ДНЕВНИК
Ужасно,
невообразимо растлена природа человеческая — всякими грехами, — такими, о
которых и говорить стыдно и больно, и страшно. Мы, священники, духовники, знаем
это больше, чем кто-либо другой, особенно те из нас, которые своею близостью и
духовною ласковостью и сочувствием, своею горячею верою и искренностью
отношений к духовным болячкам своих духовных чад заслужили их доверие. О, как
болят грехами эти простые, искренние души грешников и грешниц и как нуждаются в
нашем сочувствии, в совете, врачевании и Божием милосердии! Нет такой греховной
нелепости и мерзости греха, в какую бы ни впал человек. Иной или иная грешница
смесились со всякими ближними, самыми родственными людьми, со всякими домашними
скотами и животными: с кошками, собаками, свиньями... Боже мой! Что же это
такое? До чего упал человек! Это простые люди. А ученые и образованные,
богатые, родовитые — те падают еще хуже при своем образовании: мужи на мужех
студ содевающе (Рим. 1, 27). А иные древние языческие императоры имели
страсть к красивым мальчикам и на них удовлетворяли свою страсть плотскую. То
же делали и иные высокопоставленные лица чиновные...
"Избави
мя диавольского поспешения" (молитва утренняя). Спешит, спешит неимоверно
и постоянно ловит человека диавол, чтобы погубить его навеки, а люди дремлют,
бездействуют и спят в своей житейской суете, в своих пристрастиях корыстных,
чревных, блудных, игорных (театр и карты), модных, писательских, сонных и
всяческих, — погибают тысячами, как мухи от мухоморов. Спешите же спешите,
христиане, спасать души свои, доколе есть время, доколе ждет и долготерпит
Господь, доколе не затворились двери царствия. Приидоша юродивые, глаголюща:
Господи, Господи, отверзи нам. Он же omвещав, рече им: аминь глаголю вам, невем
вас (Мф. 25, 11-12). А как Господь-то спешит спасти верных, внимательных и
готовых; на всякий час, всякую минуту спешит и всякое пособие посылает. Господь
пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойно
воспита мя. Думу мою обрати, настави мя на стези правды Имене ради Своего
(Пс. 22, 1-3). О, спешите же, грешники, ко спасению!
Если
царь или какая-либо вообще власть — светская или духовная — во многом ошибаются
и поступают противозаконно по слабой совести или бесхарактерности, — не
презирай, не брани, но молись за них Господу, "да немощное уврачует и
недостающее восполнит" (из молитвы на хиротонии), — ибо без Бога мы не
можем делать ничего истинно доброго и полезного.
Враг
не дремлет — днем и ночью, во сне и наяву влечет нас ко греху и питает в нашей
душе всякие страсти душеубийственные. Бодрствуй, человек, распинай страсти,
особенно чревоугодие и все плотские грехи...
Христианам,
особенно православным, хранящим и соблюдающим в чистоте догматы веры своей, так
много дано от Бога благ и сил ко спасению, столь много открыто тайн Божиих, что
верующим, внимательным, подвизающимся в вере своей, легко спастись и сделаться
наследниками царствия небесного, вечного, иго бо Господне благо и
бремя Его легко есть (Мф. 11, 30).
Ангелы
с трепетом дивятся милосердию Божию, к нам бывшему, проявленному в воплощении
Божием ради нас, сожительству Его с человеками на земле, личному учительству,
бесчисленным чудесам, сотворенным в уверение Своего Божества и Божественного
посольства, в страданиях за нас, смерти, погребении и воскресении из мертвых, и
вознесении на небеса, с обетованием о втором страшном Его пришествии судить
живых и мертвых. А люди в большинстве остаются или неверующими, или
сомневающимися, бесчувственными, глухими к евангельскому слову, пристрастными к
суетному, и фальшивому слову человеческому, к лицедейству и лицемерию, ко всему
миражному, эфемерному, к тому, что на один день. А о вечном, о том, что едино
на потребу, забывают. Мнози бо суть звана, мало же избранных (Мф.
20, 16).
Вспоминай
вечерю велию и бесконечные блага, уготованные Домовладыкою, и званных на нее
милостию Его; все отказались из-за пристрастий житейских; и потому ни один из
званных не вкусил вечери Его. Это ужасно! Что за неверие, неуважение к Владыке!
Что за леность, что за пристрастия нелепые! И однако же это так было и будет.
Все идут широким путем легкого греха, все избегают пути тесного и прискорбного,
очистительного, испытательного, приготовительного!
Человек
ужасно непостоянен и изменчив вследствие первоначального повреждения в раю: с
высоты горнего созерцания и помыслов Божественных он во мгновение может упасть
в мерзость скверных, лукавых, блудных и хульных, злых и завистливых помыслов и
чувств, так, что после высокой духовной радости приходится тайно плакать о
своем окаянстве. Блажен, кто благодатью Божиею утвердился непоколебимо в Боге и
избегнул козней велиара-богохульника.
Боже
мой! Как обесчестил враг создание, которое Ты сотворил по образу Твоему. И
доселе бесчестит всех нас днем и ночью бесчисленными грехами и страстями,
помыслами нелепыми, нечистыми, хульными, вредными, смущающими души! Какое
внимание, какая молитва, какое воздержание, какая борьба должна быть в нас с
врагами мысленными! Боже, помогай нам всем, особенно верным и внимающим Тебе!
вечному?
