მე ვარ მწყემსი კეთილი და მწყემსმან კეთილმან სული თვისი დასდვის ცხოვართათვის

ალმანახი

გრდემლი

ანტიეკუმენისტური და ანტიმოდერნისტული ელექტრონული გამოცემა

საიტის მენიუ


სექციის კატეგორიები



ИВЕРИЯ С ОРУЖИЕМ ПРАВДЫ В ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКЕ_

Владимирова Елена, Польша (редактор сайта «Защитник Православия»)


გადმოწერა

 

» შესვლის ფორმა

სულ ონლაინში: 1
სტუმარი: 1
მომხმარებელი: 0
mail.


contact us :

zaqaria8@mail.ru

მთავარი » 2012 » იანვარი » 11 » Старец Иосиф Ватопедский Аскеза — матерь Освящения.
18:52
Старец Иосиф Ватопедский Аскеза — матерь Освящения.

                                       

                                                ИЗМЕНЕНИЯ К ХУДШЕМУ

           Только дар различения помыслов и рассудительность опытных подвижников в состоя-нии заметить изменения или, как их называют отцы, «превращения», которые являются опасным и вероломным соседом в особенности для нетвердых в подвижничестве и тех, кто только начинает мысленную битву невидимой брани.
Наша личность, раздробленная падением, стала неустойчивой и переменчивой, так что человек не может твердо держаться определенного настроя чувств и образа мыслей. На неус-тойчивый его характер влияют слова, мысли, обстоятельства, лица, образ питания, климат и вообще все, что с ним происходит. Ко всему этому не устает приплетаться бесовское зло-действо, которое препятствует непоколебимости человеческих чувств. Весь этот лабиринт и называется изменением. Так заколдованный круг «противоестественных» изменений сво-дит на нет ревность подвижника и ослабляет его усердие.
Однако существуют и естественные изменения, вызываемые нашими собственными ошибками всякий раз, когда мы преступаем свои обязанности и заповеди. Если всякое пре-ступление и непослушание получает праведное воздаяние1, то, будучи судимы, наказываемся от Господа2 и, естественно, лишаемся присутствия и действия Божественной благодати, ко-торую огорчили своими преступными деяниями. Такое изменение, зависящее от нашей соб-ственной вины, для исцеления нуждается в покаянии и смирении. Но первое изменение (от бесов), которое, как мы сказали, является противоестественным, требует полного безраз-личия по отношению к нему и горячей веры в Божественный промысел, который управляет нами и направляет нас. Как бы то ни было, избавиться от такого изменения не столь легко, если мы лишены воодушевляющей смелости и совета опытных подвижников, поскольку наш враг, диавол, извлекает из него (изменения) большую выгоду. В таком случае наши усилия состоят в Божественной ревности и усердии, которое является своего рода движущей силой. Зная об этой движущей силе, враг обращается против нее, чтобы обезоружить нас и таким образом ввергнуть в отчаяние.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ДУХОВНОГО РАСПОРЯДКА


Необходимым элементом борьбы с превращением и изменениями является строгий распорядок жизни, служащий необходимым требованием для покаяния. Упорядоченность жизни рождает навык, и этот навык избавляет от непосильного труда. Тогда, благодаря стро-гости распорядка, легче удержать рвение, избежать бесцельной траты сил. Таким образом безусловный долг покаяния не встречает препятствий на пути своего исполнения. Если до падения, когда личность человека была неповрежденной, уже были даны заповеди, точно упорядочивавшие жизнь, то насколько же более необходимо следовать определенному рас-порядку уже после падения и крушения?
Разумно заимствуя от суток то время, которое целиком, без меры тратится на ничтож-ные потребности нашего биологического существа, мы посвящаем его исполнению необхо-димых для души предписаний и таким образом, согласно Писанию, покоряемся нашей не-пременной обязанности, воздавая кесарево кесарю и Божие Богу3. Мы заботимся о поддер-жании биологических процессов своего организма только потому, что умрем, если откажем-ся делать это. Но почему же мы так безучастны к нашим духовным обязанностям, где и опасность ужаснее, и вред будет непоправим? Если мы отведем для своей души хотя бы малую часть дня, это будет источником успеха в той борьбе, которая даст нам спасение, со-единение с Богом и наследие Божественных обетований.
1 Евр. 2, 2*.
2 1 Кор. 11, 32.
3 Мф. 22, 21*.

