ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
АФОНСКИХ ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ XIX ВЕКА ДУХОВНИК
О. ВЕНЕДИКТ - ГРУЗИН († 1862)
Родиною о. Венедикта был Шорапанский уезд, Кутаисской губернии - древнее
Имеретинское царство. Отец его был сельским священником по фамилии Киотишвили.
Образование он получил домашнее от своего отца, и сам он потом служил сельским
священником. Родной брат его находился в свите последнего имеретинского царя
Соломона 2-го, и когда тот убежал в Турцию, тогда и оба брата Киотишвили
находились при нем. По кончине царя о. Венедикт отправился в Иерусалим, где
удостоился совершать литургию при Гробе Господнем.
Из Иерусалима о. Венедикт отплыл на Святую Гору где остановился в
Пантелеймоновом монастыре. Это было в 1816 году. Здесь о. Венедикт, по
известной только ему причине, не обнаружил своего священного сана. В это время
монастырь только строился, и о. Венедикт трудился вместе с прочими рабочими.
Один монах, бывший в Иерусалиме в то же время, когда был там о. Венедикт,
как-то нечаянно увидал и узнал его. Пришедши к игумену, отцу Савве, он сказал
ему: - Как же это вы обращаетесь со священником, заставляя его исполнять самые
последние работы? Я видел его служащим при Гробе Господнем! - Отец Савва весьма
удивился и, тотчас же призвав его, просил сказать ему всю истину. Смирившийся
иерей признался. Тогда о. Савва наложил на него канон: 40 дней следить за всеми
неугасимыми лампадами в параклисах монастыря.
В скором времени он узнал о строгом уставе греческого монастыря Дионисиат и,
ревнуя о подвигах, ушел в этот монастырь, где постригся в схиму. Для назидания
себя святоотеческими писаниями он брал грузинские рукописные книги в Иверском
монастыре. Но долго ему не пришлось подвизаться в этой обители: по случаю
греческого восстания нагрянули сюда турецкие солдаты и наполнили все монастыри.
Однажды о. Венедикту случилось быть в Карее. Там увидали его солдаты и вступили
с ним в разговор. По всей вероятности эти турки были из области Батума, где
живет множество грузин-магометан, потому что знали по-грузински. Потомки православных
грузин, они хорошо обошлись с о. Венедиктом. Это заметили монахи Иверского
монастыря, и они предложили о. Венедикту перейти к ним. Монастырь предоставил
ему весьма почетное послушание: заведование параклисом Божией Матери, в котором
находится чудотворная икона Царицы Небесной "Вратарница". Эта
должность предоставлялась всегда более благоговейному из иеромонахов.
О. Венедикт к тому же был усердный постник: в понедельник, среду и пяток он
ничего не вкушал и не пил. На этом послушании о. Венедикт находился до прибытия
на Афон юноши Василия т.е. до 1834 года. Часть доходов получаемых от разных
поклонников всегда предоставляется в пользу заведующего параклисом. О. Венедикт
все деньги, накопившиеся за это время, отдал монастырю. В признательность за
его услугу и за жертву, монастырь предоставил ему на выбор одну из двух келий:
св. пророка Илии или св. Василия Великого. Стремившийся к безмолвной жизни о.
Венедикт избрал первую, стоящую на холме напротив монастыря с прекрасными
видами на все 4 стороны. В этой кельи желал безмолвствовать патриарх Григорий
5-й, в 1821 году, в 1-й день Пасхи, повешенный турками в Константинополе. В эту
келью перешел о. Венедикт с учеником своим Василием, и прожил до самой смерти -
28 лет.
Внутренняя жизнь его была вполне сокровенною. Известно только, что суточное
правило свое он исполнял по четкам. По вторникам, четвергам, субботам и
воскресениям он неопустительно совершал литургию. В монастырь ходил на бдения
только на Пасху, на Рождество и на Успение, а после бдения возвращался к себе
для совершения литургии. В день праздника святого пророка Илии ему приносили из
монастыря сласти и кофе, чем он угощал пришедших к нему на праздник.
