святитель Николай Сербский Письмо 58 1.монахине Варваре в Иерусалим, о трех одеждах Христовых 2.Друзьям, на вопрос: "Кто мне свидетельствует Христово воскресение?" Ты спрашивала меня о трех одеждах Христа: о той, в которую был облачен Господь в течение Своего земного служения, и о тех, в которые Его дважды переоблачали за нескольких часов до казни в Великую Пятницу. Почему Ирод облачил Его в белые одежды? Почему Пилат облачил Его в багряницу? Почему исполнители смертной казни одели Христа в Его собственные одежды?
Все, что происходило в земной жизни Христа, исполнено глубокого смысла, все открывает ту или иную истину, все служит назиданию людей. Одни поучения непосредственны и понятны, другие таинственны и образны и требуют толкования. Переоблачения Христа в три разные одежды относятся к последнему типу наставлений.
Багряница – пурпурные одежды – это облачение римских царей. Когда Господь говорил перед Пилатом о Царстве Своем, которое не от мира сего, Его слова показались материалистически мыслящему римскому чиновнику безумием и поруганием царского достоинства. Поэтому воины Пилата и облачили Его в багряницу, разумеется в самую дешевую, чтобы Его, как самозванца, подвергнуть поруганию. Но уже сам пурпурный царский цвет Его одежд свидетельствовал о том, что Христос – воистину Царь. Люди Пилата, пусть в насмешку, объявили Его Тем, Кем Он был в действительности. Никто из них и подумать не мог, что Царство Христово наследуют и Римское, и все другие царства мира.
Нечистый царь Ирод ожидал, что Христос сотворит перед ним чудо, но не чуда милосердия и человеколюбия ожидал он, а чуда ярмарочного, на потеху любопытным. Перед ним же в это время было величайшее на свете чудо – безгрешный и чистый Человек. Полная противоположность ему самому, осквернителю рода и убийце святого пророка Иоанна, Крестителя Господня. Я думаю, что этот нечистый потомок Исава был способен поверить в любое чудо света, но никогда – в чудо чистоты и безгрешности Человека. А перед ним было именно это величайшее и невероятное чудо. Однако бездушный и нечистый не мог увидеть его. Как Пилат, погрязший во лжи идолопоклонства, глядя в лицо Истине, не мог увидеть истины, так и, ослепленный черными струпьями греха, Ирод, глядя в лицо Невинности, не мог видеть невинность. Обманувшись в своих ожиданиях, Ирод облек Христа в белые одежды. Но белый цвет – символ чистоты и невинности. Ты читала, что Ангелы Божии, чистые и безгрешные, являлись в белых одеяниях (см.: Ин. 20, 12). Итак, окаянный Ирод, причисливший Христа к подобным себе и многим другим грешникам, облачил Его в белые одежды. И так же как воины Пилата в насмешку признали Господа Царем, так и Ирод признал Его Человеком невинности. То есть и в первом, и во втором случаях Христос был признан и объявлен Своими недругами, пусть невольно и бессознательно, Тем, Кем Он в действительности был.
Наконец, перед распятием облачили Господа в Его собственные одежды. Это те одежды, которые Ему соткала Его Святая Мать Богородица. Та риза, в которой Он ходил по земле и о которой воины на Голгофе метали жребий [1].
Не видишь ли во всем этом великое назидание для нас? Люди по собственным представлениям выносят о нас добрый или недобрый суд, по собственным представлениям осуждают или хвалят. Не походят ли эти оценки на разные одежды? Нас одевают то в ризы мудреца, то в шутовское рубище. То наряжают в порфиру подвига, то покрывают лохмотьями праздности. И все эти одежды сменяются с быстротой непостоянства и неустойчивости человеческого суда. Но в конце концов, в смертный час, каждый из нас явится в своем истинном свете и в своих собственных одеждах.
Мир тебе, честная сестра, и Божие благословение.
Письмо 27 Друзьям, на вопрос: "Кто мне свидетельствует Христово воскресение?" Прежде всего об этом мне свидетельствует моя совесть. Потом – разум и воля.
Совесть говорит мне: за столь великое страдание Господа ради блага и спасения людей не могло быть иной награды, кроме воскресения и небесной славы. Невыразимые страдания Праведника увенчались несказанной славой. Это дает утешение и мир.
Разум говорит мне: без сияющей победы воскресения весь подвиг Сына Божия остался бы в гробу, вся Его миссия была бы напрасна.
Воля говорит мне: воскресение Христово спасает меня от колебаний между добром и злом, решительно направляя на путь добра, и освещает мне этот путь, дает силу и вдохновение.
Кроме этих трех голосов, которые во мне об одном и том же свидетельствуют, есть свидетели верные извне. Славные жены-мироносицы, двенадцать великих апостолов, более пятисот иных свидетелей (см.: 1 Кор. 15, 6) – все, кто по воскресении видел и слышал Его, не во сне – наяву, не одну минуту – сорок дней. И огненный иудей Савл, гонитель христиан, свидетельствует мне, что видел он воскресшего Господа, слышал глас Его и исполнил Его повеление. И спустя тридцать лет не хотел отказаться от свидетельства своего, даже когда меч Нерона [XIX] опускался на главу его. Свидетельствует святой Прокопий [XX], военачальник римский, который отправился было в поход против восточных христиан, но явился ему в пути Господь Иисус Христос и к Себе его обратил. И, вместо того чтобы избивать христиан, предался он добровольно на убиение за Христа. Свидетельствуют тысячи мучеников Христовых, веками в темницах и на плахах Христа исповедавших, от мучеников иерусалимских до новомучеников балканских и новомучеников русских.
Свидетельствуют мне о том и все праведники, которых часто встречаю в жизни, свидетельствуют радостью, когда слышат о воскресении Христа из мертвых. Оно созвучно их совести, оно потрясает их души и радует сердца.
Принимаю свидетельство и от грешников и ненавистников Его, ибо их отрицание воскресения доказывает мне обратное. Мирской суд испытывает показания свидетелей и по степени их правдивости определяет ценность свидетельства. Когда свидетели святые и чистые утверждают, что знают о Христовом воскресении, то радостно приемлю свидетельство их как истинное. Когда нечистые, неправедные и грешные отрицают воскресение, они лишь подтверждают свидетельство первых и укрепляют мою уверенность в истинности воскресения Господа моего. Ибо отрицают не по знанию, а по злобе.
Свидетельствуют многие племена и народы, воскресшие от язычества к просвещению, от рабства к свободе, от болотной тины безнравственности и помрачения разума в свет детей Божиих. И воскресение сербского народа свидетельствует мне воскресение Христово.
Сами слова "воскресение из мертвых" о том же мне свидетельствуют, ибо без Христова воскресения не было бы слова этого в языке человеческом. Когда апостол Павел впервые произнес слова эти в Афинах, искушенные знаниями афиняне удивлены были и озадачены [1].
Итак, дети Божии, поздравляю вас и приветствую: воистину Христос воскресе!
|