Безусловно, добровольное планирование своей жизни не является Божественным зако-ноположением, но неким требованием внимания. Опыт требует от нас не поддаваться увле-чению противоестественным, которое вызывает в нас устроение окружающего мира. Но там, где жизнь подчиняется распорядку, всегда обнаруживается наша зависимость от Бога, кото-рая служит совершенным доказательством того, что мы — верные христиане. Таким образом Божественная благодать пребывает среди нас, и только так, по словам апостола Павла, все могу в укрепляющем меня Христе1.
Важнейшая часть распорядка духовной жизни — регулярная молитва. Молитва перед сном и перед началом всякого дела является необходимым условием христианского делания, особенно для тех, кто живет в миру. Затем наступает время сосредоточенности в себе, когда мы раскрываем качество нашей внутренней жизни и принимаем новые решения, чтобы ис-править тот вред, который был нам причинен, или для того, чтобы получить дополнитель-ную пользу, руководствуясь нашим предыдущим опытом.
Необходимо также изучение духовных сочинений святых и известных писателей, опыт которых запечатлен и доказан через последующее их освящение и прославление. По нашим грехам Бог сегодня попустил недостаток в опытных святых мужах. Я пошлю на землю го-лод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних2. Поучение в духовных писаниях становится обязанностью, восполняющей наше неведение и неопыт-ность среди моря извращенных и сатанинских провокационных идей, которые совращают не только тех, кто находится вне Церкви, но и верных христиан. Откровение не зря уведом-ляет нас, что в эти последние времена, если возможно, прельстят и избранных3.

СМИРЕНИЕ И САМОУКОРЕНИЕ

Спасительный способ противостояния страстям, как плотским, так и душевным, — усердное самоукорение. Оно способствует самопознанию и смирению, ослабляет натиск приражений, откуда бы они ни проистекали. Смирихся, и спасе мя Господь4, говорит Писа-ние, потому что, действительно, Бог смиренным дает благодать5.
Любой прилог всеобъемлющей противоестественности, от бесов ли он или от страстей, исходит прежде всего от нашего собственного попустительства, которому способствует са-молюбие. Итогом этого становится порабощение человеческой свободы. Тогда мгновенно рушится смиренномудрие, подготовленное самоукорением, и это должно быть хорошо из-вестно делателям покаяния.
Более крепкого оружия против диавола, чем смирение, не существует. Многим из ви-дов и средств деятельной покаянной жизни диавол умеет подражать или просто пренебрегает ими. Только смиренномудрия и деятельного подвижничества он страшится и избегает. Кро-ме того, смиренному человеку проще осмыслить свои недостатки и ошибки, которые точно свидетельствуют об его истинном внутреннем облике.
Греховность заключается не только в преступлении и бесчестии, которым человек при-писывает свою вину. Увы! Это — всего лишь скотство и беснование. В истинном же хри-стианине грехом и виной считается недостаток освящения, потому что с момента своего соз-дания мы обладаем естественным богоподобием, а после воплощения Бога Слова взошли еще выше, поскольку тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими6. В то же время, если бы мы не унаследовали от Господа святости, то как же Он мог бы призывать нас: сами будьте святы потому, что Отец наш свят есть?7 А какой
1 Флп. 4, 13.
2 Ам. 8, 11.
3 Мф. 24, 22*.
4 Пс. 114, 5*.
5 Иак. 4, 6*.
6 Ин. 1, 12.
7 Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 15.

