Дорога домой. Выпуск ДД-45.2р [19авг03]
о. Александр Ельчанинов
ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ
Начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не
бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов.
Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не
покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не
хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других,
своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало
и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и
образованный человек из за гордыни превращается в глупца[ДД-45].
Духовной гордыней сейчас болеет весь Запад и поэтому было бы
нам полезно разобраться в этой болезни. Теперешняя светская психология
рассматривает только телесную и интеллектуальную сторону человека и из-за этого
она его видит только в «двух измерениях». Свято-отеческая психология принимает
во внимание добрые и злые составляющие в человеке, их качество, количество,
динамику, рост, упадок, методику лечения и т. д. и т. п. Поэтому она видит человека
и в третьем, «духовном измерении» и таким образом получает полную картину.
Отец Александр Ельчанинов -- известный пастырь в Зарубежной
Руси в Париже. Скончался в 1933 г. Эта работа была опубликована на эл.
страницах Русской православной церкви в Балтиморе, США под заглавием «Демонская
твердыня».
Содержание: Часть 1 - отличительные свойства гордыни; Часть
2 - Как проходит эта духовная болезнь (Ельчанинова); Как распознать в себе
гордость?
Часть 1 - отличительные свойства гордыни
Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак
Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто
молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше
сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет
рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие,
и тщеславие, сюда можно прибавить - высокомерие, надменность, чванство, - все
это разные виды одного основного явления - «обращенности на себя». Из всех этих
слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по
«Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.
Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение
упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на
других - что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали
видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных -
серьезными, рассеянных - сосредоточенными, обжорливых - воздержанными, и т.д. -
все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех
самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь:
«грешен как и все..... только мелкие грехи..... никого не убил, не украл».
Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя
умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для
тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига
моего, скрываю его - тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь,
я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше.
Говорить-ли стану - тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание - еще больше оному
предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами».
Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному
движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот -
драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит,
умирают; значит - благодаря тщеславию - умирает лучшее, что есть в нас, значит
- мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем
призраками.
Усилившееся тщеславие рождает гордость.
Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего,
что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи,
«демонская твердыня». Она - «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она
- вражда к Богу, начало всякого греха, она - во всяком грехе. Ведь всякий грех
есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона,
дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в
Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).
Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем
питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно
узнать ее?
Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего
греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не
гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во
мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше
доказать свою гордость, как не этим ответом!»
Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения,
если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все -
несомненно признаки гордости.
В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое
место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание
божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости:
человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся
от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога,
предпочел божественному созерцанию - созерцание самого себя.
В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и
«самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего
инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в душевной нашей жизни.
Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или
продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто
начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от
продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи,
постоянного упражнения своего таланта.
Часто это - так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся,
страстный, талантливый. Это - своего рода извергающийся гейзер, своей
непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон,
поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения,
таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и
удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами
не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности,
всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой
духовностью.
В случаях обратных, в переживаниях горя - тот же результат:
человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах;
он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет
им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него
осталось, как за единственный смысл своей жизни.
Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих,
покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная
субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг,
«Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость,
мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в
виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией
величия.
Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от
Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается
в стружку, завитую вокруг пустого места.
Священник Александр Ельчанинов
Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь
Попробуем наметить главные этапы развития гордости от
легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.
Вначале это только занятость собой, почти нормальная,
сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек
доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами.
Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые
вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие
дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами
(перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше
случай», или «у меня обыкновение...», или «я придерживаюсь правила...».
Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в
зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но
в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень
свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.
Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные
заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его
религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету
и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь
развивается дальше.
Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто
это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с
одной стороны, отсутствие скромности, а с другой - услаждение самим собой.
Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это
многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении
и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше - добрые дела или
молитва.
Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования;
он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою),
распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален.
Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.
На этой стадии настроение гордого портится. В своей
агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является
раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не
понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец
окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).
Душа становится темной и холодной, в ней поселяется
надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и
зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он
выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель - вести
свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы
скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает
монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила
самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и
политическую деятельность, иногда, если есть талант - на творчество, и тут
гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве
создаются расколы и ереси.
Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с
Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе
все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может
быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное,
беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в
правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные
крылья мчат его к гибели.
Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от
помешательства.
Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции.
Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему
говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему
говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды,
издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства,
которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в
себе замкнутым, непроницаемым для объективного.
Характерно, что наиболее распространенные формы душевной
болезни - мания величия и мания преследования - прямо вытекают из «повышенного
самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя
людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут,
главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное
отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность
суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в
своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.
Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна
Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».
Гордый терпит поражение на всех фронтах:
Психологически - тоска, мрак, бесплодие.
Морально - одиночество, иссякание любви, злоба.
Физиологически и патологически - нервная и душевная болезнь.
С богословской точки зрения - смерть души, предваряющая
смерть телесную, геена еще при жизни.
В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с
болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ
вытекает из сущности вопроса: во-первых - смирение; затем - послушание, по
ступенькам - любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте,
всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец - послушание
Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого -
то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть
отвержется себя».
Отвержется... и отвергается каждый день; пусть каждый день
берет человек свой крест - крест терпения обид, поставления себя на последнее
место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения,
полного безоговорочного послушания - немедленного, добровольного, радостного,
бесстрашного, постоянного.
И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего
смиренномудрия, которое истребляет все страсти.
Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает
благодать, - слава.
Священник Александр Ельчанинов
Как распознать в себе гордость?
На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» - Иаков,
архиепископ Нижегородский, пишет следующее:
«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя
чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей
воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку,
другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд
глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят
скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших,
тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к
собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд
глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе
весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты
горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих
недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны,
восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».
Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в
себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это
тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:
«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится
слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по
справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить
не возноситься».
И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том,
что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».
|