.Григорий Палама: «Итак, не говорите: "Мы, в большинстве - бедные
люди; и зачем ты говоришь против сребролюбия нам, у которых почти и нет
денег?" - Я это говорю по той причине, что вследствие вожделения (денег),
мы имеем в душе недуг и нуждаемся в излечении его. Если же ты говоришь, что ты
не болен этим недугом, то докажи это на деле, не ища освободиться от бедности, но ставя ее желаннее и выше богатства, но радуясь ей и благодаря Бога, как соделывающего тебе более легкий
путь ко спасению. Если же кто - богатый, пусть услышит он, что трудно
богатому войти в царство небесное (Мк.10:23), но пусть знает, что и Авраам был
богатым, но спасся (потому что он был гостеприимным и нищелюбивым, но не
сребролюбивым); и Иов, испытанный и богатством и нищетою, некогда был богатым и
при этом говорил о себе: «Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли
сокровищу: ты – надежда моя? Радовался ли я, что богатство мое было велико, и
что рука моя приобрела много?» (Иов.31:24-25). Следовательно, страсть к
богатству является злом, чем, если не внемлет себе, безрассудно страждет и
бедный и богатый».
Поэтому эта тема актуальна для всех: и для бедных, и для богатых.
Как правило, когда идет речь о богатых людях, то мы, христиане, сразу
представляем светских и неверующих в Бога людей. И это - обольщение, т.к.
каждый из нас поражен страстью сребролюбия и зачастую этого не видит. Поэтому
обращаем ваше внимание, что речь в этой теме пойдет, прежде всего, о
христианах, которыми владеет страсть сребролюбия и любви к миру, проявляющаяся,
как и у людей неверующих. И пусть каждый из нас
увидит, как именно в нем проявляется сребролюбие.
Также следует знать, что существует два рода искушений или
испытаний людей. Это: 1) скорби и бедность и 2) благоденствие и богатство.
Василий
Великий Два рода искушений; потому что или скорби
испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении открывая их доброту, или
нередко самое благоденствие жизни служит для многих вместо испытания. Ибо
одинаково трудно - сохранить душу не
униженною в затруднительных обстоятельствах жизни, и не превознестись до
наглости в положении блистательном. Примером же искушений первого рода служит
великий Иов, этот непреоборимый подвижник, который все насилия диавола, как
стремление потока, выдержав с непоколебимым сердцем и неизменным рассудком,
показал, что он тем выше искушений, чем, по-видимому, значительнее и труднее
борьбы, на которые вызывал его враг. Искушений же благоденствием жизни есть и
другие некоторые примеры, а также примером сего служит и этот богач
(Лк.12,16)…Он одним богатством уже обладал, а другого надеялся. Между тем
человеколюбивый Бог не осудил его в начале за неблагодарность нрава, но к
прежнему его богатству непрестанно прилагал новое богатство, в ожидании, что,
насытив его когда-нибудь, обратит душу его к общительности и кротости».
В общем, страсть сребролюбия является
искажением чувством любви к Богу и человеку, замененными любовью к материальным
благам.
Григорий
Палама (Омилия 38): «…огонь алчности (любви к деньгам) пылает среди нас, и пламя
его высоко поднимается, и, пожалуй, все захватило: и общественные форумы и
народные собрания, и крестьянские дела, и деловые соглашения и торговлю? Уже
проникло и в священные учреждения, и посягнуло даже на праздничные дни, и своим
обостренным и в большинстве случаев связанным с обманом, бешенством к наживе и
суетой, делает для нас праздники - не праздниками. Чем отличаются от
нашептывавшего некогда Еве змия и от оных жалящих в пустыне змей те люди,
которые нашептываниями и коварствами возбуждают гражданские междоусобные
раздоры?»
Василий
Великий (Ч.4, Бес.6 на Лк.
12,16-21): «Во всем видишь золото, везде представляешь золото; о нем грезишь и
во сне, о нем думаешь и во время бодрствования. Как сумасшедшие, в припадке
бешенства, не действительные видят вещи, но представляют, что производит в них
болезнь, так и у тебя душа, одержимая сребролюбием, во всем видит золото, во
всем видит серебро. Приятнее тебе смотреть на золото, нежели на солнце. Ты
желал бы, чтоб все превратилось в золотой состав, и, как только можно,
придумываешь к тому способы. Чего не приводишь в движение ради золота? Хлеб у
тебя делается золотом, вино сседается в золото, и шерсть обращается у тебя в
золото; всякий торговый оборот, всякая выдумка приносят тебе золото. Золото
само себя рождает, размножаясь чрез рост; в тебе нет сытости, не видно конца
пожеланию. Детям, когда они жадны, не редко позволяем без меры есть, что они
особенно любят, чтоб излишним пресыщением произвести отвращение; но не таков
корыстолюбец: чем более он пресыщен, тем большего желает».
Любовь к
деньгам может быть и при скупости и при расточительстве, только один
наслаждается деньгами тайно, а другой явно. Следует сказать, что в чистом виде
сребролюбие, выраженное к любви деньгам, мало у кого проявляется, т.к. один любит
деньги по причине того, что на них можно купить много того, чего желаешь, а
другие чувствуют в деньгах свободу, которую они якобы дают. Т.е. это такое
состояние, когда нельзя сказать, что человек любит деньги, ему кажется, что он
к ним равнодушен, или когда человек действительно приобретает не много вещей
(причем только те, которые ему нравятся), но само сознание того, что, имея
деньги, он становится свободным и необремененным житейскими проблемами,
человеку очень нравится. Он думает, что он является господином денег, но на
самом деле он раб, т.к. деньги приносят чувство свободы гордому человеку,
который надеется на себя и на них, а не на Бога.
Иоанн Златоуст (т.12, Сл.11):
«Деньгами должно владеть как подобает господам, а не рабам, так чтобы властвовать
над ними, а не они властвовали над нами. Деньги потому так и называются, чтобы
мы пользовались ими на необходимые потребности, а не складывали в хранилище.
Рабу ведь свойственно хранить, а тратить - господину и имеющему полную власть.
Вот почему нет ничего неразумнее раба денег: будучи обладаем, он думает, что
обладает; будучи рабом, думает, что он господин; наложив на себя цепи, он
величается, как будто властвует над всеми; раздражая против себя зверя, он
веселится и радуется, делаясь его пленником; видя бешеного пса, нападающего на
его душу, он, вместо того, чтобы связать его и извести голодом, доставляет ему
обильную пищу, чтобы он еще больше нападал и был еще страшнее».
И если у
такого человека отнять деньги, то он почувствует скорбь, печаль или гнев, т.к.
его мнимая свобода будет стеснена. И сребролюбец не понимает, что если Господь
устраивает так, что человек теряет деньги, то это благо для него, т.к. это знак
того, что человек любит деньги и они завладели его сердцем.
(т.12, Сл.11):
«Для того Он (Господь) и обладание ими (деньгами) сделал сомнительным и
непрочным, чтобы и этим ослабить силу безумной любви к ним. Если теперь, когда
обладающие деньгами не могут смело положиться на них, видят даже, сколько из-за
них возникает злых козней, они так сильно разжигаются страстью к деньгам, то
кого они пощадили бы, от чего отказались бы, если бы к богатству присоединились
еще прочность и безопасность?».
У святых отцов
можно встретить описание страсти –любви к деньгам - в виде чудовища.
|