Письмо 107
... !
Ты
пишешь: "Мне кажется, что вы ничего не верите". Это ты мне не веришь,
а зато слишком много веришь себе. Всякий
грешник есть слепой. Слепа и ты. Мало того, когда тебе говоришь о твоей
болезни, то ты не придаешь значения словам. Сама слепа, а когда тебе указывают
дорогу, ты не веришь, а предпочитаешь идти так, как тебе нравится.
Какой
же будет конец? Ясно без ответа. Не только будет, а уже есть начало конца. Ты
уже попала в яму и сидишь в ней. И все равно не делаешь ничего, чтобы вылезти
из нее, и впредь не попадать. Ты тщеславна и горда. Отсюда все прочее. От этого
ты всех осуждаешь, всех винишь, а себя оправдываешь, от этого все грехи и
болезни. Господь предупреждает тебя болезнями и неприятностями, чтобы ты
оглянулась на себя и смирилась. А ты все грубеешь. Опомнись!
Что
нужно делать? Вот что:
1. Примирись
искренне, а не языком со всеми.
2. Всегда
обвиняй себя во всех столкновениях, хотя бы ты была и невиновна; говори себе
так: "За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила".
3. Перестань
излишне заботиться о теле и соблюдай посты не по качеству только, но и в
количестве пищи. Надо тебе похудеть, а не толстеть.
4. Обязательно
утром и вечером молитвы и сто молитв Иисусовых.
5. Каждый
день хоть полчаса думай и представляй, что ты сегодня или, крайне, завтра
умрешь и что ожидает тебя. Читай, что найдешь, о смерти.
Главное же – смирение. Не возвышай голоса
ни на кого. Помни непреложное слово Господа: Бог гордым противится. Это
значит, что ты ни в чем не будешь иметь успеха, ни во внутренней жизни, ни во
внешней. Во внутренней жизни уже видишь холод, леность, бесплодие. То же будет
и во внешней. Будешь терпеть позор, поношение, нищету, болезни. Не исполнится
ни одно твое желание и ожидание, будешь растоптана в грязь, пока не смиришься.
Благодари Бога, что так долго терпит тебя, желая обращения твоего, чтобы помиловать
после смерти.
Еще упустил условия.
6. Перестань
осуждать других. Если увидишь, что кто-либо делает нехорошо, то не осуждай, а
пожалей его и мысленно помолись о нем, чтобы Господь простил ему.
7. Перестань
празднословить, оставь смехотворство, шутки и проч.
8. Вечером
от всего сердца проси прощения за все нарушения заповедей за день, делом,
словом или помыслом.
Старайся
добиться сокрушения сердца и не давай ему охладеть.
Ты
опять судишь о. С.: "Опять будет накладывать запрещение, и чего он от меня
хочет?" Он хочет того же, что и я, и все те, кто желает тебе добра:
смирись, перестань думать высоко о себе, не командуй, а проси, слушайся его,
покрывай его недостатки по заповеди – тяготы.
Если
не послушаешься меня, а останешься такой же или смиришься лицемерно, по наружности
– сама увидишь, что будет. Есть непреложные духовные законы, по которым
подвергнешься всему, что я выше писал, если не покаешься в прежней гордыне и не
смиришься искренно, и не покажешь на деле своего смирения.
Я буду чист пред Богом. Еще живя там, я
всегда указывал на твое тщеславие, а теперь оно уже в гордыню переросло и дает
плоды, сама видишь какие.
Если
будешь исповедываться, так не обвиняй никого и не жалуйся, потому что это будет
опять самооправдание, и бесполезна будет исповедь твоя. Бога не обманешь. Не
обманывай духовника и себя.
Не
начни говорить себе, что я тебя в отчаяние вгоняю. Это принято у вас у всех
почти. Вместо того, чтобы принять обличение, начинаете обвинять опять другого и
тем вовсе лишаетесь пользы.
Имей
в виду, что тебя осуждают за твое высокоумие и гордость все, кроме твоих
льстецов. А ты этого не хочешь видеть.
Буду
ждать, как ты отзовешься на это письмо. Приезжать не надо. Этим нисколько не
поможешь.
От
всей души желаю, чтобы Господь помог тебе увидеть себя и принести покаяние с
достойным плодами.
...
, береги книги, держи под запором, чтобы не растаскали.
Приехали
сюда благополучно, багаж еще не получили. Не обижайся, что резко пишу. Считаю
долгом это сделать. Господь да вразумит и поможет тебе.
27/I.
Письмо было давно написано, а посылаю только сегодня. Привет всем и
благословение.
Н.
21/I–52 г.
Дорогая ... !
В.
