О сердце
человеческом
«Добрый
человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой
человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от
избытка сердца говорят уста его», — говорит Господь (Лк 6:45).
«Сын
мой, отдай сердце твое мне» (Притч.23:26)
§ 28.
Сердце здесь подразумевается не в прямом смысле, поскольку оно есть начало жизни человеческой, как
философы рассуждают, но нравоучительно,
то есть как внутреннее человеческое состояние,
расположение и наклонение. Это видно из следующего апостольского слова: «сердцем веруют к праведности» (Рим.10:10), — и другого, пророческого: «казал безумный в сердце своем: «Нет Бога»»(Пс.3:1), и из прочих мест Святого
Писания. Откуда сердце уподобляется в Писании сокровищу, в котором или благое, или злое скрывается, как говорит Господь: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое». То есть,
какое человек внутреннее состояние
имеет, такие у него слова и дела внешние являются, и о чем внутри
поучается, замышляет, старается, то и внешне проявляется. Слово и дело внешнее — вестник и свидетель внутреннего
человеческого состояния. Сердце, в прямом смысле, поскольку есть начало жизни
человеческой, у всех одинаковое, то есть у
добрых и злых, как и прочие
естественные органы; но в нравоучительном смысле разумеемое, — не одинаково, но у иного доброе, у иного злое, и прочее.
§ 29.
Сердце человеческое само по себе, без благодати Божией, злое, ибо не что иное, как только суетное и злое
помышляет, как написано: «Помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт.8:21). Откуда
сердце это, как ниже увидишь, называется в Писании «каменное»: ибо ни увещаниями, ни угрозами, ни милостью, ни строгостью не преклоняется и не умягчается. Потому Бог обещается верным Своим дать «сердце иное». «И дам им сердце
единое, и дух новый вложу в
них, и возьму из плоти их сердце каменное,
и дам им сердце плотяное» (Иез.11:19).
Поэтому о человеке, благодатью Божией
не возрожденном, говорится: «Сказал
безумный в сердце своем: «Нет
Бога»». И Господь говорит: «Из
сердца исходят злые помыслы, убийства,
прелюбодеяния, любодеяния,
кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19). И хотя благодатью Божией просвещен будет человек, однако зло это, из
сердца исходящее,
чувствует, и должен много труда во всю жизнь прилагать и против природного того бедствия духовно сражаться,
ибо непрестанная ему
предлежит против того брань. Откуда читаем, что и водой и Духом возрожденные, и святые впадают
в тяжкие грехи, которые из этого растленного источника проистекают. Поэтому повелено всем верным молиться и
просить у Небесного Отца
благодати Святого Духа, чтобы смогли противиться тому злу, от сердца происходящему, и умерщвлять его. Растлению сердца нашего способствует
во вред нам дьявол со
злыми своими ангелами и соблазнами
мира сего. Отсюда последует, что сердце доброе и богобоящееся не может быть, как только от Бога. Ибо Сам человек
сердца своего злого на доброе переменить не
может; откуда Псаломник молится: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12). Поэтому всякому, желающему иметь сердце доброе, надо с Псаломником молиться Богу о том, чтобы, по милостивому Своему обещанию, подал сердце иное и дух новый, и
взял от нас сердце каменное, и подал сердце плотяное,
чтобы на нем, как на новых скрижалях,
смог быть написан закон Евангелия Христова,
«не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:3), как написано: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, — говорит Господь, — вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:33).
§ 30.
Сердце одно и душу одну иметь — значит иметь великое согласие в учении и воле,
как пишется
о верных, бывших во дни апостольские: «У множества же уверовавших было одно
сердце и одна душа» (Деян.4:32).
§ 31.
Двоедушие или двоесердечие бывает в том человеке, который языком одно говорит, а
мыслит
другое. Такого обыкновенно называют все двоедушным, или по-другому назвать можно льстецом,
обманщиком и лукавым; противоположная же этому пороку добродетель — простосердечие.
§ 32.
Сердце чистое и правое, согласно Святому Писанию: 1) старается
воле Божией следовать; 2) ищет во всех
своих делах, словах и начинаниях
славы Божией; 3) печется о пользе
ближнего своего, то есть всякого
человека. Об этом яснее и
пространнее увидишь, читатель, ниже.
