მე ვარ მწყემსი კეთილი და მწყემსმან კეთილმან სული თვისი დასდვის ცხოვართათვის

ალმანახი

გრდემლი

ანტიეკუმენისტური და ანტიმოდერნისტული ელექტრონული გამოცემა

საიტის მენიუ


სექციის კატეგორიები

ელექტრონული ჟურნალი ალმანახი [2]
день - за - днем [173]



ИВЕРИЯ С ОРУЖИЕМ ПРАВДЫ В ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКЕ_

Владимирова Елена, Польша (редактор сайта «Защитник Православия»)


გადმოწერა

 

» შესვლის ფორმა

სულ ონლაინში: 1
სტუმარი: 1
მომხმარებელი: 0
mail.


contact us :

zaqaria8@mail.ru

მთავარი » 2010 » მარტი » 9 » Беседа митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса)
09:11
Беседа митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса)
. Насколько монашеский образ жизни в богословии созерцания выше жизни в браке? 
Когда человек приходит в Церковь и принимает таинство крещения, он ставит своей целью обожение. Обожение доступно для каждого человека, для каждого христианина. Это следует из последования крещения и всей духовной жизни.

Существует брак во Христе и девство во Христе. Если брак совершается не во Христе, он не спасает. И также девство без Христа не спасительно. Проблема не состоит в выборе брака или монашества, а в том, как будет жить человек во Христе и в Церкви.

Конечно, когда кто-либо является хорошим монахом, тогда ему предоставляется больше возможностей для спасения и достижения высокого уровня духовной жизни, потому что в браке нужно сосуществовать с другим человеком и тянуть лямку жизни вдвоем. Однако существует множество примеров, когда женатый человек достигал больших высот в духовной жизни, а монах оставался на низком духовном уровне.

Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что пророк Исаия был женат, но это не помешало ему достичь видения Бога. Поэтому я говорю, когда жаждешь Бога, то ничего тебе не помешает, ни брак, ни девство. Естественно, существуют степени созерцания и святости.

Отец Паисий сказал однажды, что у Бога своя арифметика. Наша математика не такая, как у Бога. Например, оценка «девять» для Бога может не быть отличной, в то время как «четыре» или «два» будет отлично (Прим. пер. В вузах Греции практикуется десятибалльная система, согласно которой самая низкая проходная оценка — пять баллов, от семи до восьми — хорошо, девять и десять — отлично). И затем старец пояснил притчей о талантах, что одному дал пять талантов, другому — два, третьему вовсе один, чтобы каждый из них их приумножил. Тот, кто получил пять, должен будет отдать десять, чтобы получить высший балл. Если вышло девять вместо десяти, это не будет высокой оценкой. Другой, получивший два, обязан вернуть четыре, чтобы стать отличником. В этом случае, для Бога не «девять», а «четыре» — отлично. Поэтому, как мы видим, Божья оценка может отличаться от нашей.

Что бы ни делал христианин в жизни, надо делать это ради Христа. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что одни монахи превозносили отшельническое житие, другие общежительное. Для меня, поясняет преподобный Симеон, лучшее житие — это то, когда человек живет Христа ради, во славу Христа и согласно воле Божией.

Есть семейные люди, которые спасаются, попадают в рай, и монахи, которые не спасутся. Поэтому главное состоит в том, чтобы жить церковной жизнью, руководствоваться советами духовного отца о том, как нам поступать, и все, что делаем, делать для Бога.

Мой отец хотел стать монахом. Ушел в монастырь, за неделю до его пострига началась война с итальянцами, и отца призвали в армию. Игумен сказал ему, чтобы шел воевать, и если выживет и пожелает стать монахом, может вернуться в монастырь. Во время войны отец молился, часто причащался, и по окончании войны духовник ему дал наказ: «Ты должен жениться», и указал ему достойную девушку. Тот послушался и женился. Однажды он написал мне: «Если я и женился, то сделал это по двум причинам: во-первых, чтобы исполнить послушание духовного отца, во-вторых, чтобы иметь детей и заботиться о них». Он очень любил монахов, читал монашеские книги, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника. И мать моя жила по-монашески, постилась, молилась. Как-то раз я пришел домой и увидел, что она кладет земные поклоны и молится. У меня нет столько веры, сколько было у моих родителей. В духовной жизни они были более меня.