Преходит бо образ мира сего (1 Кор. 7, 31); изменяются времена года,
изменяется непрестанно атмосфера; род преходит и другой род приходит; преходящи
цари, сменяются один другим; преходящи великие и посредственные люди и все
таланты их; преходяща красота человеческая и обращается в гной; преходящи
образы дня и ночи; бесконечно разнообразные формы злаков и всяких растений —
все преходит и превращается в тление. Один Бог никогда не изменяется и вечно
Один и Тот же пребывает, всеблагий, всесвятый, премудрый, прекрасный,
всеблаженный, вечный, всемогущий. И душа человеческая, по образу Его
сотворенная, — если достигла святости.
Человек
так глубоко поврежден, растлен и осквернен грехом, до бесконечности
многовидным, что и подвизаясь долго в созерцании и богомыслии, если на минуту
выпустит духовные бразды ума и сердца, — сейчас может ниспуститься до мыслей и
чувств низменных, плотских, скверных, ибо корни грехов глубоко и во все стороны
проникают в сердце человеческое и бывает нередко, что до смерти человека
остаются в нем и парализуют душу его. Только терпением, воздержанием, молитвою
непрестанною, болезнями и страданиями искореняются. "Я мелюсь зубами
зверей, — говорил св. Игнатий Богоносец, — чтобы сделаться чистым хлебом
Божиим".
Сколько
страстей различных, холодности и нерадения о душе и ее вечной участи за гробом,
уныния, роптания, непослушания, своенравия гнездится во глубине наших сердец, и
сколь мы нечисты пред Богом, почти всякую минуту недостойны Его, а достойны Его
разве только тогда, когда сознаем свои грехи и искренне плачем о них, прося
прощения и изъявляя твердое желание впредь не повторять грехов, не оскверняться
ими, не раболепствовать им, а твердо хранить и исполнять святую, праведную и
премудрую волю Божию.
Ходи
всегда пред Богом, как пред лицом Отца всеблагого, всемогущего,
скоропослушливого, всегда готового исполнять праведные желания и прошения
сердца нашего.
Жизнь
наша на земле: сон, мечта и постоянное и постепенное умирание — не жизнь. Жизни
хочу истинной, действительной, Божественной, свойственной существу,
сотворенному по образу и подобию Божию, Боже мой. А что за сны, когда мы спим
ночью, утром или вечером! Это грезы, мечты, да еще часто грешные! Это потеря
времени для Бога, для правды, для вечности. Жизни, жизни хочу в Боге и с Богом,
в любви Божией, в нетлении, во свете Божества — в мире, в пространстве сердца!
В чем
заключается сила преступления, величайшее безумие вольное и неблагодарность, и
злополучие первых людей? В том, что они променяли Бога на тварь; любовь
к Творцу — на преданность лукавой твари; святейший, нетленный союз с Творцом, —
на нечистый, лукавый, злой и тленный союз с тварями. Иже любит отца или
матерь паче Мене, несть Мене достоин: и еже любит сына или дщерь паче мене,
несть Мене достоин (Мф. 10,37). Что сказать о греховных связях и
пристрастиях блудников и блудниц; о союзах злонамеренных, каковы нынешние
революционные союзы? О союзах сектантов раскольников, еретиков, о союзах
разбойничьих, воровских, противогосударственных?
Дружба
с плотью нашей и прелесть наслаждений плотских — причина грехов наших, причина
холодности к Богу, пристрастия к миру и его мнимым преходящим, исчезающим
благам, причина нашей душевной лености и нерадения. Воздремашася вся и спаху
(Мф. 25, 5).
Требуется верность и преданность Господу всякой
разумной твари, а чтобы быть верными и преданными Господу, нужно бросить
пристрастие к плоти своей страстной и к миру прелюбодейному и грешному,
прельщающему нас минутными сластями. Нужно перестать быть рабом чрева, театра,
карт, цирка, рабом различного кутежа, табачного зелья, рабом серебра и золота и
затейливых мод. Вот ты, поклонник театра, оправдаешься ли на суде Божием в
пристрастии к нему? Нет: потому что ты из-за него забыл Бога, храм Божий, слово
Божие, молитву, высокое назначение души твоей, созданной по образу Божию, забыл
о вечной жизни и о приготовлении к ней, о милостыне, девстве и целомудрии,
воздержании. А ты, корыстолюбец и лихоимец, явишься ли правым пред Богом, когда
Он будет судить тебя по делам твоим? Нет: задавит тебя золото твое, лихоимство
твое, скупость и алчность твоя; чужд ты будешь милосердия Божия, как не
миловавший ближнего. Ты будешь брошен в огонь геенны, и тебе отказано будет и в
капле воды, прохлаждающей и утоляющей пламень ада. А ты, блудник, получишь ли
помилование на суде, если не покаешься и не бросишь свое прелюбодейство, не
оплачешь его, не загладишь его милостыней и воздержанием? Так все привязанные,
пристрастные к тени мира сего, обманчивым сластям его, не будут помилованы,
если не покаются. О, как многие согрешившие и покаявшиеся были помилованы! Как
много в раю бывших блудников, убийц, лихоимцев и покаявшихся — вошли в рай и
наслаждаются блаженством! Как велико человеколюбие Божие! Сколь велика
искупительная сила Креста, кровь Агнца Божия Иисуса Христа, пролитая за мир!
Чем оправдаются неверующие, гордые, ожесточенные, непокорные, отчаявшиеся?
|