Утрата веры массами и элитами полностью определяет суть эпохи Нового времени (с XVI в. по настоящий момент). Несмотря на этот разрыв с истинным Христианством, Новое время остается рели- гиозным в своем основании. Вера в неотмирную Истину Христианства заменяется уни- версальной посюсторонней религией — верой в земное как в идеальное, в видимое как в невидимое. Выступая под именем Христианства или под именем светских идеологий, эта ре- лигия отрицает «отделение друг от друга „души” и „тела”, „духовного” и „материаль- ного”, „священного” и „профанного”, „религиозного” и „мирского”. Весь человек освящен и помазан, чтобы во всей полноте быть храмом Божиим, служением Богу и миру» (о. Александр Шмеман). Такая безразлично всеосвящающая религия уже была в истории человечества — во времена язычества. В эпоху Нового времени возвращается именно языческое уни- версалистское восприятие мира, неизвестное Христианству, различающему святое от несвятого и обращение души к Богу — от обращения души к тварному миру. Так про- исходит ре-дивинизация, повторное «околдовывание» мира. Теперь всё — и мир, и че- ловек с его развлечениями и его технологиями — становится священным, хотя и в мирском светском смысле. По объяснению блж. Августина, в языческих обществах политическая теология су- ществовала в связи с двумя другими частями языческого учения о богах: философской теологией и теологией театра. Вместе политическая, философская и теология театра и составляли язычество как таковое. В Новое время идеология, массовая религия (в частности, богословский модер- низм) и массовая культура вместе взятые и составляют одну целостную религию Но- вого времени, которую следует охарактеризовать как религию самоспасения и противозаконного самоисследования*, с основным мифом этой религии об «аб- солютной свободе человека». Таким образом, все стороны Нового времени являются политическими в той же мере, в какой и религиозными, а богословский модернизм — лишь одним из видов новой религиозности, наряду с пятидесятничеством, New Age, лжемиссионерством и т.п. Полный возврат от Христианства к язычеству невозможен уже по одному тому, что язычество не знало христианского понятия о спасении. Идеология Нового времени во всех своих формах делает шаг вперед, а не назад, вперед — к богоборчеству. Новая ре- лигия — это путь к абсолютной свободе от добровольного рабства Христу, каковая «сво- бода» и воспринимается как «спасение». *