Поучение о помрачении ума,
то есть об умственной темноте
Помрачение ума возникает у человека от страстей, от
многословия в речах, от споров и долгих бесед. Помрачение ума возникает у
человека от неумеренных хлопот и забот, от рассеянности мыслей и от пленения.
Помрачение ума возникает у человека от объедения, от сластолюбия и
сладострастия. Помрачение ума возникает у человека, если он долго спит, часто
ест и пьет не во время. Помрачение ума возникает у человека от лени и
праздности, то есть от прекращения своего правила: пения, молений и молитвы, –
которое служит оружием и стеной против бесов. Помрачение ума возникает, когда
человек в гордыне удаляется от Бога, и попускается ему смятение,
богооставленность и блуждание мысли. Помрачение ума возникает у человека и от
других страстей. И когда у какого-нибудь человека наступает помрачение, тогда
его духовные стремления увядают, остывает тепло сердца, изнемогает душа, и
ангел Божий отступает от него, а демоны приближаются.
А кроме того, часто такое
помрачение бывает и от бесов, то есть от нападения бесов, когда приближаются к
нам, и входят в нас. От этих страстей душевное око смыкается, то есть ум
омрачается и тяжелеет. Иначе говоря, притупляется внутренний взор, не видит духовного
и не различает. Как тот, у кого больные глаза, не видит в сумерках и иногда
спотыкается, а иногда и падает в яму, так и человек, имеющий омраченный ум,
впадает в различные страсти и многочисленные греховные напасти, если закоснеет.
Унывает, рассеивается, увлекается помыслами, забывается и спит много.
Но хуже всего, когда разрушаем
душевную нашу ограду и открываем доступ бесам и помрачению. А входят они хитро:
через пленение ума, объедение, или если человек часто ест и пьет не вовремя. И
через сластолюбие, лень, праздность и оставление своего оружия, то есть
правила: пения, моления, молитвы и подвига. А также через гнев, злопамятство,
безжалостность, гордыню и другие страсти. Тогда и пост с ленью, и рассеянная и
несосредоточенная молитва уже не страшны становятся им, – тем, которые губят
душу и жестоки, и крайне мерзки. Если не сохраним себя и не победим их, не
сумеем достичь совершенства и спастись. Богу нашему слава всегда была, и ныне,
и присно, и во веки веков.
|