მე ვარ მწყემსი კეთილი და მწყემსმან კეთილმან სული თვისი დასდვის ცხოვართათვის

ალმანახი

გრდემლი

ანტიეკუმენისტური და ანტიმოდერნისტული ელექტრონული გამოცემა

საიტის მენიუ


სექციის კატეგორიები



ИВЕРИЯ С ОРУЖИЕМ ПРАВДЫ В ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКЕ_

Владимирова Елена, Польша (редактор сайта «Защитник Православия»)


გადმოწერა

 

» შესვლის ფორმა

სულ ონლაინში: 4
სტუმარი: 4
მომხმარებელი: 0
mail.


contact us :

zaqaria8@mail.ru

მთავარი » 2011 » დეკემბერი » 26 » Святитель Николай Сербский Миссионерские письма
18:31
Святитель Николай Сербский Миссионерские письма

Письмо 280

русскому священнику Н. С., о беспокойстве за Церковь

Не нужно беспокоиться – нужно ревностно трудиться. Трудись и ревнуй об истине и святыне Божией и возложи свои заботы на Господа. Он требует от нас только того, что в нашей власти. Сказал Спаситель: кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?[1] Так давайте с полным доверием к Спасителю исполнять возложенные на нас обязанности и не беспокоиться о том, что будет или что могло бы быть. Капля молитвы стоит дороже, чем море беспокойства. В особенности не следует отчаиваться из-за Церкви Божией. Если чему-то на свете обеспечена окончательная победа, то это победа Церкви Христовой: и врата ада не одолеют ее,– сказал Господь[2].

Святитель Григорий Двоеслов[i], описывая состояние Церкви своего времени, сравнивает ее со старым, разбитым бурями кораблем, в который со всех сторон заливается вода, ибо доски его прогнили и расшатались от волн, бьющихся об него каждый день. Это были времена тяжких испытаний – голод, эпидемии, смятение, отчаяние, войны, которые привели в упадок земледелие, люди не хотели создавать семьи, потому что думали, что наступает конец мира. Вот в каком состоянии находилась Церковь двенадцать веков назад. Но конец мира не наступил, положение поправилось, Церковь утвердилась. Если бы кормчим Церкви был человек, она погибла бы от бурь, но Кормчий ее и тогда, и теперь – всемогущий Дух Божий.

Мир тебе и радость от Господа.

 



[1] Мф. 6, 27.— Ред.

[2] Мф. 16, 18.— Ред.



[i] Григорий Двоеслов, Великий, папа Римский, святитель († 604; память 12/25 марта).

Родился в знатной римской семье, давшей кроме него самого еще трех святых (мать и две тетки Григория). Получив блестящее светское образование, тщательно изучал святоотеческую литературу. Тяготясь жизнью в миру, после смерти отца на свои средства основал шесть монастырей и седьмой в Риме, куда поступил и сам, введя там Бенедиктинский устав. Был поставлен в архиепископа Римского в 590 году. Имя «Двоеслов» получил по названию своей книги, озаглавленной «Диалоги».

Автор великопостной литургии Преждеосвященных Даров, носящей его имя.

 

Письмо 247

жителю Сараева, о «грехах» православной веры

С негодованием и гневом призываете: выбросить веру из школы! Пусть молодежь вволю слушает о кровавом Нероне, о людоеде Калигуле, только бы не упоминалось спасительное имя Христа!

Но рассудим спокойно: чем так согрешила христианская вера, что Вы хотите забросать ее камнями? Когда евреи схватились за камни, чтобы побить Христа, Он спросил их: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня? (Ин. 10, 32). И православная вера может справедливо спросить Вас: за которое из добрых дел хотите побить меня?

Может быть, за то, что научила Ваших предков-язычников верить в единого Бога, вместо вымышленного идола Перуна и его идольской семьи?

Или за то, что из орды Ваших некрещеных прадедов создала благородный и культурный народ?

Или за то, что сотворила для Вас духовного великана Савву Неманича, отца Вашего народа, и за ним целую плеяду святых, украшение народа?

Или за то, что служила, как раба Божия, первому царству Вашему и напитала его духом и красотой святительства и геройства?

Или за то, что воспламенила сердца косовских мучеников любовью, что сильнее смерти, к свободе и кресту?

Или за то, что была лучом света народу в пятивековой тьме рабства?