Моя мама последние пять лет своей жизни была прикована к постели и постоянно молилась Богу. Я спросил ее, жалуется ли она на что-нибудь. Она ответила: «Мне не на что жаловаться, да будет благословен Господь. Я недостойна его славить». И однако же она была тяжело больна.

Отец мой умер в больнице. Когда его привезли домой, я сел рядом с гробом, погладил его по лбу и произнес: «Почему ты ушел, не попрощавшись со мной? Столько лет мы хорошо жили вместе, и ты так внезапно ушел из жизни?». И он вдруг ответил мне: «Ладно, ничего страшного, ступай с Богом и до встречи».

Мои родители спаслись, я вот не знаю, спасусь ли. Поэтому прошу ваших молитв обо мне, чтобы не посрамить мне своих отца и мать, родивших и любивших меня.

Девство — благословенное Богом состояние, дающее человеку много возможностей высоко подняться в духовной жизни. Однако когда человек не использует их, он обрекает себя на неудачу. Но и брак благословляется Богом Таинством венчания, и христианин, исполняя волю Божью, может спастись. Все должно быть во Христе. Апостол Павел, говоря о браке и девстве, замечает: «Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор 7, 7).
 Сколько раз в год следует причащаться? Насколько тесно связано Таинство исповеди с Божественной Евхаристией? Обязательно ли оно для участия в Таинстве Причащения Святых Христовых Тайн?
Божественная Евхаристия не связана тесно с исповедью. В древней Церкви христианам была дана большая Божья благодать, их ум был просвещен, и они, конечно же, молились и часто причащались. Если кто-либо согрешал, это означало, что он терял благодать, выходил из храма и молился вместе с оглашенными, потому что невозможно одновременно пребывать в благодати и отрицать Христа. Когда согрешает человек, особенно плотским грехом, я не имею в виду в Христовом браке, он тем самым показывает, что предпочитает плотское удовлетворение Христу и отрекается от Него этим поступком. Совершение греха понижает его в разряд кающихся, и затем ему надо будет определенным образом вновь достичь просвещения ума.

Василий Великий и другие святые Отцы подразделяли христиан на четыре разряда: плачущих — стоящих у входа в храм и с плачем просящих о прощении своих грехов, христиан, входящих в храм; слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными; припадающих, которые допускались в храм, находились в нем во время литургии верных, но не допускались до причастия; причащающихся Святых Христовых Тайн. То есть, когда человек согрешил, он должен был покаяться, пройти период очищения; таким образом согрешивший просвещался умом, выходил из состояния помрачения. По окончании епитимьи епископ читал молитву над кающимся, и он мог затем приступать к Таинству Причастия.

Поэтому я и утверждаю, что исповедь не связана с Евхаристией тесно. Если человек согрешил, и ему нужно исповедоваться, пусть исповедуется. Когда у христианина, желающего причаститься, грехи не смертные, то они прощаются участием в Таинстве Причастия Святых Христовых Тайн и молитвой «Отче наш», в которой есть такие слова «и остави нам грехи наши...».


Вопрос о том, сколько раз в год следует прибегать к причастию Святых Христовых Тайн должен решать духовник. Приходя к наставнику, мы открываем сердце, выкладываем все наши проблемы, рассказываем о настоящем положении в жизни, и он дает нам наставления. Примерно таким же образом дело обстоит и в больнице. Обращаясь к врачу, мы говорим ему о наших болезнях, врач ставит нам диагноз, определяет лечение, выписывает рецепты и назначает лекарства. Например, может посоветовать не употреблять ту или иную пищу, так как нашему организму это вредно. До тех пор, пока мы не вылечимся, придется соблюдать эту диету, а после мы будем свободны в выборе питания.

В этом контексте нам стоит рассматривать Таинство Причастия, потому что для одних Причастие — это свет, для других — огонь.

Святые Отцы приводят такой пример. Если взять грязь и воск, и положить их на солнце, то под воздействием солнечных лучей грязь затвердеет, а воск расплавится. Энергия солнца одна, но сущность предметов различна, поэтому и результат получается неодинаковый. Таким же образом Бог и Божественная Евхаристия для одних является светом, а для других — огнем.

В монастырских храмах часто изображают Второе Пришествие Христа. В верхней части иконы находится трон, от которого исходит свет, освещающий святых, и огненная река, в которой горят грешники. Исаак Сирин утверждает, что ад есть бич любви Божией, и эту любовь человек не может понять, потому что у него нечистое и неизлечимое сердце. Господь любит и праведных, и грешных, но не все одинаково поймут Бога.