писала, что ты три дня плакала после моего письма. Я рад, что ты плакала, если
плач твой был по Бозе, а не от оскорбленного самолюбия. От всей души желаю тебе
"зрети своя прегрешения" и плакать о них не три дня, а всю жизнь до
смерти, чтобы не пришлось плакать вечно после смерти.
И
по возрасту, и по состоянию здоровья можно нам ждать скорого конца, когда
поставят нас пред Судиею нелицеприятным, ведущим наше сокровенное. Какое
решение изыдет о нас? Чем мы оправдаемся пред Ним? Есть одно единственное
средство: пока живы, сознать свое недостоинство пред Богом и пред людьми,
искренне осознать, что мы негодные, непотребные, имеющие неоплатный долг пред
Богом, следовательно, не имеющие права что-либо требовать от людей, осознать
это и плакать, и умолять еще здесь о помиловании, о прощении нашего неоплатного
долга. Плакать о том, что мы блудно расточили свои силы душевные и телесные,
оскорбляем постоянно любовь Божию, и умолять о том, чтобы после смерти Господь
не помянул грехов и неправд наших, а принял в Свои обители, как принял блудного
сына. Вот о чем должно быть все попечение наше.
Каждый
день перед сном надо проверить себя и посокрушаться о всех нарушениях заповедей,
какие допустил за день. И всю прошлую жизнь вспомнить и каяться о всем, и не
отступать в покаянии, пока явственно не ощутим, что Господь простил нам прошлые
грехи. Должно при этом от всего сердца просить Господа, чтобы Он помог нам и
впредь не грешить, не оскорблять Его новыми нарушениями Его святой воли,
выраженной в заповедях. Всячески надо бояться оскорбить ближнего своего, ибо
легче примириться с Богом, нежели с ближним. Смирись пред всеми, по силе
старайся всем услужить, никого не укоряй, не суди, не осуждай. Помирись со
всеми, всем прости, иначе не получишь сама прощения от Господа, это условие
дано Самим Господом: аще не простите человеком согрешения их, ни Отец ваш
Небесный простит вам согрешений ваших (Мф. 6; 14, 15).
В
наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с
Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь
прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не
уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы
восхотел еси жертвы – дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу –
дух сокрушен. "Плачущий о грехах своих выше воскрешающего
мертвых" – говорит преп. Исаак Сирин.
Со
всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров – видеть
грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.
Получил
посылку. Клобук очень хорош, в самый раз. Спасибо за все С., за перец и
чернушку, или тому, кто послал. О яблонях пусть не беспокоится. Сливу, взятую
от наших сзади огорода, пусть не сажает. Она бесплодна.
Господь
да вразумит и благословит тебя! Привет и благословение Божие всем. Хотелось бы
весной побывать там, но не знаю.
Н.
28/II–52 г.
Дорогая ... ! Мир тебе и
спасение!
У
Иоанна Лествичника в слове 4, гл. 44: "если кто отвергнет от себя
праведное, или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения; а кто
принимает оное (т.е. обличение) со скорбию или без скорби, тот скоро получит
прощение согрешений". Ты, очевидно, обиделась на мое письмо. Полгода
прошло, а ты ни словом не откликнулась. Сочла ли ты себя незаслуженно
обиженной, или праведно обличенной, но не можешь преодолеть себя.
Напиши,
как себя чувствуешь душевно и телесно. Примирилась ли ты с о. С. и прочими? Еще
раз предупреждаю: гордость есть основное
качество диавола. За гордость он из высшего Ангела стал сатаной. И люди
вместо подобия Богу, приобретают подобие диавола через гордость. Вот почему и
сказано, что Бог гордым противится. Сам Господь велит научиться не от
кого-либо, а от Него Самого смирению и кротости. И Матерь Божия
засвидетельствовала, что она получила величайшую благодать быть избранной из
всех родов за смирение.
Я
думаю приехать осенью в Козельск. Тогда поговорим. Если не можем не нарушать
заповедей Божиих, то должно искренне каяться в этих нарушениях и через это
приобретать сердце сокрушенное сначала, а когда оно достаточно
сокрушится, то сделается и смиренным.
Господь
да вразумит тебя на все благое. Царство Божие силою берется. Надо
понуждать себя на все доброе, тогда Господь пошлет и Свою помощь для нашего
спасения.
Господь
да благословит тебя. Привет и благословение Божие всем.
Н.
Письмо 110
Дорогая ... ! Мир тебе!
Получил
сегодня письмо от П. и м. В. Пишут, что ты больна и температуришь. К сожалению,
не пишут, какая температура. Она несомненно от опухоли. Я не знаю, каково твое
общее состояние здоровья; если имеешь силы, то я бы советовал тебе съездить в
Калугу. Теперь есть много средств борьбы с опухолями, но в Козельске их,
конечно, нет. А прежде всего я очень и очень тебе советую исповедаться о.
