მე ვარ მწყემსი კეთილი და მწყემსმან კეთილმან სული თვისი დასდვის ცხოვართათვის

ალმანახი

გრდემლი

ანტიეკუმენისტური და ანტიმოდერნისტული ელექტრონული გამოცემა

საიტის მენიუ


სექციის კატეგორიები



ИВЕРИЯ С ОРУЖИЕМ ПРАВДЫ В ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКЕ_

Владимирова Елена, Польша (редактор сайта «Защитник Православия»)


გადმოწერა

 

» შესვლის ფორმა

სულ ონლაინში: 1
სტუმარი: 1
მომხმარებელი: 0
mail.


contact us :

zaqaria8@mail.ru

მთავარი » 2013 » ოქტომბერი » 3 » Составитель Ника
12:04
Составитель Ника
 О греховном пороке ума – мечтаниях
Вводное слово о праздномыслии


   Ранее мы рассмотрели вопрос о празднословии, а теперь поговорим о праздномыслии, которое является одним из пороков ума и сердца грешного человека. 
   Григорий Синаит (О заповедях и догматах …, 79): «Страсти мысли суть: парение, легкомыслие, пленение и рабство, омрачение, ослепление, отбегания (от дела), прилоги, сосложения, склонения, превращения, отвержения и подобные сим». 
   Итак, если кратко обозначить, то праздномыслие – это порок, которому свойственно: расхищение ума, блуждание помыслов, парение ума, отбегание от дела и др., когда мысли человека то где-то парят, то он думает о чем-то пустом и незначимом, то ум не может сосредоточиться на каком-то одном серьезном и нужном рассуждении, то в мыслях всплывают какие-то далекие или близкие воспоминания, то придумываются какие-то сюжеты или разговоры, и др. И вот такое состояние ума принято обозначать как праздномыслие, или блуждание мыслей, или мысленное рассеяние, при котором ум не выполняет серьезную работу. Это первое проявление праздномыслия. 
   Василий Великий (Правила кратко изложенные, п.21): «Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым». 
   Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, п.8): «…мысленная часть редко держит себя достодолжно, предаваясь мечтам и рассеянности». 

   Вторым проявлением есть то, что ум может начать рассуждать о чем-то нужном и серьезном, но через какое-то время мысли рассеиваются и человек начинает думать о чем-то другом. 
   Кстати, такое состояние ума показывают и многие разговоры людей, при которых человек может начать говорить об одном, а потом переходит на какую-то другую тему и отвлекается. Или, например, в разговоре человек передает какие-то незначащие подробности (говорит о своих переживаниях или мыслях, уходя от сути вопроса, или вдруг начинает вспоминать о чем-то, что совершенно не нужно для слушателя). Всё это означает, что такой человек имеет развитый порок праздномыслия, который при разговоре становится явен и для слушателей. 
   Третьим проявлением есть то, что при рассеянии и праздномыслии ум занимается тем, что приносит душе удовольствие и тем, что душе дорого. 
   В нашей беседе речь будет идти о трех видах праздномыслия, которые выделил составитель этой темы. В этих видах отображено, чем может заниматься ум грешника, чтобы получить удовольствие, и чем он занят вместо полезной и нужной работы. 
   Первый вид – мечтания. Они относятся к праздномыслию потому, что человек в мечтах создает какие-то сюжеты, и тем развлекается и получает удовольствие. 
   Второй вид – «отбегание (мыслей) от дела» (по Григорию Синаиту) и многозаботливость. Это состояние ума грешника при мирской рассудительности. Оно заключается в том, что вместо конструктивных и логичных рассуждений о мирских делах, мысли представляют собой некую «кашу» ненужных и страстных мыслей перемешанных с нужными. Также мало того, что ум грешника постоянно рассеян при решении мирских задач, он еще и занят только мирским. 
   Третий вид праздномыслия – блуждание мыслей при молитве. Они передают приверженность человека к миру и к себе, а не к Богу, и такое занятие при молитве мирскими делами обозначается как праздномыслие (в форме блуждания и рассеяния), потому что такая молитва есть пустая и праздная, и ум вместо того, чтобы обращаться к Богу, занимается всем подряд, только не молитвой. 
   Антоний Великий (Поучения, 50): «Молитва, совершаемая с небрежением и леностью – празднословие». 
   Заметим, что эти страсти ума и мысли действуют всегда – и когда человек ни с кем не общается, и когда не занят каким-то трудом или развлечением, и даже когда человек занят каким-то трудом, или когда идет по улице, едет в транспорте, или что-то делает по дому, читает, стоит в храме и т.д. и т.п. 
   Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, ст. 453): «Есть грех рассеянности, которому мы все сильно подвержены; не надо его забывать, а каяться в нем; мы предаемся рассеянности не только дома, но и в церкви». 
   Итак, далее мы рассмотрим вопрос о том, что вместо того, чтобы ум работал здраво, осознанно, на пользу и т.п., он занимается, как говорится, «не понятно чем» (и по причине великого множества мыслей, конечно, далее будут указаны не все мысли, которыми занят человек, а только их часть, но это не помешает увидеть плачевную картину нашей внутренней жизни). 