Или за то, что препоясала силой и самоотверженностью Карагеоргия[i], Милоша[ii] и сыновей Герцеговины и Черногории?

Или за то, что слепому Вишничу[iii] даровала пророческое зрение, а славному Негошу пламенный язык?

Или за то, что исполнила грудь святосаввского народа силой, уста – песней, а руки – трудолюбием?

Или за то, что слезами омыла и с молитвами окадила все могилы мучеников – на Каймакчалане, в Шабце, в Белграде и каждый уголок нашего народного жертвенника?

Или за то, что была верна народу, а теперь алтари ее разрушены, храмы осквернены, а священники побиты?

Или за то, что не примирилась с бездушными теориями и разрушением нравственности народа и со смертью, ибо это вера живота и воскресения?

За какое из этих дел Вы хотите отнять ее у молодежи? За какое из них хотите без суда и следствия осудить и побить ее камнями, лишив защиты?

Когда святого Поликарпа[iv] принуждали отречься от Христа и обещали сохранить жизнь, святой старец воскликнул: «Восемьдесят лет служу я Христу, и Он ничего, кроме добра, не сделал мне. Как отречься мне от моего Господа и Спасителя!».

Так и народ наш, от которого Вы ждете отречения, может ответить Вам: «Я служу Христу 1000 лет. И Он мне столько служит, и больше того. И Он служит мне вернее, чем я Ему. И ничего, кроме добра, Он не сделал мне. Как я могу сегодня, именно сегодня, в это страшное время, как могу отречься от Господа и Спасителя моего?».

 



[i] Карагеоргий (Георгий Черный; настоящее имя и фамилия Георгий Петрович; 1768–1817), основатель династии Карагеоргиевичей, правивший с 1808 по 1813 год.

В 1804 году в Сербии, находившейся под турецким господством, началось очередное восстание против османского ига, возглавленное Георгием Черным (Карагеоргием). Оно привело к тому, что Сербия при поддержке России добилась от Турции широкой автономии. Карагеоргий был провозглашен в 1808 году верховным предводителем сербского народа. Однако уже в 1813 году восстание было жестоко подавлено. После его поражения Карагеоргий бежал в Австрию, а в 1814 году выехал в Россию. В 1817 году тайно вернулся в Сербию, где был убит по приказу князя Милоша Обреновича (см. примечание 67).

Впоследствии сербский народ выстроил на месте его убиения церковь «Покайницу» в знак покаяния перед ним.

 

[ii] Милош Обилич ([?]–1389), сербский воевода.

Был женат на дочери Сербского князя Лазаря (см. примечание 12). На военном совете, состоявшемся накануне Косовской битвы (см. примечание 24), Милош был заподозрен в неверности общему делу по наущению Вука Бранковича, женатого на другой княжеской дочери. Однако храбрый сербский воевода Милош Обилич во время боя сумел пробраться к шатру турецкого султана Мурада I и поразить его ножом, чем доказал свой патриотизм и личную преданность Сербскому князю. Был казнен вместе с тяжело раненым князем Лазарем, захваченным в плен.

Сербский герой, одна из центральных личностей сербского народного эпоса; символ чести и подвига.

 

[iii] Вишнич Филипп (1767–1834), народный поэт и гусляр, автор цикла о восстании и других эпических сербских поэм; глубоко чувствовал суть поэзии, ее пророческий, христологический характер. О нем, к сожалению, мало что известно достоверно.

 

[iv] Поликарп, епископ Смирнский, священномученик († 167; память 23 февраля/8 марта).

Святой Поликарп обратился ко Христу из язычества, любимый ученик апостола Иоанна Богослова († между 98 и 117; память 8/21 мая, 26 сентября/9 октября), им же и был рукоположен во епископа Смирнской Церкви, которой управлял на протяжении нескольких десятилетий. Во время гонений на христиан, воздвигнутых в Азии, был схвачен мучителями, которые потребовали от него похулить Христа. На это святой отвечал: «Восемьдесят шесть лет служу Ему я, и Он ни в чем не оскорбил меня. Как могу хулить Царя моего, Который спас меня?». Решено было его сжечь. Однако когда Поликарпа хотели пригвоздить на месте сожжения, он сказал: «Тот, Кто дает мне силы терпеть огонь, даст силы быть на костре и без гвоздей неподвижным». Когда огонь разгорелся, он не опалил святителя, но принял вид свода, под которым исповедник остался невредим. Ожесточенные мучители пронзили его грудь мечем, и так угодник Христов принял смерть.

