О
причащении святых Христовых Таин
Таинство
Святого Причащения установил Сам Господь
наш Иисус Христос. Он называет Свое Тело Хлебом Жизни. «Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие». И
Господь предупреждает нас: «Если не
будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в
себе жизни».
Готовящийся ко
причащению Святых Христовых Таин должен быть свободен от упреков совести, от
вражды, гнева, рассеянности, смущения, лености, но в глубоком сокрушении духа и
в полном сознании своего недостоинства, со страхом и верою должен приступать к
Святой Чаше.
Свт. Феофан Затворник
говорит о Пресвятом Таинстве Евхаристии как о самом сильном и
врагопоразительном: «Внемли же сему и
Святых Христовых Таин причащайся сколько можно чаще, как только имеешь
разрешение от духовного отца своего».
Святой Василий Великий (IV
век): «Хорошо и преполезно приобщаться и
принимать Святое Тело и Кровь Христову. Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую
седмицу: в день Господень (воскресенье), в среду, и пяток (пятницу) и в
субботу, также и в иные дни, если бывает память святого…»
Когда преподобного Серафима Саровского
спросили: «Как часто надобно приступать к
Пренебесному Таинству Приобщения?» - он отвечал: «Чем чаще, тем лучше. Кто
приобщается Святых Таин - спасется, а кто не приобщается - не думаю. Благодать,
даруемая Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен
был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей
присутпил к Господу, Искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрыт был
язвами грехов, - и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более
светлеет, совсем просветлеет и спасется».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Чудно обновляюсь я
Божественными Тайнами Тела и Крови Христовых всякий день, даже доселе, до 70-го
года моей жизни, и как бы не стареюся, сохраняясь благодатию свежим и бодрым в
душе и теле!
Я ежедневно с благоговением совершаю Литургию и
причащаюсь Святых Таин, и вот плоды этого причащения: очищение, освящение,
обновление, победа над страстями, мир душевный…
Не огорчайся на тех, которые желают чаще приобщаться
Святых Таин Тела и Крови Христовых, но люби их и радуйся за них пред Богом, ибо
Господь влечет их сердца, испытавшие сладость общения с Ним в сих Тайнах.
…Диавол всеми адскими кознями своими старается
отвращать христиан от Чаши Жизни, наводя на них маловерие, холодность и
нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтоб держать людей в
узах греха и смерти».
Причащение
Святых Животворящих Христовых Таин приносит свой плод при условии приготовления
и хранения полученного: хранить мир с ближними, пребывать в молитве,
воздерживаться от пресыщения, беречь язык от празднословия, постоянно
стремиться к чистоте жизни чрез непрерывное покаяние; не надеяться на себя, а
иметь твердую надежду на Бога и Его милость.
В противном
случае причастие бывает в суд и осуждение.
Нельзя
принимать Тело и Кровь Христовы при сомнении, что в Святой Чаше - истинное Тело
и истинная Кровь Христовы, при явном пренебрежении в приготовлении ко
причащению, при нарушении поста, при вкушении пищи после полунощи, при
нечистоте женщины, при супружеском общении накануне.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский о сроках Святого Причащения:
«Иисус же сказал им: «Я есть Хлеб Жизни, приходящий ко
Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда; но Я сказал
вам, что вы и видели Меня - и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне
придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 35-37).
Из приведенных слов Спасителя очевидно, что Он
заповедует верующим и ревнующим о христианском желании причащатъся часто
Пречистого Тела и Крови Его - ежедневно, если кто может по условиям жизни
своей, быть готовым приступатъ к Чаше Жизни. Если мы ежедневно стремимся к пище
и питию тленным, земным, то тем более должны алкать и жаждать пищи нетленной и
пития нетленного, которое суть Тело и Кровь Начальника жизни - Господа нашего
Иисуса Христа.
Вместе с тем есть много невежд и между образованными,
и между неучеными, и даже между учеными монахами и священниками, которые
считают неуместным и даже грешным делом - причащаться благочестивым мирянам
каждую неделю и каждый день.
Это противно заповеди любвеобильного Господа, Который
желает, чтобы верные заботились о возможно частом причащении Его Пречистого
Тела и Крови. Аминь».
Душа,
вкусившая сладость любови Божией, вся перерождается и делается совсем другой и
любит Господа своего и всею силою влечется к Нему день и ночь.
«Тело Христово
приимите, источника Безсмертнаго вкусите!»
|