    Оглавление    Все грешные люди страдают пороком праздность ума, но немногие это замечают 

   Если вопрос о празднословии, который рассматривался ранее, понятен и знаком людям, то вопрос о праздномыслии и о страстных мыслях не всем знаком. Но эти вопросы во многом похожи, потому что празднословие – это результат праздномыслия. 
   Иосиф Оптинский (Письма, п.414): «…если ты, может быть, и не разговариваешь, зато постоянно праздномыслишь, а помыслы – те же слова». 
   Лука Крымский (Объяснение великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина, гл.4): «Если язык болтает и празднословит, то мысли бесцельно блуждают, не сосредотачиваясь ни на чем глубоком, истинном, важном». 

   Грешники не только не особо видят свое праздномыслие, но и не знают, что это равнозначный грех празднословию за исключением того, что молчащий никого не соблазняет своим языком. 
   Филарет Дроздов (т.3, Слово на заключение мира с оттоманскою портою…): «Запрещены даже праздные слова и праздные мысли; «Это уже слишком тяжело», – говорят легкомысленные; «без нужды строго», – думают неразумеющие; «праздные слова, - говорят, - не вредны, а праздные мысли – еще менее». Да, мелкие насекомые большею частью не ядовиты и не смертоносны; однако хотел ли бы ты жить в воздухе, ими наполненном, где непрестанно толпятся они в глаза, жужжат в уши, тревожат осязание и сотнями наносят, подлинно, не смертельные раны? Сему подобно состояние души, наполненной праздными и суетными помыслами: если кому сие не ощутительно, то потому, что он не испытал лучшего внутреннего состояния; и потому должен поверить знающим, что благо, которое готовит ему заповедь об очищении ума, гораздо важнее, нежели он вообразить может». 
   К сожалению: 
   Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди, гл. 6-я заповедь блаженства): «Все мы почти всегда бываем рабами помыслов. Они врываются в сознание, засоряя его ненужными, пустыми, даже вредными, развращающими представлениями, картинами, воспоминаниями. В правильный и спокойный ход мышления врываются не идущие к делу и мешающие работе мысли, воспоминания и представления, например, о вчерашней встрече, о неприятном разговоре, о планах, впечатлениях, о газетных сообщениях и т. д. И особенно все это засоряет сознание и сердце, когда человек становится на молитву или в храм Божий. Как нарочно, словно из рога изобилия, посыпятся в голову всевозможные посторонние мысли, планы будущего, мелкие заботы, тревоги о забытом, иногда раздражение против другого человека, потребность сделать то и то... И ваша молитва начинает не ладиться, она мешает вам, задерживает вас, вы начинаете молиться торопливо, чтобы скорее закончить правило и заняться делом, и т. п.». 
   Но эти страстные состояния ума видит не каждый грешник, и многие люди не всегда могут точно передать свои помыслы, а просто передают мнение о них, говоря: «я думал о том-то», или «я не помню о чем думал», или «я ни о чем не думал» и т.п. И при этом мы, грешники, уверены, что знаем себя и свои мысли, и что не согрешаем. 
   Авва Феона (Собеседование 3-е Иоанна Кассиана гл.7): «Мы совсем не зная, что такое самая безгрешность, думаем, что мы не можем навлекать на себя вовсе никакой вины этими праздными, непостоянными развлечениями помыслов, но приведенные как бы в исступление, как пораженный слепотою глаз, ничего не видим в себе, кроме главных пороков, и считаем нужным избегать только того, что осуждается строгостью мирских законов; если мы хоть немного сознаем, что в этом невиновны, то думаем, что в нас вовсе нет греха. По близорукости не видя в себе малых, но многих нечистот, мы вовсе не имеем спасительного сокрушения сердца…. Многое, что постыдно говорить или делать пред людьми, мы не стыдимся воспринимать сердцем и не боимся, что это открыто для взора Божия и противно Ему». 
   Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 2, Зрение греха своего): «Страсти оспаривают меня одна у другой, непрерывно передают одна другой, возмущают, тревожат. И не вижу своего горестного состояния! На уме моем непроницаемая завеса мрака; на сердце лежит тяжелый камень нечувствия. Опомнится ли ум мой, захочет ли направиться к добру? Противится ему сердце, привыкшее к наслаждениям греховным, противится ему тело мое, стяжавшее пожелания скотские. …Таково мое состояние! Оно - смерть души при жизни тела. Но я доволен своим состоянием! Доволен не по причине смирения - по причине слепоты моей, по причине ожесточения моего. Не чувствует душа своего умерщвления, как не чувствует его и тело, разлученное от души смертью. Если бы я чувствовал умерщвление мое, пребывал бы в непрерывном покаянии». 
   Игнатий Брянчанинов (Слово о смерти, гл. Разлучение души с телом): «Таков путь ко спасению. Святые Божии, непрестанно рассматривая себя, непрестанно находили в себе новые недостатки и, находя их, более и более погружались в покаяние, которое очищало и усовершало их для неба. Напротив того, лютая рассеянность и многопопечительность непременно соединены с глубоким неведением себя; а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою». 

