Богатый путник О св. таинстве Исповеди В одну захолустную, цветущую деревеньку в Балкане (гора в Болгарии – Прим. пер.) приехал летом отдыхать необычный странник. Он был очень богатым человеком. Он ехал один, очень устал и хотел как можно скорее найти место, где мог бы остановиться, чтобы отдохнуть. В его намерениях было сделать счастливыми тех людей, которые дадут ему тихий и приятный приют. Так как у него были несметные богатства, он хотел сделать своим гостеприимным хозяевам такой подарок, который им и не снился.
Он увидел красивый на вид домик, расположенный в прекрасном месте, и решил попросить там приюта. Постучал в дверь. Но как только перед ним открыли дверь и пригласили его войти, он невольно отпрянул назад. Изнутри повеяло на него невыносимым смрадом. Отчего? Оказалось, что жилище этих людей и свиной хлев находились под одной крышей. Не говоря, зачем он пришел, путник извинился и вышел во двор.
Он пошел вдоль прозрачно-чистой речки, которая текла через деревню. Невдалеке другой, красиво построенный домик привлек его внимание. Он решил постучаться и туда. Но хозяин этого дома был очень злым человеком. Увидев чужеземца, приближающегося к воротам, он натравил на него собак и не пустил его войти даже во двор.
Путник поискал приюта и в третьем доме. Там его любезно пригласили, и он вошел. Но увидев, что все в этом доме лежит в беспорядке, разбросано, покрыто пылью и копотью, потонуло в мусор и паутины, он решил, что и здесь он не найдет спокойствия, которое искал.
В четвертом доме, по причине крайней усталости, он решил остановиться несмотря ни на что. Но там, кроме беспорядка и нечистоты, ему бросилось в глаза другое. На стенах виднелись следы клопов, а он не мог выносить паразитов. Еще и блохи начали кусать его, и он поспешил убежать и оттуда.
Таким образом странник обошел всю деревню, но нигде так и не нашел чистого дома, где он мог бы спокойно отдохнуть. Он удивлялся, как эти люди, живущие в таком прекрасном горном уголке, до такой степени запустили свои дома. Через деревню протекала небольшая речка. По кривым крутым улочкам во многих местах журчали ручейки. На площади и в других местах деревни стояли желобы и чешмы (каменное сооружение с краном для воды, отведенной от источника – Прим. пер.), откуда текла изобильно вода. Путнику видно было, что грязь в деревенских домах стояла не из-за отсутствия воды, а исключительно по причине неряшливости их хозяев.
Наконец, выбившись из сил, он зашел в маленький дом на окраине деревни, где, как, оказалось, живет домовитая хозяйка. Здесь его встретили очень радушно приветливо улыбающиеся лица. Как только он вошел в одну из комнат, он заметил, что все в этом домике устроено просто, но чисто и хорошо убрано. Стекла окон блестели. По углам нигде не было паутины. Пол только что был вымыт. Воздух в комнате проветрен. Видно было, что часто пускали благоухание близких полей и лесов в этот дом через открытые окна.
Путник с облегчением вздохнул и остановился в этом доме. Наконец, он нашел тихий, приятный уголок, где мог бы спокойно отдохнуть. Здесь он оставил свой драгоценный дар.
Дорогие читатели, задавались ли вы вопросом: если придет наш Спаситель, несущий нам самый большой дар – Свою небесную благодать, делающий счастливыми и спасающий наши души, и если Он поищет для Себя приюта в наших душах, где он смог бы найти подходящее место для отдыха? Св. Макарий Египетский говорит: "Как Бог сотворил небо и землю, чтобы человек на них обитал, так и тело и душу человека Он сотворил для своего жилища… Поэтому Апостол говорит: «дом же Его – мы» (Евр. 3;6)".