§ 33.
Сердце это — начало и корень всех деяний наших. Ибо, что ни делаем, мысленно или делом, — сердцем
делаем, или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем
смиряемся или гордимся;
сердцем терпим или ропщем; сердцем прощаем
или злимся; сердцем примиряемся или
враждуем; сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся; сердцем
приближаемся, приходим к Богу или отходим и
удаляемся; сердцем благословляем или клянем. На сердце радость или печаль, надежда или отчаяние, покаяние или
нераскаянная жизнь, страх или дерзновение.
В сердце простота или лукавство. Сердце воздыхает, молится, уповает или напротив делает, и прочее.
Следовательно, чего на сердце нет, того и на
самом деле нет. Вера не есть вера, любовь
не есть любовь, когда на сердце не имеется,
а есть лицемерие. Смирение не есть смирение,
а притворство, если не в сердце; дружба не дружба, а хуже вражды, если внешне
только проявляется, а в сердце не
имеет места. Поэтому Бог требует от
нас сердца нашего: «Сын мой, отдай сердце твое Мне» (Притч.23:26).
§ 34. Что в сердце
зачинается, доброе или злое, то вне, через
члены телесные является. И сердце человеческое внешние члены тела, как-то: язык, руки, ноги и прочие, как орудия употребляет к претворению замыслов своих в само дело. Так языком благословляет или клянет, руками
похищает или подает, убивает или сохраняет; ушами слушает доброе или злое; ногами ходит к намеренному месту; другими членами другое намерение свое совершает. Кто доброе и святою верою Христовою очищенное сердце
имеет, тот нелицемерно добрые и плоды вне
показывает; а кто злое сердце имеет, злые
и плоды являет, как говорит Господь: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» (Мф.12:35).
§ 35.
Всякое дело человеческое не по внешнему, а по внутреннему состоянию сердца и намерению судится.
Ибо часто внешнее дело у того и другого одинаково бывает. Но внутреннее расположение и
намерение различно может быть. Например, один судья не принимает мзды, и другой не принимает. Первый потому
не принимает, что указы монаршие казнью грозят, а брал бы, если бы того не было. Другой не берет, чтобы Бога не прогневать преступлением заповеди Его святой. Этот — истинный бессребреник, доброе и богобоящееся сердце имеет.
А тот, хотя руками не принимает мзды, но сердцем
принимает и потому как мздоимец осуждается.
Ибо страх человеческий имеет, а не Божий,
человека боится, а не Бога. И потому злое
и неверное сердце имеет. Один не
крадет потому, что не хочет. Другой не крадет потому, что не может, а крал бы,
если бы представился случай. Первый
подлинно честен, а второй всегда в
сердце крадет. Один дает милостыню
ради имени Христова, желая помочь
просящему из бедности, а другой —
чтобы славу добрую нажить. Первый истинно милостив, а второй —
тщеславен. Один входит в церковь вместе с
верными молиться и славословить имя
Божие, а другой — посмотреть
церемонии. Одному полезен, а другому
неполезен вход в церковь. Ибо и язычники
смотрят на церемонию христианскую. Один
воспринимает ранг для того, чтобы богатство
собрать и большую честь получить, а другой — для того, чтобы обществу и
братии своей послужить. У него доброе
намерение, а у другого — злое и пагубное. Один проповедник говорит
проповедь для того, чтобы показать себя,
славу и похвалу от слушателей получить
и высокую степень обрести. Другой
проповедует, чтобы людям пользу принести. У него доброе намерение, а у другого — злое. Не убиваешь, не прелюбодействуешь, не крадешь, не злословишь ближнего потому, что боишься суда гражданского — политик ты, а не христианин. Человека боишься, а не Бога. И потому
между неверными считаешься, хотя и Христово
имя носишь. Не делаешь злого потому,
что Бог запретил и боишься Бога прогневать — веры христианской дело есть. Идешь на битву, чтобы корысть получить от неприятеля, обогатиться — не
много и почти ничем не отличаешься от разбойника, который для того на людей нападает, чтобы обогатиться. Идешь против неприятеля, чтобы Церковь и Отечество свое защитить — похвально намерение это. Смотришь на жену просто, без всякого вожделения, как на создание Божие — нет греха. Смотришь с нечистой похотью — «прелюбодействуешь в сердце своем», как учит Господь (Мф.5:28). Одеваешься
в платье, пристойное рангу твоему —
безгрешно делаешь. Украшаешь себя одеянием,
чтобы пышность показать и почтение от
незнающих получить — миролюбец ты и гордое сердце имеешь. Просишь у
ближнего своего прощения за оскорбление
и обиду, боясь суда гражданского —
мудрость человеческая это. Смиряешься перед братом своим с сожалением, что оскорбил его — любви знамение это. Не упиваешься, поскольку не имеешь, чего пить — пьянствуешь в сердце твоем. Не упиваешься, поскольку грешно — воздержания дело это, истинный воздержник ты. Плачет кто, что
потерял богатство или лишился чести — печаль века сего и потому неполезна.