Мелетию подробно от детства, хорошо подготовившись. Попробуй готовиться так:
1. Хоть
понемногу, но чаще молись по силе, стоя, сидя или и лежа.
2. Молись
словами мытаря или молитвой Иисусовой, припоминая от юности все грехи не только
делом, но и словом, и мыслями, и настроениями; если какой грех поцарапывает
совесть, то остановись на нем и проси прощения до тех пор, пока не
почувствуешь, что Господь простил. Сердце подскажет это. Запиши все такие
грехи, чтобы потом на исповеди не забыть их.
3. Чаще
представляй, что ты умерла и надо пройти мытарства, и дать отчет за каждый
неисповеданный грех. Опять будут всплывать разные грехи и опять кайся пред
Богом о прощении их, чтобы они не были помянуты на мытарствах. Также записывай
более тяжкие. Так потрудись недельку или две, а затем исповедайся во всем.
После
исповеди опять также просматривай всю жизнь и записывай, что было забыто в
первый раз. Это лучшее лекарство не только для души, но и для тела.
Ни
в чем себя не оправдывай, а вини только себя, иначе не получишь прощения. Аще
сотворите и вся повеленная, глаголите, яко раби неключими есмы: еже должни
бехом сотворити, сотворихом.
Мы
обязаны все, т.е. все заповеди сотворить, как творения и рабы своего
Творца-Бога, не ожидая награды. Раб обязан делать, что ему прикажут. А прощение
грехов и дарование царствия Божия есть дело милости Божией. Милость же дается
тем, кто до глубины души осознал свою виновность и, как мытарь, взывает всегда
к Господу: "Боже, милостив буди мне, грешному". Чем больше очищается
человек покаянием, тем больше начинает видеть свою греховность и испорченность.
Это самый верный признак, что покаяние принято и что человек подвизается
правильно. Если нет глубокого сердечного сознания своей непотребности, то не
будет и покаяния сильного. Значит,
человек или оправдывает себя, или мнит о себе высоко, или осуждает других, или
имеет вражду, или неприязнь к кому-либо, т.е., кратко сказать, он обманут
врагом или, иначе сказать, он в прелести.
Надо, как ядовитой змеи, бояться самооправдания и вражды к ближнему.
1. "Аще
не прощаете ближнему, и Отец ваш Небесный не простит".
2. "Какой
мерою меришь, такою и возмерится".
3. "Остави
нам долги наша, якоже (т.е. как) и мы оставляем должником нашим"...
4. А
Святые Отцы говорят, что молитва злопамятного – сеяние на камне (преп. Исаак
Сирин).
Верю,
что если простишь искренно всем и будешь каяться, как указано выше,– не только
получишь прощение грехов, но и настроение твое будет мирное, светлое,
доброжелательное ко всем, а вместе с этим и болезнь твоя облегчится, а может
быть и вовсе пройдет. Особенно бойся
злопамятства. Если сердце не слушается, то прости всем мысленно, если можно,
понудь себя просить у всех прощения. А пред Господом открывай свое сердце,
говори: "Господи, Ты повелел всем прощать и Сам молился за распинателей, и
я прощаю всем, а сердце не слушает меня. Господи, изгони из моего сердца всякую
вражду, всякую неприязнь, всякое осуждение. Будь милостив ко мне, исцели
больную грехами душу мою, не допусти меня до погибели, не лиши меня небесного Твоего
царствия".
Я
потому долго остановился на вражде, что она делает бесполезной все труды. Ни
молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего
вражду к ближним. Аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не
благоволиши. Жертва Богу – дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не
уничижит. При вражде, при злопамятстве, при самооправдании, при осуждении
ближнего – не может быть ни сокрушения сердца, ни смирения. Не может огонь и
лед существовать вместе.
Ты
все это и сама знаешь, но одно дело – знать, а другое – исполнять. Знание без
исполнения приводит, по слову Спасителя, к падению великому, т.е. к гибели,
потому что все здание было основано на песке.
Потрудись
немного, дни лукавы, не знаем, когда придет наш час к переходу в
вечность. Болезни всегда служили напоминанием для живущих на земле, что мы не
вечны здесь, что нужно родиться в другой мир и дать отчет, что сделали в этом
мире.
Еще
советую: благодари Господа за все в жизни; ибо и доброе, и тяжелое, радость и
скорбь посылает Господь для нашей пользы, для спасения.
Прости
меня за все, и тебе да простит Господь все согрешения твои, и я прощаю и
благословляю.
Поминаю
и вынимаю частицу за тебя за каждой службой. Пиши.
|