   В отличие от людей, которые никогда не занимались трезвением и мысленной бранью, и не обращали внимания на свои мысли, истинные подвижники знают, что: 
   Письма Валаамского старца (Письмо 65): «… если следить за собой, увидим в своем сердце просто хаос…». 

    Оглавление    Состояние ума и мыслей показывает истинного внутреннего человека 

   Кстати сказать, по тому, как мы молимся и по тому, о чем мы думаем, легко познается – что на самом деле важно и интересно нашему внутреннему человеку и идем ли мы по истинному пути спасения. (К сожалению, по тому материалу, который рассмотрим далее, мы увидим, что наш внутренний человек не живет сердцем «на небе», а его сердце занимают предметы мира, люди, и главное - он сам) 
   Авва Исаия (Духовно – нравственные слова, сл.15): «Как древо познается от плода; так и ум, каков есть, познается, чрез помыслы свои». 
   Иннокентий Херсонский (Слово на день Рождества Христова): «Душа там, о чем мыслит; тем паче там, где любит. Полюби небо, и ты будешь жить на небе. Ибо «где сокровище ваше, там и сердце ваше»; а где сердце, там и человек». 
   Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, 1593): «Как ежеминутно ты дышишь воздухом, так ежеминутно мысленно бываешь или с Богом или с диаволом, смотря по тому, каков ты по внутреннему расположению. Что воздух для тела, то Дух Божий для души: как из воздуха вдыхаешь нужные для питания тела твоего начала, так от Духа Божия вдыхаешь в себя благие расположения и мысли». 
   Тихон Задонский (Сокровище духовное, 71, о том же): «Что человек познает и признает за свое добро и блаженство, то и любит. А что любит, того и желает. Чего желает, о том мыслит всегда. О чем мыслит, то с усердием и ищет. Ищешь ли чести, славы, богатства и прочей суеты в этом мире? Это значит, что ты это за добро свое и блаженство почитаешь, и любишь это и желаешь этого, и это подлинно означает, что ты сердцем от Бога и Создателя своего отвернулся, и обратился к созданию Его, почитаешь это больше, чем Создателя своего. А когда, все это презрев и оставив, ищешь одного Бога, и Его одного желаешь приобрести и иметь, — значит, ты Его больше всего создания почитаешь, и в Нем свое удовольствие находишь, и крайнее свое добро и блаженство в Нем полагаешь. Так, по слову Христову, «где сокровище» человеческое, «там будет и сердце» его (Мф.6:21), там любовь его, там мысль его, там желания его, о том он думает, заботится и разговаривает, того ищет». 
   Тихон Задонский (Письма посланные, п.15): «Душа человеческая подобна зеркалу. В зеркале, когда оно обращается к небу, — небо, а когда к земле — земля изображается, так и в душе то изображается, что любит и о чем мыслит. Любит ли мир сей и то, что в мире, славу, честь, похвалу, богатство, сласть, — это в ней изображается. Любит ли Бога и небесное царство, — это в ней изображается. А что любит душа, того и ищет, о том заботится, о том и помышляет. Так, где есть «сокровище» любимое у человека, «там будет и сердце его». А что любила душа, в мире сем живя, чего искала, то с нею, в ней изображенное, явится в оном веке. Так за человеком последуют дела, слова и помышления в оный век, и явятся на Христовом Суде пред всеми Ангелами и человеками и Самим Судией Богом; и сам человек увидит тогда, что он делал, любил, искал, о чем заботился и помышлял в мире». 