Знаменитый старец о. Иларион грузин был духовным сыном о. Венедикта, и он как и
все современные старцы Святой Горы высоко ценили духовные дарования и опытность
в духовном руководстве старца о. Венедикта.
Старец преставился ко Господу 9-го марта 1862 года, в пяток третьей недели
святой четыредесятницы. СТАРЕЦ О. ВИССАРИОН-ГРУЗИН († 1893)
Отец Виссарион родился в 1807 году в Гурийском княжестве, Грузинского царства.
При святом крещении ему было дано имя Василий.
Родители его, протоиерей Максим и Анна принадлежали к дворянской фамилии
Кикодзе. Отец его состоял при дворе владетельного князя Гурия, Мамия Гуриели,
скончавшегося в 1810 году, вскоре после того, как отдал свое княжество в
подданство России.
В тогдашнее время образование молодых людей начиналось дома под руководством
старших в семействе, и заканчивалось в стенах монастырей. Учебниками служили
церковно-богослужебные и отеческие книги. В прежние времена в течении столетий
в Грузии существовал обычай: через каждые 3 года посылать по 12 юношей в Афины
для получения высшего образования. При этом большею частью избирались дети
именитых князей.
Дед Василия, иерей Герасим, овдовев, вступил в монастырь "Намерневи"
в Лечхумском уезде, Кутаисской губернии, и здесь под руководством этого старца
находился юный Василий несколько лет. По кончине деда Василий немедленно
оставил свою родину и удалился на Святую Афонскую Гору. Это случилось таким
образом: сосед Василия путешествовал в Иерусалим, а оттуда на обратном пути
заехал на Афон. Здесь он нашел духовника о. Венедикта, и, по просьбе его, тот
постриг его в рясофор. По возвращении в Грузию он много рассказывал о высокой
жизни его духовного отца, афонского старца. В числе слушателей был и отрок
Василий, и он пожелал сразу поехать на Афон к старцу. О своем намерении он
открыл отцу, но тот не соизволил его желанию, и не хотел отпускать его. Тогда
Василий сам стал собирать деньги и объявил отцу о своем намерении непременно
отправиться на Афон.
До Кутаиса он пошел пешком. Здесь он получил паспорт и пошел дальше до Поти по
берегу Черного моря, где отыскал корабль, имевший вскоре отправиться в
Константинопль.
Во время плавания Василий познакомился с одним купцом - армянином. Узнав от
Василия о цели его путешествия и о скудости средств, посоветовал ему, когда
пристанут в Трапезунд, сойти на берег и обратиться за помощью к турецкому паше,
человеку очень милостивому к христианам. Василий принял этот совет, и лишь
только корабль бросил якорь в пристани, он вместе с купцом съехал на лодке на
берег. Проводив его до дома паши, армянин предложил ему одному безбоязненно
войти. Паша приказал его впустить. Василий не потерялся и не унизился как
христианин перед мусульманином. Войдя в комнату, где по восточному обычаю,
поджав ноги, сидел паша, Василий почтительно поклонился ему и подойдя ближе,
поцеловал место около паши на диване. Впоследствии, при его рассказах об этом
на вопросы почему он не поцеловал у паши руку или колено, как есть обычай у
грузин, он ответил: - Как же его в руку или в колено целовать, ведь он турок! -
Паше объяснили, что этот человек намерен отправиться в Иерусалим, но не имеет
денег, и просит оказать ему милость. И паша приказал выдать ему 180 левов,
сумму очень значительную. Приехав в Константинополь, он скоро отыскал корабль,
отправляющийся на Афон, и немного спустя, наконец, вступил на землю Святой
Горы. Был 1835 год и Василию шел 28-й год. В Карее с ним повстречался один
греческий монах знавший грузинский язык, так как он некоторое время находился в
Грузии на метохе Иверского монастыря. Узнав о цели прибытия его на Афон, он
направил его к о. Венедикту.
