Потребность в пище и питии врожденна телесной природе нашей,
и умеренное удовлетворение этой потребности законно и необходимо. Преступая
пределы умеренности, чревоугодие обращается в страшный и унизительный порок под
следующими видами (по Иоанну Лествичнику):
1. Ничем не насыщающееся обжорство.
2. Прихотливое, многоизобретательное сластолюбие.
3. Неудержимая и завистливая жадность к любимой пище.
4. Неукротимое, более и более свирепеющее чревоизлишество.
Началом всему худому служат упокоение чрева и расслабление
себя сном, воздвигающие блудную похоть.
Вот перечисление пороков, вытекающих из этой страсти: блуд,
жестокосердие, сонливость, море помыслов, волны скверн, бездна нечистот,
леность, многословие, вольность в речах, смехотворство, острословие,
жестоковыйность, упрямство, бесчувственность, пленение, высокомерие, дерзость,
щегольство, за которыми следует нечистая молитва, кружение помыслов.
Чем меньше и легче употреблять пищи и пития, тем тоньше и
легче делается дух. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают
у души ее крылья.
От чревоугодия возникает лютая брань плотской похоти; от
постов — целомудрие, от сытости — распутство и от пресыщения — нечистота. Хлеб
и вода не приносят вреда!
Пост был первой заповедью нашим прародителям, и нарушение
поста явилось причиной их падения. В чем состояло первое уничижение, с того
начинают подвижники преуспевать в страхе Божием. С чего начал и Спаситель,
потому что пост есть орудие на диавола, им Он сразил диавола в пустыне.
Облеченный в орудие поста во всякое время распаляется ревностью.
Кто пребывает в нем, у того ум непоколебим и готов встретить и отрезать все
лютые страсти... Кто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло
грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя
указал Спаситель, когда пребывал в пустыне, постясь 40 дней и 40 ночей; тот не
знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога чаще всего через
невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и современниками Ноя, ибо
от невоздержания происходит всякий грех в людях.
Кто
отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной
плоти своей и против Диавола.
Тот не воин Христов, кто бросает оружие и отдается
добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот наконец, слеп
и не видит отношения между причинами и последствиями дел.
Пост, как умерщвление плоти, умерщвление в себе ветхого
человека, имеет заслугу бескровного мученичества.
В чем именно состоит пост и какими способами приучить себя к
нему?
Пост есть принуждение естества и отсечение услаждающего
гортань. Надлежащий пост есть то, когда едим мало, употребляем простую пищу и
удаляемся чревоугодия.
Будем устранять от себя сперва утучняющие, потом разжигающие,
а после и услаждающие снеди.
За обедом ешь довольно, за ужином повоздержись. Принимать
пищу надо благочинно, со страхом Божиим, и ничего не должно вкушать по
похотению, но когда имеешь нужду в том, чего требует естество, и притом так,
чтобы после пищи и пития чувствовать позыв на пищу. Это довольство без
излишества — начало святого поста.
Постные дни — среду и пятницу — соблюдайте неотложно.
Воздержание для каждого должно быть определено по его
телесной силе. Надо избегать чрезмерного, расслабляющего поста — даже во время
плотской брани.
При случайных излишествах и неосторожном воздержании не
скорбеть о нарушении поста, а стараться вознаградить его.
При расслаблении тела от подвигов либо от болезни вовсе не
держать поста.
Тело немощное, изможденное подвигами или болезнями, должно
подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже времени. Иисус
Христос, по воскресении дщери Иаировой от смерти, тут же повелел «дата ей ясти»
(Лк. 8, 55).
Истинный пост полагает свою печать на все внешнее и внутреннее
поведение подвижника. Мера воздержания не ограничивается только пищею и питием,
но простирается и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на все чувства,— во
всем этом должна быть мера воздержания.
Правильный пост совершенно чужд тщеславия и расслабления. В
посте должно мужественно и благоразумно удаляться от всякого человекоугодия,
избегать осуждения непостящихся, равно как и вкушающие не должны порицать
постящихся.
Телесный пост облегчается постепенным навыком к воздержанию,
но он не имеет никакой заслуги без поста внутреннего — духовного. Пост духовный
— это период духовных усилий: усилить молитву, умножить милосердие, укротить
страсти, примириться с врагами. Пост — духовная пища для души, это точно
сказано в пустыне для утомленного путника, у которого кончился запас воды.
С радостью встречайте пост: «Се ныне время благоприятно, се
ныне день спасения».
|