   Итак, далее мы расскажем о пороках ума и сердца на примерах. Вообще вопрос об уме и мыслях очень обширный, разноплановый и очень серьезный, и сейчас мы подробнее остановимся только на некоторых основных особенностях – во-первых, на общем обзоре мыслей обычных людей, во-вторых, на мечтаниях, в-третьих, на рассеянной работе рассудка, и, в-четвертых, на мыслях при молитве. 

    Оглавление    Примеры того, что обычно думают люди, когда идут по улице или едут в транспорте, или выполняют простую работу 

   Вначале приведем примеры ответов людей, у которых спросили: «О чем вы думаете, когда просто идете по улице (или едете в транспорте)?» В ответах будет хорошо видно, чем занимается ум и душа, когда человек просто идет или едет. Мы приведем много примеров и делаем это для того, чтобы это подвигло некоторых христиан начать обращать внимание на свои мысли, потому что: 
   Феофан Затворник (Мысли на каждый день года, Неделя 4-я поста, четверг): «…о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их или направлять к разумным занятиям. А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло». 
   Следует заметить, что есть люди, которые осознают, что в их уме «каша», «хаос», «свалка», «буря» или мечтания, а есть такие, которые этого и не замечают, и отвечают обще или, считая, что они ни о чем не думают (т.е. у разных людей есть разная степень осознанности о своих мыслях). 
   Интернет – источники: ««О чем вы думаете, когда просто идете по улице? 1). Думаю обо всем, что меня окружает вокруг. 2). Я не думаю. Я смотрю вокруг и наслаждаюсь. 3) И не запоминаю ничего, о чём думаю. Просто - думу думаю. Шевелю мозгами. 4) О, ужас! только сейчас поняла - я совершенно ни о чем не думаю, когда иду на работу. 5) Ой, я так много думаю, что поэтому не помню, о чём думала 10 минут назад. Причём в голову лезет по нескольку мыслей сразу. Могу одновременно и мечтать, и прохожих разглядывать, и думать о том, что мне предстоит сделать вечером, вспоминать что-то... Иногда считаю в уме. Серьёзно. В общем, у меня в голове всегда какая-то каша. 6) Думаю об одном и том же, постоянно настырно иногда противно становится. Пульсирующее горло и живот от потока внутренних то ли слов, то ли образов, то ли описание значений. Страхи, обдумывание одного и того же десятки-сотни раз - пока не забуду всю эту чушь. Полный набор всевозможных глупостей. Никогда до конца не знаю чего в сущности хочу. И говорю… говорю об этом и многом другом сам себе непрерывно, постоянно, автоматически. В общем, бардак в голове». 7) «Я разговариваю сама с собой в мыслях. Разговариваю с реальными знакомыми: переговариваю заново неудавшиеся беседы, споры. Придумываю посты и комментарии в ЖЖ, разные другие тексты. Рассказываю сама себе истории - либо воображаю что-то небывалое о себе (например, будто я режиссер в Голливуде и снимаю кино), либо историю о придуманных героях. И могу эту историю много раз подряд себе пересказывать. Хотя её, если запиши - никому читать будет неинтересно. К историям в мыслях добавляются уже не только слова - я начинаю думать картинками, хотя это сложнее. Картинки норовят исказиться и измениться. Иногда из этих историй получаются нормальные рассказы. …О делах почти не думаю. Ну, составлю план в начале дня - и более или менее придерживаюсь его. А иногда вообще не могу сказать, что думала о чем-то. Иногда обрывки песен в голове прокручиваю. Или они крутятся машинально. Иногда пытаюсь в уме на иностранном языке говорить. А в промежутках лезет матерщина к тому же». 8) «Внутренний диалог у человека никогда не прекращается, и даже когда нам кажется, что мы ни о чем не думаем - мы думаем. Об этом самом "ни-о-чем". Я, например, никогда не могу ответить на вопрос: "О чем ты сейчас думаешь?" Потому что в одно это, конкретно взятое мгновение я ловлю свою мысль на какой-то совершенно несуразной (ерунде). Например, во время диалога о каком-то только что увиденном репортаже, я поймала сознание на мысли о том, почему это в офисе напротив в верхнем окне разбито стекло и когда это случилось? Наше сознание вообще обычно обрабатывает одновременно кучу разной "мыслятины", переключаясь с одного на другое практически незаметно». 