 

Письмо 224

Р. З., о культуре и человеке

Вы мне пишете, что провели зиму на одном известном европейском курорте. Несколько дней Вы чувствовали себя очень приятно, пока Ваш взгляд скользил по мраморным дворцам, мозаичным фонтанам, по чистым, ровным улицам, храмам и музеям, библиотекам и отелям – всему тому, что услаждает любопытный взор и считается культурным наследием.

Только спустя некоторое время Вы заинтересовались людьми (вернее, они сами обратили на себя Ваше внимание), живущими в этом городе, и Вы заметили, что, например, заплатили непомерно высокую цену за кусок битого стекла, которое Вам продали как бриллиант, что извозчик провез Вас через весь город, чтобы довезти до лавки, которая находится через дорогу от гостиницы, что все вокруг смотрят на Вас не как на человека, а как на падаль – орлы в ожидании своего куска. Каждый искал способа безнаказанно исклевать и ободрать Вас. И Вы пишете мне о том, какое восхищение вызвала у Вас культура этого города и какое отвращение – нрав его жителей. «Их прадеды должны были быть великими людьми, если они создали такую великую культуру!» – этими словами Вы заканчиваете свое письмо.

Не обманывайтесь. Их прадеды были такими же, как и они. Культуру создают не только великие люди, но часто мелкие, очень мелкие, иногда даже нелюди. Мелкие люди создавали культуру Вавилона и Египта. Кровавая Семирамида[i] воздвигла висящие в воздухе сады. Нелюди создали культуру погибшей Помпеи. Нелюди создали культуру Тира и Сидона, двух безбожных городов. Нелюди создали культуру Содома – Содома, известного своим злом. Не были великими и мексиканцы, создавшие великую и славную культуру. Культурным городом считался Капернаум, но культура не спасла его от «славы» Содома: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе (Мф. 11, 23, 24). Культура и нравственность не всегда идут рядом, нельзя по уровню культуры судить о ценности человеческой личности или народа.

И в заключение позвольте мне задать Вам, как славянке, вопрос: после опыта, пережитого Вами в культурном городе Н., что, по Вашему мнению, является главной задачей славянских народов – создание культуры или воспитание нравственности? Что мир ожидает от славян – культуры или духовности? В чем сейчас вопиющая необходимость – в культуре или в добрых людях?

 



[i] Семирамида (Шаммурамат), царица Ассирии (конец IX века до Р.Х.). Вела завоевательные войны, в основном в Мидии. С именем Семирамиды традиционно ошибочно связывают сооружение «висячих садов» в Вавилоне, одного из так называемых семи чудес света. Сады эти были созданы в VI веке до Рождества Христова царем Вавилонии Навуходоносором II (605–562 до Р.Х.) для любимой жены, Мидийской царевны.

 


Письмо 149

бедной женщине, о крепкой молитве

Вы живете с мужем и младшим сыном в большой бедности. Ваш старший сын – чиновник, но он давно бросил вас. Годами он не пишет, не присылает подарков своим заботливым и неимущим родителям. Отец не хочет и слышать о нем, но Вы пытались успокоить его и защищали сына, извиняли его невнимание к Вам. А втайне Вы проливали слезы и молились за блудного сына Богу. Так продолжалось несколько лет. Вашу материнскую душу переполняли страх и стыд: страх, что отец проклянет сына, и стыд, что он публично отречется от него. Поэтому Вы все чаще и усерднее возносили молитвы Тому Единственному, Кто может помочь. Вы молились, постились, возжигали свечи, творили милостыню и делали все, что следует делать верующей матери. Непрестанно, изо дня в день вот уже семь лет. Не отступая и не сомневаясь!

Наконец, спустя семь лет, Вы получили то, о чем просили Бога. Окаменевшее сердце сына обратилось к родителям. На прошлую Пасху Вы получили от него покаянное письмо и денежный перевод. Просит прощения. Не понимает, почему так долго мог быть жесток к своим родителям, словно какая-то жесткая скорлупа покрывала сердце. Обещает усердно писать и посылать помощь. Каждую неделю приходит от него письмо, каждый месяц – деньги. Материнской радости не было конца, Ваша благодарность Богу превзошла все слова и вылилась в слезах.