О. Венедикт очень обрадовался, когда узнал, что юноша грамотный и может петь. -
Давно, - говорил старец, - я желал иметь ученика и жить отдельно на кельи, но
не нашел грузина! - Тогда они перешли на жительство в келью святого пророка
Илии, и вскоре о. Венедикт постриг Василия, переименовав его Виссарионом. Около
30-ти лет они жили вместе, и о. Виссарион восходил по ступеням подвижничества.
Он обладал смиренномудрием и простосердечием, и в конце концов в своем незлобии
достиг состояния малого дитяти. Наученный от своего старца, он весьма прилежно
занимался умно-сердечной молитвой. Монах Иаков, из Иверского скита, иногда
бывая на их литургии, на которой о. Виссарион пономарил, говорил, что тот с
таким благоговением совершал свое служение, что можно подумать, что это ангел,
а не человек. На большие монастырские праздники о. Виссарион приходил и
прислуживал за трапезой. Более всего ему приходилось прислуживать
старцам-проэстосам, помогая их ученикам готовить и подавать кушанье.
Монастырские рабочие, узнав доброту о. Виссариона, всегда старались бывать
около тех мест, где он помогал. Бывало, когда он несет большой поднос с
тарелками, его уже осаждают несколько человек, прося уделить им что-нибудь. О.
Виссарион, как бы не обращая внимания, чуть ли не половину подноса раздавал
позади идущим. Послушники, заметив это, начинали жаловаться своим старцам, но
те, зная его простосердечный характер, налагали пальцы на свои уста.
Под конец жизни старец много лет страдал обычным на Афоне ревматизмом: пальцы
на руках его были искривлены, а когда он лежал, то одну руку принужден был
всегда держать высоко в петле, прикрепленной к потолку. Кровь уже не могла
согреть болезненное тело старца, ни помогала ни теплая одежда, ни одеяла.
Несколько согревал его лишь горячий чай.
Во все время своей жизни на Афоне старец усердно занимался непрестанной молитвой
Иисусовой, и в этом молитвенном состоянии он пребыл до последнего вздоха. Когда
заметили совершенное измождение старца, то стали внимательно следить за его
движениями. Он до того ослабел, что не в силах был произносит полной молитвы, а
только непрестанно шептал: Упало, Упало...! т.е. Господи, Господи...!
7-го октября 1893 года, вечером, он вдруг стал говорить, что приехал протоиерей
Георгий - старший брат ученика его Христофора. Окружавшие его спросили: - Где
он? Старец ответил: - Разве не знаете, что он приехал на Афон и с ним еще
другие? - Бывшие при старце приняли это за бред, и оставили без внимания. Между
тем, действительно, в тот же день в Дафни приехали из Грузии протоиерей Георгий
в сопутствии двух грузин. На другой день утром они прибыли на грузинскую келью
святого Иоанна Богослова, и не отдыхая, тотчас попросили проводить их на келью
святого пророка Илии, желая немедленно повидаться с братом и с старцем
Виссарионом. Погода стояла дождливая, но о. протоиерей сказал, что чувствует в
себе непреодолимое желание как можно скорее повидаться с старцем, и тотчас
пошел.
Когда донесли старцу, что приехал о. Георгий и привез ему письмо от его родного
брата - епископа Имеретинского Гавриила, то он слабо проговорил: - Дайте мне
мое письмо! - и взяв его в руки, не открывая, поцеловал его и отдал обратно, не
спросивши что именно пишет брат. Кратко повидавшись с о. протоиереем, он уже
более не говорил, все время пребывая в молитвенном состоянии, и с молитвою на
устах тихо предал дух свой в руце Божии 9-го октября 1893 года.
Старец о. Виссарион прожил на Афоне 58 лет и все на одном месте. Всего от
рождения ему было 86 лет.