   Итак, о чем же люди думают конкретно, а точнее сказать какое их мнение о своих мыслях? Это уточнение делается потому, что люди обычно плохо помнят конкретные мысли или помнят только какую-то очень малую часть, и поэтому они имеют только мнение о мыслях, которое передает какую-то одну тему, над которой думал человек. Например, у него были воспоминания о каком-то недавнем разговоре с кем-то, и при этом происходило повторение разговора в прямой речи, и в мыслях произносится: «Н., а ты завтра едешь в командировку? Тебе хорошо, хоть один день не будешь видеть начальника». Потом идет рассуждение: «А мне придется выслушивать его, да еще и вся работа будет на мне, как мне это уже надоело. Всё я и я. А платят за это копейки». Потом идет мысленное обращение к начальнику: «От Вас премии не дождешься, а как что, так вся работа на мне». И если через время спросить человека, о чем он думал, то он может ответить: «о работе» или «о Н.» или «о начальнике». Вот это и есть мнение о своих мыслях, когда из них выбирается только какая-то одна тема, например, работа, и не помнятся конкретные мысли (или помнятся только некоторые). А чтобы дать оценку этим мыслям как саможаление, ропот и осуждение начальства, так об этом даже и понимания нет. 
   (В приводимых нами примерах также будет большинство мнений о мыслях – «думаю о том-то», когда люди просто перечисляют темы, но иногда можно встретить и конкретные мысли) 
   Итак, из примеров о мыслях людей классифицируем виды типичных мыслей. (Конечно, в приведенных примерах это лишь отрывки мыслей, и в разное время они бывают разные). 
   Самое частое, что люди отвечают на вопрос, о чем они думают, когда идут или едут – что они думают о многом или о насущных проблемах. 
   Интернет – источники: «1) О погоде, о природе, о людях, которые мимо идут или животных, что по улице ходят. 2) Мечтаю о том, как бы целовалась с парнем, который очень нравится, о том как куплю себе что-нибудь, о родственниках, как приеду с работы, буду играть в гонку на компьютере. 3) Когда настроение хорошее -о себе, о шопинге, о том чем займусь вечером, о мужчине, о сексе. 4) Ой, о чем я только не думаю, о погоде, о работе, о муже, но что-то в последнее время у меня в голове завелся калькулятор, стала очень часто считать, куда же так быстро девается моя зарплата.... 5) О муже, о доме, о предстоящем путешествии, о музыке, короче думаю обо всем. 6) Думаю о том, чтобы сыночек был здоров, о том, как похудеть (хотя вес в норме, приходится постоянно напрягаться), о том, чтоб любовник позвонил» 7) Часть мыслей, когда иду по улице и смотрю на людей: "не забыть кошке еды купить... и хлеба..., опа, лужа - обойдем... завтра в зал... тренер... хочу денег"». 8) Думаю о проблемах своих, о делах, что мне сделать нужно. 9) Думаю о нём (о мужчине), ну или о тех дорогущих туфлях. 10) О том, куда я иду, что там собираюсь делать и как. А так же думаю, как переходить улицу, не попасть в открытый люк, не зацепить раскоряченного по среди дороги. Еще часто думаю, что некоторые вообще не способны осознавать, что они находятся на улице... 11) Думаю о том, что буду делать, придя к месту назначения. 12) Часто ловлю себя на том, что планирую в уме, что приготовить, какие для этого нужны продукты, что нужно купить, по каким магазинам пройти... А вообще фоном постоянно думаю о своем мужчине. 13) Думаю о детях, сын и дочь всегда ждут меня дома... вот о них и думаю, к ним и иду..., а остальное – лишь сиюминутное...». 