Плачет другой, что ближнему не может
отомстить — злобы действие это и печаль пагубная. Плачет третий, что человеколюбца Бога прогневал — такая «печаль ради Бога» (2Кор.7:10) и душеспасительна. Плачешь над мертвым отцом, или братом, или другом, что с любимым разлучился — печаль бесполезная. Плачешь над мертвым, помышляя, что грех нас в такое бедное состояние привел — это плач христианский. Наказывает командир подчиненного, что не почтен или обесчещен им — это гнева и злобы исполнение, а не наказание. Наказывает как законопреступника, и чтобы впредь исправнее себя вел — это наказание правильное есть и намерение христианское. Даешь просящему милостыню, чтобы пользу от него
какую получить — это купля и торг, а не милостыня. Почитаешь царя или
от него посланных, боясь наказания за
непочтение — это человеческая
хитрость. Почитаешь потому, что Бог велел
почитать — это христианское дело. Терпишь
обиду, поскольку не можешь отомстить — невольное терпение. Терпишь обиду добровольно, повинуясь заповеди Христовой — это дело истинного терпения и спасительное. Так и в прочем по состоянию сердечному судится всякое дело — злое оно или доброе. Об этом каждый в своей совести извещается, как видим
это и в Святом Писании. Каин и Авель приносили
жертву Богу: но «призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его непризрел» (Быт.4:4-5). Мытарь и фарисей молились в церкви Богу; но мытарь оправдан, а фарисей отвержен (Лк.18:14).
Радовался Закхей, увидев Господа
нашего Иисуса Христа (см. Лк.9:3—9),
радовался и Ирод (см. Лк.23:8), но Ироду
в погибель, а Закхею во спасение обратилась радость. Так по внутреннему состоянию сердечному судится
перед Богом всякое дело. И хотя бывает, что дело внешне кажется добрым,
но если происходит от намерения недоброго и
непотребного, — перед Богом
осуждается как непотребное. Намерение — как основание, на котором дело созидается. И каково намерение, таково и дело: если доброе намерение — доброе дело, если злое намерение — злое и дело совершаемое. Отсюда следует, что никого ни хвалить, ни ругать безрассудно не должны мы. Поскольку внутреннего человеческого состояния и намерения никто, кроме одного Бога, знать не может. «Кто из человеков знает, что в
человеке, кроме духа
человеческого, живущего в нем» (1Кор.2:11)? Ибо часто бывает, что безумно хвалим того, кто перед Богом окаянен и потому на самом деле мерзок; осуждаем того, которого Бог оправдывает, и оправдываем несмысленно того, кого Бог осуждает, и потому грешим.
§ 36.
Поскольку всякое дело человеческое, как внутреннее, так и внешнее, от сердца
зависит,
и каково сердце, таково и дело — доброе или злое. И от природы имеем сердце растленное. Потому должны усердно и непрестанно молиться и просить у Сердцеведца Бога, Который из ничего все и из худого доброе делает, просить сердца нового и духа правого, чтобы помышления и дела, от сердца происходящие, правыми были и к одной Божией славе намеревались. Должны, по примеру Псаломника, всегда воздыхать: «Сердце чисто созижди во мне, боже, и
дух прав обнови во утробе
моей» (Пс.50:12). А если сердце правое будет, то и дела правыми будут.