Василий Великий пишет, что у света два вида энергии: освещающая и обжигающая, то есть он и светит, и обжигает. У кого есть зрение, тот избегает обжигающих лучей и радуется солнечному свету. А тем, у кого отсутствует способность видеть, доступна только обжигающая энергия. Так будет и на Втором Пришествии Христа. Праведные будут сиять в свете Божием, а грешные гореть в огне.


Аналогичное явление происходит на Божественной литургии. Одни причащаются и просветляются, а другие, причащаясь, подпадают под осуждение. Апостол Павел в послании к Коринфянам замечает: «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1 Кор 11, 30). Поэтому дело священника не состоит в том, чтобы раздавать билеты в рай, но лечить людей, чтобы, когда они увидят Бога, Он стал для них светом, а не огнем.

Хочу особенно остановиться на одном важном моменте: если больному человеку, например разбитому параличом, разрешается причащаться чаще, чем здоровому, то подразумевается ли, что у здорового больше грехов, а у лежачего больного их гораздо меньше?

Это вовсе неверно и не означает, что больной согрешает меньше, чем здоровый. Грехи совершаются как помыслами, стремлениями, так и делом. Здоровый может весь день прославлять Бога, жить как ангел, а больной пребывать в неверии и негодовании. Главное состоит в том, чтобы прославлять Бога, здоров ты или нет.
. Какая разница между благодатью, получаемой нами от Причастия Святых Христовых Тайн и преподаваемой через поклонение мощам? Почему Причастие иногда не лечит, а вменяется в осуждение, а от святых мощей даже больные исцеляются?

Прежде всего, в мощах святых угодников Божиих изобильно пребывает благодать Святого Духа. Когда мы прикладываемся к мощам и иконам, исцеляемся в зависимости от состояния, в котором находимся. Это происходит не магически и не механически, а духовно.

Когда подвизаемся, чтобы очистить сердце, тогда святые мощи нам помогают в этом. Энергия Божия имеет очистительные, освящающие и боготворящие свойства. Что это означает? Божественная энергия одна, однако по плодам именуется по-разному. Когда находимся в состоянии очищения, тогда, прикладываясь к иконе, мы получаем помощь согласно нашему состоянию. Прикладываясь к мощам и иконам в просветленном состоянии ума и творя умную молитву, просветляемся еще более.

Наше участие в Причастии Святых Христовых Тайн не происходит без подготовки, ему предшествует покаяние. То же самое и с поклонением святым мощам — требуется молитва и умиление. Поэтому, припадая к святым мощам, мы накладываем на себя крестное знамение и молимся: «Прошу Тебя, Господи, помоги и исцели меня молитвами Святых Твоих». Святые мощи воздействуют на нас согласно нашему состоянию, нашему духовному голоду и жажде.

Конечно, бывает, прикладываясь к мощам, происходит чудо даже с теми, кто не пребывает в подобающем расположении духа. Этим Бог хочет дать нам понять, что надо покаяться, дабы достойно причаститься Святых Тела и Крови Христовых.

Чудо, которое сотворил Христос с расслабленным, довольно показательно. На этом примере Господь показал разницу между самим чудом и его проявлением. Истинное чудо состояло в отпущении грехов, как сказал Господь: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». И когда фарисеи усомнились во власти Христа прощать грехи, тогда Христос исцелил тело. «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2, 1-12). Следовательно, исцеление души есть настоящее чудо, а исцеление тела — доказательство, знак власти Христа прощать грехи.

Христос по-разному нам указывает на то, чтобы мы покаялись и встали на пути спасения.

Как Вы воспринимаете идею крещения младенцев в утробе матери, когда существует опасность выкидыша? Современные технологии позволяют совершить крещение в животе матери. Тогда матка станет крещальной купелью. 
Я занимался вопросами биоэтики и издал в Греции книгу, посвященную особенно актуальным в наше время темам: сознательный уход из жизни, ее начало и биологический конец.