   Нередко люди осознают, что разговаривают с кем-то в мыслях, или, как говорят, прокручивают разговоры. 
   Интернет – источник: «1) Прокручиваю разные сюжеты разворачивания последних событий своей жизни (обычно это касается отношений), прокручиваю возможные разговоры. 2) Это только у меня так? Я когда ничем не занят, очень часто мысленно кому-то что-то объясняю, рассказываю, думаю какие слова лучше подобрать. И темы такого "разговора" в основном далеки от реальной жизни». 
   Очень часто люди мечтают, т.е. создают в воображении сюжеты на какую-то тему. 
   Интернет – источники: «1) Придумываю себе всякие сказки и прокручиваю их в голове. В общем, мечтаю. 2) Представляю, как встречу его, мечтаю... 3) Когда я иду по улице, я всегда представляю, что это не эта улица и не этот город. Иногда я представляю себе, что это город в пустыне и сейчас налетят самумы (песчаные ураганы) и будут мчаться по асфальту огромные круглые растения похожие на шары (перекати-поле). Иногда представляю, что иду по заснеженной рождественской швейцарской деревне, такой красивой, как на открытке. Иногда как будто я попала в Эльфийский лес. Вариантов может быть до бесконечности много. Я представляю что угодно, только не эту реальность. 4) Думаю, когда ж настанет тот момент, когда красивая девушка попадёт в опасную ситуацию, а я как герой спасу её... И жили они долго и счастливо! 5) Сегодня задумалась, а на что тратятся у меня бесценные часы и минуты перемещения себя в пространстве? Попыталась вспомнить. И сама с удивлением обнаружила, что я-то чаще всего мечтаю о чем-то приятном и несбыточном. Наверное, это не полезно». 
   Нередко люди думают о других людях, с которыми у них были или есть любовные отношения. 
   Интернет – источник: «1) (Идя по улице или в транспорте, думаю) о мужчинах своих... настоящих и бывших.... 2) Зависит от того, куда я еду. Чаще всего еду к своему мужчине, поэтому думаю о предстоящей встрече, фантазирую, мечтаю». 
   Иногда люди думают о том, как они выглядят и хотят нравиться. 
   Интернет – источники: «1). Думаю - интересно, какое впечатление я произвожу на людей в данный момент? И так всегда. В любой одежде. 2) Думаю, все ли видят какая я красивая! 3) Мне 19 лет, и я постоянно хочу кому-нибудь понравиться. В каком смысле, вот пример: иду по улице просто, проходит какой-нибудь парень, и я стараюсь всяческими способами ему понравиться, как ни крути, всё вылетает из головы. И с этим ничего поделать не могу, машинально просто. Если же это девушка какая-нибудь, то я стараюсь вызвать её зависть, показать, что я лучше её, в чём-то, это просто ужасно. Просто злит. И, главное, я говорю себе, что пора прекращать, но вот когда появляется на горизонте кто-то, я забываю обо всём просто, как будто инстинктивно». 
   Иногда, идя по улице или находясь в транспорте, люди разглядывают других людей или другие предметы и дают им оценку. 
   Интернет – источники: «1) Иногда разглядываю людей (но это чаще в транспорте) и как будто пытаюсь угадать, кто этот человек по жизни, есть ли у него семья, дети.... 2) Думаю о людях, например: "Какой симпатичный молодой человек" "Какая привлекательная девушка, мне нравятся ее туфли" "Сколько можно пялиться…" "Бабка метит молодую жертву, чтобы встать рядом и чтобы ей место уступили" – всякий бред в общем». 
   (Некоторые мужчины признаются, что похотливо рассматривают девушек, но мы не будем приводить эти примеры) 
   Иногда люди думают о чем-то серьезном или философствуют. 
   Интернет – источники: «1) Философствую обо всем на свете. 2) Просто иногда задумываюсь, что вот мы живем своей единственной жизнью, а вокруг еще столько других людей и у каждого она своя и совсем другая. 3) (Думаю) о том, что буду делать дома, но чаще меня посещают мысли о смысле жизни и человеческого предназначения». 