«Если
кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но
обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1:26)
§ 37.
Ничем так не грешит человек, как языком, когда им не управляет по надлежащему. Язык клянет людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит
отца и мать. Язык учит убийству. Язык советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, неправде всякой. Язык
лжет, льстит, обманывает. Язык
празднословит, буесловит, кощунствует, сквернословит. Язык виноватых в суде оправдывает и правых обвиняет. Язык в купечестве худую вещь за добрую продает. Язык касается
монархов, которые никакому земному
суду не подлежат. Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим
никому не вредят. От языка не избыл Сам Господь наш, Спаситель мира, Который «не сделал никакого греха,
и не было лести в устах Его» (1Петр.2:22). Язык изрыгает хулы на
великое, святое и страшное имя Божие.
Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце
человеческом.
§ 38.
Язык бесчисленное зло на свете делает. 1) Язык одному монарху на другого клевещет: от
чего вражды, ссоры, битвы, кровопролития происходят; столько тысяч неповинных людей падает; столько
вдов и сирот плачущих остается; столько государств, городов, сел запустевают;
столько сумм денежных и всякого иждивения
напрасно пропадает. 2) Язык
рассеивает ереси, расколы, соблазны,
и от того делается много Церкви Святой вреда, людям пагубы, церковным правителям беспокойства и труда, как дело
само показывает. 3) Язык клеветой
наполняет уши царей, князей и прочих
власть имущих, от чего много неповинных погибает. 4) Язык также отягчает судебные места коварными и бессовестными клеветами, от чего присутствующим и служителям канцелярским бесполезные беспокойства и затруднения. 5) Язык,
касаясь злословием властей, приводит
их в подозрение, от чего им бывает презрение,
непослушание от подвластных, а в них самих
бесстрашие, своевольство; в обществе замешательство
и всякое нестроение. 6) Язык немощных
и малодушных приводит в несносную
печаль, уныние и в отчаяние. 7) Язык
в одном городе и селе между соседями,
в одном доме между женой и мужем, между
братьями, сестрами, рабами, между друзьями любезными ссоры и драки делает. 8) Язык открывает секреты, которые по присяжной должности твердо хранить должно, от чего также многие затруднения и беды происходят. 9) Язык часто и самого клевещущего приводит в великое раскаяние и печаль, что слово
выпустил, которого возвратить
невозможно. Вкратце сказать: сколько на свете бед есть или было, все язык или учинил, или умножил. О, язык необузданный! «Небольшой член, но много
делает, это — неудержимое зло,
исполненное смертоносного яда» (Иак.3:5-8). Блажен и мудр обуздывающий язык! Блажен, кто «для слов своих»
сделал «вес и меру, и для уст
своих — дверь и запор! Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло», — говорит
Сирах (Сир.28:29;19:6). Истинно Соломон
написал: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою» (Притч.13:3);
и еще: «Кто хранит уста
свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притч.21:23).
Окаянен и безумен, кто не хранит своего
языка, не знает времени молчать и
времени говорить: «Человек злоязычный не исправится на земле» (Пс.139:12). «Смерть и
жизнь — во власти языка» (Притч.18:22);
ибо «преткновение от земли лучше,
нежели от языка» (Сир.20:18). «Многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка; счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярма его и не связан был узами его; ибо ярмо его — ярмо железное, и узы
его — узы медные, смерть лютая — смерть его, и самый ад лучше его» (Сир.28:21—23).
§ 39. Если язык, разумом не
управляемый, бывает виною стольких грехов и
бед, — должны мы стараться его
обуздывать. Но старание без помощи
Божией мало что может, «ибо неудержимо зло», как говорит
апостол. И хотя две ограды, то есть
зубы и губы имеет, однако прорывается. Ибо
сердце человеческое, как сосуд переполненный, все, что не вмещается, вон извергает, и таким образом «от избытка сердца говорят уста
его», по словам Господа
(Лк.6:45). Поэтому должны мы
смиренно молиться с Псаломником всемогущему
Богу: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс.140:3), чтобы и сердце исправил, и язык — орудие сердца — направил и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять.
|