С момента своего образования эмбрион — это уже человек, имеющий душу. Согласно учению святых Отцов Церкви, после оплодотворения яйцеклетки у плода появляется душа, даже до того, как разовьются его органы. Сердечная ткань начинает биться на третей неделе, а к шестой она уже представляет из себя сердце. Также и мозг начинает развиваться из нервной ткани на третей неделе, а на двадцать восьмой он становится сформировавшимся органом тела. Постепенно развиваются все человеческие органы. Когда эмбриону два с половиной месяца, весь организм уже сформирован, но размером он не превышает двух с половиной сантиметров.

С момента зачатия человек уже является образом и подобием Бога, но еще не развит телесно. Он не питается самостоятельно, но соединяется с матерью через пуповину и плаценту. После рождения на свет пуповина обрезается, и начинает функционировать самостоятельно дыхательная система, ребенок впервые начинает дышать. Он начинает питаться, и с этого момента младенец уже является самостоятельным организмом и может быть крещен. Не представляю, как можно крестить эмбрион тремя погружениями в воду, если он находится во чреве матери. Этого не может быть.

Задавая вопрос, вы, возможно, имели в виду, как может быть крещен плод для того, чтобы спастись перед тем, как быть абортированным. Однако здесь мы не можем дать ответа, оставляя это Богу. Но, как нам известно, Предтеча и Креститель Иоанн принял Духа Святого, когда ему было шесть месяцев в утробе своей матери. Еще до своего рождения он стал Пророком и передал своей матери Елисавете пророческий дар, взыгравши во чреве ее, чтобы она узнала Христа, когда к ней пришла Богородица, получившая благую весть о рождении от нее Спасителя. По словам святителя Григория Паламы, Елисавета стала Пророчицей.

Святой Григорий Нисский в одном из своих творений отвечает на вопрос о том, что происходит с младенцами, которые уходят преждевременно из своей жизни, не вкусив ее благ. Он утверждает, что наслаждение Царствием Небесным вкушает человек не в качестве справедливого воздаяния за заслуги, но тогда, когда душа его пребывает в соответствующем здоровом состоянии. У младенцев ум чист, он не заражен грехами, и поэтому способен воспринимать Свет. Таким образом, неразвитые младенцы, умирая и имея чистый ум, могут Благодатью Божией пребывать и совершенствоваться в Боге. По аналогии с младенцами то же самое можно сказать и об эмбрионах.

В конце концов, оставляем это промыслу Божьему, потому что мы не в состоянии полно ответить на этот вопрос.
 Как Вы относитесь к контролю рождаемости? 
Говоря о контроле рождаемости, мы имеем в виду то, что супруги стараются разными путями не иметь детей. Такая позиция создает демографическую проблему.

Основная цель брака состоит в том, чтобы муж и жена любили друг друга и стали единым целым. Плодом этой любви является рождение детей. Иначе в их любви друг к другу будет чего-то не хватать, если только супруги не страдают бесплодием, которое попускает Бог по разным причинам.

Однако, в первую очередь, тема контроля рождаемости — это богословский вопрос, потому что, по словам святителя Иоанна Златоуста, рождение детей происходит прежде всего по промыслу Божьему, а не по физическому соитию супругов. Тем самым, когда человек не предает себя Богу и противоборствует Его воле, возникает богословская проблема.

Снижение рождаемости создает демографический кризис, который касается как России, так и Греции. Государство в Греции использует разные методы, чтобы способствовать появлению третьего ребенка в семье. И Элладская Церковь тоже, по крайней мере на епархиальном уровне, реализует разные программы по поддержке многодетных семей.

Снова хочу акцентировать внимание на том, что эта проблема не только социальная и экономическая, но главным образом богословская. Как Бог любит мир и творит людей, так и супружеская чета, желая жить по воле Божьей, хочет родить детей. Супруги становятся соработниками Бога в сотворении людей.

Муж и жена, имеющие веру в Бога, превозмогают все преграды и рождением детей благотворят как обществу, так и Церкви. Подумайте только, что какой-нибудь ребенок может стать святым или очень значимым для общества человеком.

Проблема контроля рождаемости и демографический кризис решаются прежде всего духовными мерами, а не экономическими. Мы обязаны всячески помогать многодетным семьям и поддерживать их.
 Расскажите, пожалуйста, поподробней о связи Божественной литургии с Иисусовой молитвой в жизни священника-исихаста. 

Божественная Евхаристия является самым важным Таинством и центром духовной жизни. Но участвовать в нем нельзя без соблюдения некоторых условий. Мы должны соответствующе подготовиться, чтобы Бог на Божественной литургии стал для нас светом и жизнью, а не осуждением. Человек подвизается для того, чтобы по-настоящему проживать Евхаристию.