И я радуюсь Вашей радости и благодарю Бога, уважаемая госпожа. Я со всей серьезностью называю Вас госпожой. Господство Ваше не в изобилии земного имения, не во временном богатстве и не в тщеславии людском. Господство Ваше основано не на господской крови, а на господском духе. Вы вознеслись душой до Царя царей и Господина над господами. Мысленно Вы с Ним общаетесь, молитвами с Ним говорите. Он воздух и свет Вашей души, всегда присутствующий перед духовным Вашим взором. С кем бы ни говорили, Вы как будто с третьим говорите, ибо Господь – второй между Вами и каждым Вашим собеседником. Вы, прежде чем сказать, в Боге мыслите, Вы раба Божия, а потому и дщерь Божия. Отсюда господство Ваше и благородство Ваше, а это единственное господство, которое никогда не будет утрачено, и единственное вечное благородство. Оно приобретается верой и сохраняется слезами и молитвами.

Таинственно ответил Господь на Ваши молитвы Вашему сердцу так, как когда-то хананеянке: женщина, велика вера твоя; да будет, как хочешь[1]. И произошло то, что Вы хотели. Вернул Господь заблудшего сына на правый путь, спас его от отцовского проклятия, которое ведет к вечной погибели, а отца – от отчаяния. Вас же Всевышний наградит за Вашу веру и тем, что еще крепче утвердит Ваше духовное господство и благородство, пока не перейдете Вы в вечное Царство, где господствуют господа Христовы.

Мир Вам и благословение Христово.

 

Письмо 232

молодому священнику: не бойся

Не бойся, ты не одинок. Одинок тот, кто не знает Бога, даже если имеет в друзьях полмира. Такой и среди самого многолюдного собрания будет говорить – так часто бывает: мне скучно! Ничего не могу поделать, всюду скука! Так говорит душа без Бога, скорлупа без ядра, пепел без огня. А ты не один, ты с Господом, и Он с тобой. Послушай, как говорит апостол Павел, который тоже однажды оказался в полном одиночестве: никого не было со мною, но все меня оставили… Господь же предстал мне и укрепил меня… Посмотри, какое крепкое упование имел он на Господа: И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства (2 Тим. 4, 16, 18). Видишь, как светло мыслил и говорил раб Христов Павел во дни, когда в мире не существовало ни одного христианского храма, ни одного христианского правителя! А ныне храмами украшена вся земля, и все они заполнены тысячами православных.

Не печалься, что тебе одиноко в городе, что чувствуешь себя словно в пустыне. В пустыне многие спаслись. Но пустынники Божии подвигом своим возвысились до Ангелов Божиих, иначе не вынесли бы они пустыннической жизни. Некоторые из них пятьдесят лет не видели лица человеческого, но не говорили они: мы одиноки! Нам скучно! Ибо с ними был Господь, а они – с Господом. Безо всего можно и безо всех, только без Бога нельзя: вот о чем их свидетельство, которое они, словно драгоценный капитал, оставили Церкви.

Но нет примеров обратного, чтобы безбожник мог прожить пятьдесят лет в уединении: безбожник на это не способен. Ему среди людей скучно, без людей убийственно скучно и невыносимо. Он ищет людей, чтобы жалить их жалом своего безбожия и питаться их болью. А в пустыне кого ему жалить? Самого себя? Чьей болью питаться, если не своей?

Поэтому постоянно возносись мыслями на духовную высоту, где обитает Тот, общение с Которым милее любого земного общения. Ему служи, с Ним дружи, Ему ладаном кади, Им услаждайся, Ему говори, с Ним советуйся, Его люби, всем сердцем люби, всей крепостью, всем разумом[1]. И по твоей любви Он найдет способ открыть твоим соседям сердца и глаза, вдохнет в них веру живую, и тогда не один ты будешь воспевать славу Ему, а в хоре прозревших и уверовавших.

Мир тебе и здравия от Господа.

 



[1] См.: Мк. 12, 30.— Ред.





ნანახია: 496 | დაამატა: paterzaqaria | რეიტინგი: 0.0/0
სულ კომენტარები: 0
კომენტარის დამატება შეუძლიათ მხოლოდ დარეგისტრირებულ მომხმარებლებს
[ რეგისტრაცია | შესვლა ]

ახალი ამბები (НОВОСТИ)

ჰოსტერი uCoz