Иисус Христос, этот дивный небесный гость, часто приходит к нам и желает войти под кров нашей души. Он является нам в непостижимом ТАЙНСТВЕ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ. Он стучит в каждую дверь, жаждет войти в каждый дом, желает беседовать с каждым сердцем, хочет сделать счастливой каждую верующую душу и дать ей Свой небесный дар.
Но как мы его встречаем? Может ли он остановиться в каждом из нас так, как Он желал бы?
Вот, кто-то из нас приступает к св. Причащению и приглашает Господа войти в тайник своего сердца: «Прииди, Господи Иисусе, и вселись в меня!» - шепчет он в причастных молитвах. «Благоволи войти под кров, в дом души моей! Отверзу двери недостойных своих уст! Пребудь со мной!»
Но Иисус Христос отступает назад с отвращением от этой гостеприимно открытой двери! Изнутри выходит такой невыносимый духовный смрад! Там воняет блудом и злобой, сребролюбием и завистью, гордостью и эгоизмом… И небесный Гость отступает назад. Он не может войти в такой дом, где человек и бесы – эти духовные свиньи – сожительствуют под одной крышей.
Вот, другого увещевают поститься и причаститься; просят его принять в свое сердце Иисуса Христа, который несет великую и всеспасительную Божию благодать, самый высший дар, который человечество получало! Но он и слышать не хочет об этом. Ему неприятны небесные святыни! Они ему мешают жить так , как ему хочется. Зачем ему причастие? Он напускает в своей душе собак на небесного Гостя и не допускает Его приблизиться к своим воротам.
Третий постился, молился, готовился к св. Причащению, но не простил обиды ближним своим, не примирился со своими врагами, не умиротворил свою душу. И в ней все находится в беспорядке. Грехи, как пыль и сажа, покрывают его внешнее благочестие. Мусор и паутины обезображивают его веру. Плохие настроения запутали его чувства. И в таком состоянии он дерзает пригласить небесного Гостя в горницу своего сердца! Не боится ли он, что оскорбит Его, вместо того, чтобы обрадовать Его этим своим необдуманным гостеприимством?
Четвертый слышит, что стучатся в дверь его совести, но он до сих пор и не помышлял ее очистить. Там столько порочных пятен, которые испачкали чистые некогда окна души! Столько греховных навыков, которые навалили мусор в тайных уголках сердца! Бедный человек! Паразиты зла, злые духи напали на него и сосут жизненные соки его духовной жизни. Если он откроет дверь и пригласит в такую грязную и беспорядочную обстановку самого высокого небесного Гостя, думает ли он, что обеспечит Ему чистый и радостный покой?
Но кто может сказать о своем духовном доме, что он приведен в полный порядок и что может встретить небесного Царя?
Все мы в большей или меньшей степени недостойны пришедшего к нам с небес Искупителя. Но вот, Он стоит у двери и стучится (Отк. 3;20). Он Сам жаждет войти в нас, потому что мы для Него созданы и потому что без Него мы бесконечно несчастливы. Он идет принести всем Свой небесный дар.
Существует ли способ стать достойными Его? С огромной радостью нужно сказать: Существует! Этот способ – покаяние и исповедь! Исповедью, когда она искренна, глубока, связанна с отвращением к себе и с желанием начать новую жизнь, тщательно очищается горница сердца от всего мусора. Исповедью прогоняются демоны, эти гибельные наши паразиты. Опять же исповедью приводятся в порядок все спутанные мысли и представления, все хаотические чувства и желания сердца, и таким образом оно становится пригодным принять самого дивного Гостя Иисуса Христа.
Грех
Дорогие читатели, мы созданы для Бога и только в Нем мы находим высшее блаженство, которого беспрестанно жаждет наше сердце. Ничто другое вне Бога не может сделать счастливой нашу душу! Дайте человеку все, что он пожелает. Он будет ему рад некоторое время, но потом станет равнодушным к даденному, почувствовав, что чего-то другого, более возвышенного, ему не хватает. Не так же ли ребенок радуется каждой новой игрушке, пока не проголодается? Тогда он бросает игрушку и начинает искать хлеба. Некий неискоренимый внутренний голод к праведности, радости и миру в Духе Святом (Рим. 14:17) терзает нашу душу и не дает нам покоя даже среди самых шумных удовольствий жизни и среди самых завидных достижений в мире!
