Прежде чем начать чтение этого замечательного сборника слов
и писем, читателю, вероятно, будет совсем небезынтересно узнать что-нибудь и об
их авторе. Но, говоря об отце Ефреме, нельзя не сказать и о его Старце,
которого он так часто упоминает в своих словах,– Иосифе Исихасте, или
Пещернике, как его еще называют. Это – одно из великих имен в современной
истории Афона. Можно сказать, что как без преподобного Симеона Благоговейного
не было бы преподобного Симеона Нового Богослова, а без него, в свою очередь, и
преподобного Никиты Стифата, так и без старца Иосифа, наверное, не было бы и
нынешнего отца Ефрема. Здесь мы видим ту «золотую цепочку» живого
святоотеческого предания, о которой так много говорит преподобный Симеон Новый
Богослов. «Живую воду» Духа, которую в личном подвиге стяжал старец Иосиф, отец
Ефрем, как «совершенный послушник» (см. его «Три слова о послушании»), принял
«даром». Как видно из нижеследующих Слов, «даром» вовсе не означает
совершенного бездействия со стороны послушника. Скорее наоборот.
Здесь и в других случаях, следуя традиции самих афонских монахов, мы пишем о
старце Иосифе с большой буквы ввиду исключительной роли, которую он сыграл не
только в жизни отца Ефрема, но и в жизни всего современного Афона.
|