ЕДИНСТВЕННОЕ ДОПУСТИМОЕ ОСУЖДЕНИЕ О разнице между нравственными немощами и прегрешениями против веры
Все перевернулось в наше несчастное время материального просвещения и духовного мрака! Осуждение ближних за их нравственные немощи уже никого не шокируют, хотя это прямо запрещено Богом (ср.: Мф. 7, 1-3, Лк. 6, 37) и провоцирует ежедневные войны между людьми. А возвысить глас вопреки прегрешениям против правильной веры считается мещанством. Ненависть к личным врагам воспринимается как нечто нормальное. А ненависть к лжеучениям на религиозной почве непонятна для многих, хотя Слово Божией ясно передает ее устами св. пророка Давида, который пишет: не ненавидящии ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я, во врази быша ми (Пс. 138, 21-22).
Стоит остановить внимание на этих важных псаломских словах. Кто подразумевается здесь под врагами Божиими? Св. Афанасий Великий пояснял: «Враги Божии, во-первых и в собственном смысле, - нечистые демоны; во-вторых, после демонов — защитники идолослужения и ересеначальники» (Св. Афанасий Великий. Толкование на Псалмы, пс. 138. Творения. Ч. IV. Св.Троицкая-Сергиева лавра, 1903. С. 412).
Но как же может Божие Слово проповедовать ненависть? Необходимо особенно подчеркнуть, что здесь говорится не об обыкновенной ненависти, которую человек испытывает по отношению к своим личным врагам, поскольку речь идет не о таком виде неприятелей, а о Божиих врагах. Поэтому и ненависть, испытываемая к ним, непорочна. Она неслучайно называется «совершенной ненавистью». В ненависти к личным врагам присутствует страсть, злоба, месть – проявления человеческого несовершенства. А в ненависти к Божиим врагам, которую испытывал кроткий Давид, нет подобных несовершенств. В ней есть только одно непонятное для нас, грешных, совершенство, связанное не со страстями, а с безстрастием, которое умеет ненавидеть зло в людях, но не их самих, отвергать ересь, но щадить еретиков.
Вот что читаем в толковании на эти псаломские строки у Евфимия Зигабена (XII в.), передающего слова неизвестного автора: «Тот ненавидит мысленных врагов совершенной ненавистью, кто ни движением, ни действием, ни мыслью не грешит, что означает величайшее и крайнее безстрастие. А враги Господа суть нечистые духи и идолослужители, еретики и беззаконные люди» (Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Киев, 1883. Пс. 138, С. 365).
По словам блаженного Августина, совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло но не таит ненависти к грешному человеку (Там же).
Нечто подобное сказал и св. Иоанн Златоуст: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» (Св. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии, § 4. Творения. Т. I, кн. 2, СПб., 1895. С. 757). В другой своей проповеди он произнес: «Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, не человека отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе заблуждающегося. Я веду войну не с существом, потому что существо – дело Божие, но хочу исправить ум, который развращен диаволом. Как врач, леча больного, не против тела воюет, но истребляет повреждение тела, – так и я, если буду сражаться с еретиками, то сражаюсь не с самими людьми, но хочу истребить заблуждение (Св. Иоанн Златоуст. Беседа о св. священномученике Фоке. Там же Т. II, кн. 2. С. 747).
Осуждение ближних за их нравственные грехи злобно, порочно, а осуждение извратителей веры должно быть обсуждением, а не осуждением. Тот, кто осуждает, исполнен гнева против своих личных соперников, ненавистных соседей и неприятной родни. В них он видит своих зложелателей, врагов своих интересов. А тот, кто критичен по отношению к ересям, видит в еретиках врагов Божиих и потому бдительно охраняется от них. Если ты слышишь, что твои соседи совершают против тебя некие беззакония и кротко переносишь это, то таким образом упражняешься в добродетели терпения. Но если узнаешь, что они еретики и хотят увлечь тебя и твоих близких в свою ересь, и поэтому пламенеешь священным гневом, Бог не вменит тебе это во грех, если только твой чистый и богоугодный гнев не выродится в удовлетворение твоей личной страсти, называемой местью и злобой.
Спаситель не учил нас гневаться напрасно (ср. Мф. 5, 22). Что означает здесь слово «напрасно»? Это очень хорошо объясняет авва Пимен. Спрошенный неким монахом «Что означает не гневаться на брата своего напрасно?», он ответил ему мудро и духовно: «Напрасным признается гнев за всякую обиду, какою бы обидой не обидел тебя брат. Даже если он выколол тебе глаз или отсек руку и ты на него прогневался, то прогневался бы всуе (напрасно). Но на того имеешь право прогневаться, кто захочет отлучить тебя от Бога (Древний патерик. Гл. 10, О рассудительности, § 65. С. 173-174).
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, пишет: «Тот, кто гневается на брата своего напрасно, будет осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме-волхву и первосвященнику, но не напрасно, а в силу ревности. Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы» (Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Благовестник, Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 5. С. 35
..............
|