В аскетической жизни проявляется взаимосвязь между Божественной Евхаристией и исихастской жизнью. Каждый получает благодать на Литургии согласно своему подвигу. Мы получаем благодать в зависимости от духовного состояния, в котором пребываем. Молясь в течение всей недели и борясь со страстями за соблюдение Божиих заповедей, христианин воспринимает Евхаристию как благословение и Рай, и после Литургии усиливает молитву.

После Причастия на службе мы молим Бога дать нам слезы покаяния и умиления. Однажды я спросил одного христианина: «Что вы чувствуете после причастия?» «Большую радость и счастье», — был ответ. После причащения Святых Христовых Тайн нам следует каяться, проливать слезы благодарности, любви и молиться: «Господи, меня недостойного Ты удостоил причастия».

Сегодня на Божественной литургии пел большой хор, создавая великолепие богослужения. Я подумал: «Боже мой, наверное, так и в раю. Как Царствие Божие описывается в Откровении Иоанна Богослова, где народ восхваляет Господа: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». То же самое я испытал, когда вчера молился на погребении архимандрита Матфея, которое было настолько торжественным, что я понял: смерть есть торжество.

По окончании Божественной литургии, на которой мы славословим Господа: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный...», приходя к себе домой и оставаясь с собой наедине, вспоминаем: «Боже, как было хорошо на Литургии, как в Раю! Теперь я снова один со своими проблемами. Удостой меня, Господи, завтра и послезавтра помолиться на Литургии и войти в Царствие Небесное». Тем самым, и после Божественной литургии мы пребываем в покаянии и желаем вечной жизни. Так нам подобает жить в течение всей жизни и до, и после Литургии, как будто мы на ней находимся.

Богородица носила в себе Христа девять месяцев, пребывая в общении с Ним. Перед Благовещением она находилась двенадцать лет в Святая Святых и молилась как исихаст. Девять месяцев вынашивая Христа в утробе, она день и ночь причащалась Крови Христовой. Это символически нам дает понять, что такое Рай. Но и перед зачатием Христа она жила как исихаст и достигла обожения, по толкованию святителя Григория Паламы.

Когда мы не можем достичь такого состояния, приходит покаяние. Молитвенно размышляем: «Боже мой, так было и с Адамом в Раю. Он общался с Богом, ангелами и потом вкусил падение и катастрофу. Господь мой, удостой меня Царствия Твоего Небесного, исцели меня, чтобы я вошел в него».

Я попытался вам объяснить связь исихастской жизни с евхаристической. Когда кто-нибудь утверждает, что молится Богу и не нуждается в Божественной литургии, он ошибается. И наоборот, отдавая предпочтение Литургии и пренебрегая аскетической жизнью, тоже не достигнешь успеха. Первое неразрывно связано со вторым. И последнее приводит к первому. Причащаясь, мы усиливаем молитву.

Пророк Давид говорит в одном псалме: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41, 1-2). В Отечнике один старец объясняет это следующим образом: как олень, поедая змей, отравляется и ищет воду, чтобы утолить жажду, так и мы, отравляясь грехами и нашей жизнью в целом, как олени припадаем к Божественной Евхаристии, чтобы причаститься Тела и Крови Христовой.

Это относиться как к христианину, так и к священнику-исихасту. Когда священник практикует умную молитву, то есть разделяет умную энергию от разумной (поддающейся рациональным законам логики — прим. пер.), тогда на Божественной литургии, произнося слова молитв, он молится разумом, а в сердце — умной молитвой. Таким образом, одна Литургия происходит в храме, а другая в сердце. В этом состоянии ум не раздваивается и не упраздняется разум. Это вопрос эмпирический. Если попробуете, то убедитесь в этом сами. Больше не могу ничего добавить.ПРАВОСЛАВИЕ.RU

კატეგორია: день - за - днем | ნანახია: 532 | დაამატა: paterzaqaria | რეიტინგი: 0.0/0
სულ კომენტარები: 0
კომენტარის დამატება შეუძლიათ მხოლოდ დარეგისტრირებულ მომხმარებლებს
[ რეგისტრაცია | შესვლა ]

ახალი ამბები (НОВОСТИ)

ჰოსტერი uCoz