Наставления мирянам. Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями... Увы! Не слышит он гласа Божия!
Люди почивают на одре лени самообольщения, а о спасении и думать забыли. Некогда: надо то пороптать, то поспать, то посудить других, а других-то много, ну и некогда подумать о душе своей и о вечности!
Люди в продолжение всей земной жизни всего ищут, кроме Христа Жизнодавца, оттого и преданы всяким страстям: безверию, маловерию, корыстолюбию, зависти, ненависти, честолюбию, удовольствиям в пище и питии, и другим страстям.
Бывает ли так, чтобы молодой человек, начиная свою профессиональную деятельность, был в ней совершенно свободен от ошибок? ― Вряд ли это возможно. А если речь идет о профессии, требующей всецелой отдачи, о такой, которой не научит учебник, сложной, как сама жизнь? Если называется она пастырство? Да, к сожалению, и священник, только-только вступающий на поприще своего служения, совершает ошибки. Иногда ― не очень большие, иногда ― крупные, порой ― трагические. И самое главное ― каждая из этих ошибок обязательно связана с другими людьми, чревата какими-то последствиями и для них, ведь все, что делает пастырь, не может не отражаться на его пастве. Однако разговор об ошибках по-настоящему оправдан, пожалуй, лишь в дву
... კითხვის გაგრძელება »
Человека на его жизненном пути улавливают в свои сети многие страсти и слабости, и одна из них – злая зависть. Святые отцы учат: одержимый страстью зависти теряет душевный покой и мир, столь необходимый для духовной жизни, для настройки ее в тон Евангелию.
Зависть, тяжелым гнетом ложащаяся на сердце, вначале принимает вид легкого недовольства тем положением, которого ты достиг, в то время как кто-то преуспел больше тебя, проявляясь нежеланием признать и принять успех другого. Затем это недовольство растет и растет, делая сердце черным, словно от копоти. Одержимый завистью все время с беспокойством следит за тем, кому он завидует, ища повода осудить его. Можно определить эту болезнь души как неспособность человека осознать единство бытия всех людей в целом, ибо благо ближнего должно и других радовать.
В тот момент, когда нас охватывает зависть, мы забываем обо всем хор
... კითხვის გაგრძელება »
ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО ФИЛОФЕЯ
СИНАЙСКАГО ГЛАВЪ 0 ТРЕЗВЕНИИ.
Преподобный отецъ
нашъ Филоѳей былъ игуменомъ словеснаго монаше-скаго стада, что на Синаѣ, и
получилъ отъ того прозваніе Синайскаго. Въ какое время онъ жилъ и когда
скончался, неизвѣстно. Настоящее, раздѣленное на 40 главъ его слово, прекрасно
составленное, исполнено и сказать нельзя коль великой духовной мудрости и
душеспасительности. Почему сочтено неспра-ведливымъ отдѣлить его отъ состава
прочихъ отеческихъ писаній о трезвеніи.— И оно требуетъ большаго вниманія: ибо
еслиб
... კითხვის გაგრძელება »
От аскезы человек уподобляется бестелесным Ангелам
— Геронда, как-то раз Вы нам сказали: "В духовной борьбе необходимо блокировать [противника]". Что Вы имели в виду?
—Во время войны врага стараются блокировать. Его окружают, загоняют внутрь городских стен, оставляют голодным. Потом его лишают и воды. Ведь если враг не имеет запасов воды, продовольствия и боеприпасов, то он бывает вынужден сдаться. Я хочу сказать, что если мы боремся с диаволом подобным же образом — постом и бдением — то он бросает оружие и отступает. "Посто́м, бде́нием, моли́твою небе́сная дарова́ния прие́м…" [1] — говорит песнописец.
С помощью аскезы, подвига человек уподобляется бесплотным силам. Конечно, воздерживаться нужно, имея в виду высшую духовную цель. Если человек воздерживается, чтобы избавиться от вредных для здоровья жиров, то он за
... კითხვის გაგრძელება »
Проверяйте себя всегда — в Духе ли вы Святом? (Преподобный Серафим Саровский)
С внешней стороны, «духовные» люди, как и «внешние», ведут обычную жизнь: работают, занимаются домашними делами, разговаривают с людьми и т. д. Однако они «умерли для мира», у них «истлел внешний человек», они возненавидели душу свою в мире сем. Они почувствовали охлаждение ко всем мирским привязанностям, возненавидели их, как препятствие на пути к жизни духа.
Вместо всего этого у них создался свой внутренний мир. В этом мире преимущественно живет их сердце. Здесь у них особые радости и особые печали, не видимые никем достижения или падения, незримые бури и непогоды или созерцание света Незаходимого Солнца. Внутренний человек бежит развлечений.
... კითხვის გაგრძელება »
Несколько
лет я служил настоятелем Свято-Георгиевской церкви в селе Илори. Это был
незабвенный период моей жизни. Здесь я осознал, или, вернее, ощутил внутренним
чувством святого Георгия Победоносца, как своего небесного покровителя. И все
последующие события моей жизни связаны с именем Георгия Победоносца.
В
храме святого Георгия хранились две иконы, кованные из серебра, которые
пожертвовал в церковь мингрельский князь Леван II [1]. Они почитались
чудотворными. На поклонение святому Георгию приходили богомольцы
... კითხვის გაგრძელება »
Говорили объ одномъ изъ отцевъ, что будучи еще міряниномъ, онъ имѣлъ жену, и теперь былъ сильно боримъ на нее. Повѣдалъ онъ о томъ старцамъ, и они, зная, что братъ сей дѣлатель и можетъ трудиться больше другихъ, наложили на него столь тяжелыя правила, что отъ нихъ разслабѣло тѣло его, и онъ не могъ уже подняться.
По устроенію Божію одинъ странникъ изъ старцев, пришедши въ Скитъ для посѣщенія старцевъ и идя мимо его келліи, увидалъ ее незапертой и сначала миновалъ было ее, удивившись, что никто не вышелъ въ срѣтеніе его. Потомъ возвратился, подумавъ, не болѣнъ ли братъ, и, постучавши, вошелъ.
После
того как отведала Ева от древа преслушания, тайно вошла пагуба. Вот где корни
нашего отпадения, отлучения от жизни. И где же взять противоядие? Его тотчас
дарует нам воздержание — необходимая узда для нашей изначально падшей природы.
Поэтому премуд-