Этот благоговейный голод и есть голод по Богу. Прав блаженный Августин, который говорит в своих «Исповедях» пред Богом: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Единственный Гость, Который может сделать счастливой нашу душу - Бог. А если Бог является нашим высшим блаженством и нашим высшим благом, тогда явно, что то, что преграждает наш путь к Богу, должно быть для нас самым большим злом. А таким злом является грех.
Напрасно некоторые непросвещенные люди ищут самое большое зло для человека в чем-то другом, вне греха. Одни считают самым большим злом болезни, другие бедность, третьи - смерть. Но ни болезни, ни бедность, ни смерть, ни любое другое земное бедствие не может быть для нас таким большим злом, как грех. Потому что эти земные скорби не отрывают нас от Бога, если мы искренно ищем Его, но напротив, приближают нас к Нему.
Святые апостолы были нищими, но многих обогащали (2 Кор. 6:10). Они и в бедности были богатыми, потому что имели в себе дивный Божий дар - небесную благодать, которая еще в этой жизни делала их бесконечно блаженными! Разве бедность могла быть для них, нашедших сокровище вечной жизни, большим злом?!
Болезни не самое большое зло для человека, потому что болезни тела, перенесенные со смирением, верой и терпением, могут вылечить душу, больную грехом, и приблизить ее к Богу - верховному благу для человека.
И смерть для верующего не страшна, так как она дверь, которая ведет к любимому и любящему Богу, Который приготовил любящим Его то, чего не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку (1 Кор. 2:9)!
А грех - самая окаянная бедность сердца, недостаток в сокровище благодати. Грех - смертоносная болезнь души, болезнь, лишающая нас радостей на земле и радостей на небе. Грех - страшная духовная смерть, о которой мы вечно будем скорбеть, и которая на веки вечные отрывает нас от веселия небожителей в раю и хоронит нас во мрак ада!
Нет, нет для человека большего зла, чем грех! Он губит тело и душу. Он делает горькой и здешнюю, и тамошнюю жизнь. Он причина раздоров в семье, ссор между соседями, недоразумений между родственниками. Он зажигает пламя ненависти между людьми. Он заставляет душу гордиться и ожесточает ее. Он отравляет завистью сердце. Он прогоняет из груди святые чувства и приглашает демонов расположиться там. Он отрывает нас от Бога. Он гасит все светлое в наших сердцах. Он учит нас лжи, чревоугодию, эгоизму и сребролюбию. Он заставляет нас злословить против своих ближних и осуждать их. Он толкает нашу руку к воровству. Он исполняет нас гневом и яростью. Он нашептывает нам отомстить. Он совершает все беззакония, злодеяния и преступления. Он причина всех болезней, страданий, неправд, насилий, кровопролитий и войн. Он исполнил души всех нас невыносимым духовным смрадом. Он распространяет этот смрад в отношениях между нами.
Задавались ли вы вопросом, почему в мире душно? Почему трудно жить? Почему мы не можем друг друга переносить? Вот ответ: потому что грех отравил атмосферу жизни. Мы все больны грехом. И если не вылеченные раны на теле издают невыносимую вонь, насколько страшнее зловоние греха!
Как болезни тела могут быть внешними (видимыми) и внутренними (скрытыми), так и грехи, как болезни души, могут быть видимыми и невидимыми. Мы часто успокаиваем себя тем, что можем скрыть от глаз окружающих греховные раны своей души. Нас считают добрыми и порядочными людьми. Но от Бога мы ничего не можем скрыть. Его очи светлее солнца и проникают всюду. Если бы мы могли с помощью каких-нибудь духовных рентгеновских лучей увидеть духовное состояние каждого из нас или всего человеческого рода так, как это видит Бог, то исполнились бы ужасом!