   Нередко люди злятся в дороге на что-то или на кого-то или переживают другие эмоции. 
   Интернет – источники: «1) О чем только я не думаю, когда злая и не выспавшаяся - проклинаю и ненавижу всё, что движется! 2) О своей жизни думаю, в метро думаю о том, как меня раздражают люди, потом начинаю думать, что и я их тоже раздражаю. 3) Как бы странно не звучало, но самая частая мысль: … как все (злит) меня, прохожие, машины, снег, все (злит). 4) Последнее время думаю только: "какая скука... какая скука.. какая скууууука". Куда не посмотри, о чём не подумай - всё скучно, суета сует, всё бессмысленно. Мужики скучны, бабы скучны, на улице скучно, дома скучно, в телевизоре скучно, в интернете скучно, в мире скучно....Скорей бы конец света, уже хоть повеселее будет». 
   А иногда люди мысленно пугают себя разными «страшилками» о несчастных случаях (и не только делают это в дороге, а и в любом месте). 
   Интернет – источники: «1) Катаясь в транспорте, я часто прокручиваю в голове мысль "А что, если катастрофа?" Представьте себе, сколько в год автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов (в т.ч. метро) попадает в различные аварии, загораются, падают под откос или тонут в реках? Найдется ли в панике человек, способный принять на себя командование и организовать слаженную работу жертв, чтобы не допустить смертей? Смогут ли люди спастись в отсутствие такого человека и спасти всех пострадавших? 2) Честно, я устала от своих страшных мыслей, порой заснуть полночи не могу. Очень часто представляю, как умрет мой любимый папа или ребенок, или муж. Представляю их в гробу, на кладбище и даже какой мрамор будет. Представляю, как я буду все это переживать, если переживу, конечно. Кроме смерти могу вообразить ужасные болезни, особенно, после прочтения (каких-либо) историй. Самые мои любимые люди и самые страшные мысли о них. Я наверно ненормальная? В дурдом пора? А кто-нибудь также мучился и справился с этим? Или это нормальная реакция сознания на страх потерять близких людей? Я стараюсь гнать от себя этот кошмар, но мысли лезут и лезут. 3) Это ужасно мучает. Я хожу в церковь и молюсь о здоровье родных и мужа, но потом возникает мысль, что если им будет так суждено, то мне ничего не останется, как только принять это. А я в ужасе, я морально слабый человек, я не смогу это принять. Мои бабушка и дедушка прожили вместе до 78 лет, дедушка умер первым, через 2 года - бабушка. Она тоже плакала и тосковала, но! Они прожили вместе эту жизнь, они вырастили 2-х детей, и все у них было достаточно хорошо. Я тоже хочу так.., я прошу Бога только об этом, мне не страшно, если муж будет изменять или еще что.. я хочу только одного, чтобы вместе быть до старости. 4). У меня полгода назад родился ребенок. И с самого момента рождения мне постоянно в голову лезут картины того, что я могу потерять ребенка и жену. То есть постоянно представляю себе, как это может произойти, как я буду себя чувствовать, как я буду жить дальше. Причем я боюсь не каких-то вещей зависящих от меня, а наоборот. Боюсь, что под машину попадут, что маньяк нападет, что дом на них рухнет (даже до такого доходит). Причем жена ни о чем не догадывается. Да и не догадается. Если бы это было раз-два - я бы на это даже не обратил внимания. Но такие вещи происходят со мной постоянно». 
   А вот что, например, отвечают люди на вопрос: «О чем вы думаете, когда моете посуду?». (Часто люди думают о деле, которое они делают, но нередко и о совсем другом). 