иной смысл, если не мысль о нашем полном богочеловечестве, несет в себе утешительное, превышающее всякое достоинство и всякую славу, слово Господа (одно только напоминание о нем потрясает даже каменное сердце), с которым Иисус обращается к собезначальному Отцу: Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе1, да будут едины, как Мы едино2.
Недостаток этого достоинства и отсутствие таковых переживаний являются причиной, самим источником скорби и страдания. Однако тому, кто желает спастись и воскреснуть, по-добает скорбеть, а не списывать свою вину на это тело смерти, разлагающееся, скотское, одержимое бесами.
Божественные обетования — не утопия, не отвлеченная теория или баснословие. Они исполнились в веках и в наше время продолжают награждать учеников Христовых и достой-ных делателей покаяния, постоянно подтверждающих истинность отеческого завета. Тако-вые послушники заповеди — как подлинные сыновья — через освящение таинственно на-следуют черты боговидности их Небесного Отца.
Господь сетует на нашу бездеятельность и равнодушие: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает3.
Даруй же нам, о Всеблагой Владыка, Твое Божественное просвещение и страх Твой, дабы всегда только с Тобой мы собирали, хранили и соблюдали, и никогда — сами по себе!
Поскольку мы хотим принадлежать Богу, от нас требуется духовная война и внимание. Таким образом мы никогда не сможем из-за грехов и страстей предать свое разумное состоя-ние и положение, как Иуда явно предал Господа, и не отречемся, как апостол Петр. Отрече-ние от своего разумного естества и образа мыслей случается, когда мы — из-за трусости или страха — пренебрегаем своим долгом в отношении добродетели. Конец всякой скорби и пе-чали — радость, всякого труда — отдохновение, любого бесчестия — честь и слава. И вооб-ще, конец и итог всех тяжелых трудов добродетели состоит в том, чтобы мы соединились с Богом и неразрывно с Ним пребывали. Человеколюбивейший Бог стал человеком, чтобы преобразить наше естество и Самому соединиться с ним, поскольку падение исказило при-роду человека настолько, что она не повинуется даже самой себе и по отношению к окру-жающему миру неустойчива.
Богомудрые отцы побуждают нас напомнить всем боголюбивым и трудолюбивым лю-дям вот еще о чем: им не следует пренебрегать какой-либо страстью, если она еще не иско-ренена. Ведь бывает, что они уже пренебрегают ею, как незначительной, в то время как враг наш диавол, который насадил эту страсть, удерживает ее в качестве залога и не замедлит вернуть все прочие страсти, выкорчеванные из души с таким трудом. Именно это и подразу-мевает Господь, говоря: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего4. Пренебрежение борьбой со страстью или утвердившейся привычкой в некотором смысле является одним из видов предательства. Враг, удерживая страсть в качестве залога, не смущаясь нападает на нас. Но и сам подвизающийся не может тогда сражаться со всем дерзновением, потому что кто кем побежден, тот тому и раб5, а раб лишен той свободы, которая дает ему и дерзновение в битве, и способность к противостоянию.
Иным бичом и чрезвычайно труднопреодолимым препятствием для подвизающихся служит дурная привычка многословия. Хотя ее часто рассматривают как несущественное прегрешение, в действительности она имеет пагубные последствия. Не чувствуя этого, мно-гословный человек впадает в неразумное пустословие, осуждение, ложь, иронию по отноше-нию к ближнему, бахвальство, колкости, а то и в сквернословие, которое унижает человече-скую личность и совершенно лишает ее Божественной ревности и благодати. Справедливо
1 Ин. 17, 21.
2 Там же.
3 Мф. 12, 30.
4 Ин. 14, 30.
5 2 Пет. 2, 19.

пишут, что при многословии не миновать греха1. Не мешает вспомнить и Господне речение, в котором выражается осуждение праздного слова2.
Первым правилом для нашей духовной деятельности и приложения наших усилий должно быть искоренение и уничтожение страстей и дурного навыка. Второй подвиг — стя-жание добродетелей и доброй привычки, благодаря которой мы могли бы неустанно и почти без усилия везде, всегда, при любых обстоятельствах творить добро. Таким образом мы мо-жем проявить свободную и владычественную природу своей личности «во Христе», воспри-няв от Него Божественное сродство, дабы свободно войти в сыновнее достоинство при по-средстве Его благодати.
1 Притч. 10, 19.
2 Мф. 12, 36*.
ნანახია: 372 | დაამატა: paterzaqaria | რეიტინგი: 0.0/0
სულ კომენტარები: 0
კომენტარის დამატება შეუძლიათ მხოლოდ დარეგისტრირებულ მომხმარებლებს
[ რეგისტრაცია | შესვლა ]

ახალი ამბები (НОВОСТИ)

ჰოსტერი uCoz