Грех есть бесконечное зло, так как он является оскорблением бесконечного Бога. Господь заповедовал нам не грешить. А мы грешим и этим оскорбляем бесконечное величие Творца.
Слово Божие говорит: «Грех есть беззаконие» (1 Иоанн. 3:4). Это означает: грех является нарушением Божиего закона. Каждое нарушение закона, будь то гражданского или природного, несет за собой наказание. Грех, как попрание самого высшего закона святой воли Божией ведет к самым тяжким наказаниям. Эти наказания бывают временными и вечными. Временные Господь посылает для вразумления и исправления. Если мы покаемся и примиримся с Богом, то избавимся вечных наказаний. Но если мы останемся ожесточенными в своих грехах, если мы не желаем покаяться в них, если мы упрямимся в своем богопротивном поведении, Бог оставит нас идти туда, куда мы хотим.
Конечный результат греха - окончательный разрыв с Богом. И так как Бог является счастьем человеческого сердца, то разрыв с Богом есть лишение этого счастья и осуждение на вечную муку. Если же грех такое страшное по своей сути и такое гибельное по своим последствиям зло, почему же тогда мы все легкомысленно грешим? Как мы дошли до того, что подружились так близко со своими грехами, привыкли к ним до такой степени, что многие, если не все, сегодня думают, что грех - нечто неизбежное в жизни! И как мы могли и можем все еще терпеть нечистоту, пыль и паутины в горницах своих сердец, живя в тупом бесчувствии в этом беспорядке, среди зловония своих беззаконий! Все это просто необъяснимо. Но это - факт. Огрубелые, нравственно отупевшие, мы стали безразличными к голосу нашей собственной совести и к заботе о своем спасении... И это безразличие дошло до того, что мы недооцениваем тяжесть и судьбоносность наших злодеяний. Мы считаем, что ничего особенного не делаем, когда мы грешим. О, если бы мы могли измерить всю тяжесть своих грехов и ясно почувствовать, что эта тяжесть тянет нас ко дну ада, мы скорее согласились бы, чтобы земля нас проглотила, и скалы на нас упали, чем грешить и гневать Бога!
Если мы себе представим весы и на одном блюдечке поставим человеческие грехи, а на другом святость всех светлых духов на небе и всех праведников, живших на земле, то вся святость на небесах и на земли не была бы в состоянии поднять блюдо человеческой греховности. Только сила Божия может его поднять. Поэтому Бог послал на землю Своего Единородного Сына искупить, Своей жертвой на Голгофе, человеческий грех. С тех пор все грехи всех людей всех времен могут быть прощены, если только будет принесено покаяние в них. С тех пор нет греха, которых бы весил больше Божиего милосердия. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира».
Дерзайте, грешники! Есть для вас избавление! Иисус Христос, Который понес на Своих плечах грех всего человечества и Который заплатил Своей крестной смертью все человеческие долги к Богу, может понести и наши грехи на Своих плечах. Ведь поэтому св. Андрей Критский молится от имени всех нас, кто тяжко согрешаем пред Господом: «возьми с меня тяжкое бремя грехов, и, как милосердный, даруй мне слезы умиления». Но именно мы должны пролить слезы покаяния! Потому что есть только два вида воды, которая смывает нечистоты наших грехов: вода крещения и слезы покаяния. При этом, как утверждает св. Иоанн Лествичник, «Источник слез после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими. Ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы (покаяния - Прим. ред.) очищают грехи, сделанные и после крещения. Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его. И если бы человеколюбие Божие не даровало нам оных (слез покаяния – Прим. авт.), то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся».
На главную | Содержание
© 2001—2005. Православна беседа, русская версия. Перепечатка материалов разрешена при условии указания ссылки на автора, название и адрес сайта pravoslavie.domainbg.com/rus.
|