в это, когда была поставлена под сомнение возможность реального общения человека с Богом. Свт. Григорий Палама дал ответ на эти вызовы с помощью просвещения от Бога, исключительно утверждая это вышеназванное различие в Боге.
Согласно этому различению Бог есть сущность, то есть обитает в Самом Себе, следовательно всегда является неприступным и недосягаемым, несмешиваемым и отдаленным от нас, и невозможно Его познать какой-либо твари, ни самим человеком, ни ангелом, и конечно же не только теперь в этой жизни, но в вечности. Единственно кто знает сущность Бога – это Отец, Сын и Святой Дух, то есть Сам Троичный Бог. Однако, в тоже время наш Бог является и энергией, то есть живет и вне Самого Себя, творя мир и человека, искупая и избавляя его, освящая его, значит Он является для общения с нами и смешения с нами. Так, согласно этому различению, наш Бог с нами и вдали от нас, близкий и дальний, познаваемый и непознаваемый, присутствующий и отсутствующий. Поэтому мы и соединяемся с Ним через любовь и страх.
Итак, свт. Григорий был исключительно проповедником благодати и света Божия, поэтому он наполняет надеждой и радостью всякого человека, который знает о богословском его вкладе.
Однако никто не должен считать, что этот вклад святого мужа был чем-то новым и странным для Церкви. Святитель не сделал ничего иного, как только то, что он развивает, благодаря просвещению от Бога, как мы уже говорили, уже существовавшее предание Церкви. Иными словами, семена его богословия обнаруживаются в самом откровении Христа, в предании Апостолов, в учении остальных святых. Например, свт. Василий Великий (4в.) уже говорил об этом различении, однако без указания на то, являются ли энергии Бога тварными или нетварными. Вклад свт. Григория, несомненно, заключается в том, что он сделал различие – энергии нетварны, то есть они являются опять Этим Богом, Который может быть смешанным с человеком, довольствуясь конечно же тем, чтобы человек открыл свое сердце, что означает - возжелать очистить самого себя через покаяние в своих грехах.
На этих основаниях и условиях, которых мы лишь коснулись слегка, утверждается эта небольшая молитва «Просвети мою тьму». Давайте и мы будем стремиться совершать нашу собственную молитву с уверенностью, что произнося ее с верой, мы не только призываем Христа, чтобы Он внутри нас устроил лампаду, которая бы гасила всякое демоническое воздействие и просвещала бы наш ум, но мы этой молитвой исповедуем нашу православную веру в ту эпоху, которая наполнена всякого вида ересями, искаженной и фальшивой верой.