   Интернет – источник: «1. Почему у нас не одноразовая посуда? Почему ты (тот, кто ел) не можешь есть, чтоб тарелка была чище? Вода... опять холодная. Опять рукава сырые. Вот мою, мою, а сейчас кто-нибудь прибежит поесть и опять посуда грязная … и еще много, много негатива... Для меня мытье посуды - это миллиарды убитых нервных клеток 2. Чаще всего о сексе.... 3. О завтрашнем дне, о предстоящих делах.... 4. И откуда этой посуды столько набралось? 5. О разном. Например, ругаюсь на кого-нибудь или о том, что спина болит и сейчас упаду, сил нет стоять или о том, что еще сковородка и кастрюля. 6. Ни о чем, мою и всё, ну максимум, средство для мытья заканчивается, надо купить новое... 7. Думаю и очень недобро о создателях рекламы средства "Фэри" и всегда хочется этим Петровым позвонить и наговорить много чего приятного. 8. Что надо было не жлобиться и купить посудомойку. 9. О том, что завтра очередь мужа мыть посуду». 
   Есть и другие темы, о чем люди думают, но мы не будем их приводить, т.к. приведенные примеры уже в достаточной мере раскрывают рассматриваемый нами вопрос. 
   В заключении приведем примеры, в которых говорится о мыслях не как о какой-то теме и мнении о мыслях, а в которых передаются конкретные мысли, или точнее сказать «хаос мыслей». 
   Интернет – источники: 1) «О всякой дури думаю. Например: «надо устроить шопинг, тот парень смотрит на меня, а он ничего, достал старый… пялить на меня, …чё толкаешься, надо сейчас в магазине купить..., ой, такая красотка рядом с уродом, он не достоин её». Это только некоторые примеры». 2) «Опаздываю, опаздываю, работа эта…, тупые эти рожи.... задрало все, блин... башкаааа.... и спина, блин, надо срочно к врачу, а то через 5 лет сойду с рельсов совсем... Да смотри, куда шлепаешь, уродец... Тааак... сегодня еще на Академичку слетать. И еще в Центр. А потом еще ко мне до вечера... Башкааааа... разрывает, анальгин при мне, нет? Блин, это надо же так разожраться (о ком-то на улице)? Да мне бы тоже в спортзал бы с Ленкой... А Ленка чо, у нее времени вагон... Вечером еще можно в «Перекресток».... Не, лучше мужа попрошу... спинаааа!!! Екарный бабай... Че уставился-то? молодой такой... К маме еще... Ооооо, башкаааа.... Блин, кого еще по телефону несет? Че смс лень прислать? Как будто не знают, что лечу... О! давненько чего-то не звонила... как бизнес? … Встретимся как-то… Вечером. после дождичка в четверг.... денег в долг просила, точняк. Еще с Ленкой пересечься.. давно не бухали.... – Как-то так (думаю)». 3). «Надо будет дома посмотреть, что это была за песня, 11.30, 11.30, 11.30, зачем они дорогу ремонтируют ночью, сахар, молоко, блин, опять забыл в банк заехать, вернуться, нет уже завтра, круг делать, хм, а если тормоза не сработают, машина перевернется на такой скорости?, здесь кошки бегают, тут нельзя стоять, о полоски нарисовали уже, …, так, кошелек, ключи, молоко, вроде ничего не забыл, какие-то звуки». 
   (Думаю, что многие заметили отличие последних примеров от ранее приводимых, в которых есть передача конкретных мыслей, и именно такое видение своих мыслей соответствует христианскому понятию «трезвение и внимание») 
   На этом закончим обзор примеров о том, что думают люди, когда гуляют или едут, или идут куда-то, или выполняют простую работу. Думаю, что для некоторых христиан, которые имеют навык трезвения, эти откровения помыслов не новы; а для других, которые живут в беспечности и никогда не занимались таким духовным деланием, как наблюдение за своими помыслами и борьбе с ними, это является неким открытием. И пусть эти примеры послужат всем для познания себя и или усилят трезвение, или побудят начать им заниматься. Помоги, Господи! 

    Оглавление   
А. О греховном пороке ума – мечтаниях

ნანახია: 1290 | დაამატა: paterzaqaria | რეიტინგი: 2.0/1
სულ კომენტარები: 0
კომენტარის დამატება შეუძლიათ მხოლოდ დარეგისტრირებულ მომხმარებლებს
[ რეგისტრაცია | შესვლა ]

ახალი ამბები (НОВОСТИ)

ჰოსტერი uCoz