მე ვარ მწყემსი კეთილი და მწყემსმან კეთილმან სული თვისი დასდვის ცხოვართათვის

ალმანახი

გრდემლი

ანტიეკუმენისტური და ანტიმოდერნისტული ელექტრონული გამოცემა

საიტის მენიუ


სექციის კატეგორიები



ИВЕРИЯ С ОРУЖИЕМ ПРАВДЫ В ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКЕ_

Владимирова Елена, Польша (редактор сайта «Защитник Православия»)


გადმოწერა

 

» შესვლის ფორმა

სულ ონლაინში: 5
სტუმარი: 5
მომხმარებელი: 0
mail.


contact us :

zaqaria8@mail.ru

მთავარი » 2011 » მარტი » 23 » Старец Иосиф Ватопедский Аскеза — матерь Освящения
20:34
Старец Иосиф Ватопедский Аскеза — матерь Освящения
  ЗАНЯТИЕ УМНОЙ МОЛИТВОЙ В МИРУ

        У многих людей возникает вопрос: могут ли христиане, находящиеся в миру, занимать-ся умной молитвой? Я отвечаю на него утвердительно: да! Желая сделать смысл своего уве-щевания понятным для людей заинтересованных, но не обладающих необходимыми позна-ниями, я вкратце объясню суть дела, чтобы они не смущались из-за того, что порой можно встретить несходные толкования и определения умной молитвы.

Вообще говоря, молитва является единственно обязательной и необходимой работой для всякой мыслящей, чувствующей и разумной (человеческой и ангельской) природы. По-этому апостол и предписывает непрестанно молиться1.
Не существует строгого деления молитвы на виды и способы. Согласно Отцам, каждый ее вид и способ является полезным, лишь бы в нем не было никакой диавольской прелести и искушения.
Цель сего добродетельного делания — обращать ум человека к горнему и удерживать его в Боге. Для этой цели Отцы придумали достаточно удобные способы и упростили про-цесс молитвы, так что ум с большей простотой и целенаправленностью обращается к Богу и пребывает в Нем. В иных добродетелях принимают участие также другие члены и чувства человека, в то время как в блаженной молитве ум целиком и полностью действует самостоя-тельно. Следовательно, требуется всецелая устремленность к тому, чтобы занимать работой и удерживать его, дабы молитва приносила плоды и была принята Богом.
Святейшие Отцы наши, всецело возлюбившие Бога, главной своей заботой считали со-единение с Богом и постоянное пребывание с Ним, и потому обращали все свое старание к молитве, как наиболее совершенному средству достижения этой цели.
Мы не будем упоминать здесь о других способах молитвы, которые известны и при-личны всем христианам, кроме только так называемой умной молитвы. Этот предмет отно-сится к числу наиболее актуальных для благочестивых верующих, поскольку часто об умной молитве не знают, дают ей неверные истолкования и такие описания, которые скорее можно назвать фантастическими.
Предоставим Отцам рассказать о том, каким образом можно строго следовать по пути этой боготворящей добродетели и каковы ее результаты, от очищения души вплоть до освя-щения, к которому она нас ведет. Я же, недостойный, скажу ровно столько, сколько доста-точно для того, чтобы дать необходимые пояснения нашим братиям, живущим в миру, и убедить их ею заняться.
Отцы называют такую молитву «умной», ибо она совершается в уме. Называют ее и «трезвением», что означает то же самое. Отцы определяют ум человека как некую свобод-ную и увлеченную познанием сущность, которая не позволяет себя ограничить и которую нельзя надолго убедить в том, что чего-то она не может постигнуть самостоятельно. Поэтому они прежде всего составили только самую простую молитву из нескольких слов — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»,— чтобы ее можно было удерживать, не прилагая больших усилий ума. Во-вторых, они обратили ум вовнутрь, в самый центр нашей разумной личности. Тому, кто недвижно пребывает там с мыслью, содержащей в себе призывание сладчайшего имени Господа нашего Иисуса, предстоит ощутить Божественное утешение це-ной наименьших возможных усилий.
По словам святых Отцов, Всеблагой Владыка Христос, если призывать Его постоянно и усердно, не может не внять мольбам и не явиться подвижнику. Ведь и Сам Он так сильно желает спасения человеков!
Однако как естественная добродетель, которой мы желаем достигнуть, нуждается в по-добающих средствах, точно так же и священное делание молитвы складывается из ряда не-обходимых элементов. Требуются определенное уединение, беззаботность, бегство от по-
1 1 Фес. 5, 17.
требности знать происходящие в мире события и толковать их, — это называется у отцов «дать кровь и получить дух», — всяческое воздержание вообще и происходящая от него привычка к безмолвию. Кроме того, необходимы упорный труд и навык, каковые, как я по-лагаю, вполне достижимы для благоговейных людей, которых интересует сие священнейшее делание. Исполнение молитвы в некий, всегда приблизительно тот же самый, временной промежуток дня будет для этого прекрасным началом.
Мы, конечно, подчеркнули упорство как один из самых необходимых элементов мо-литвы. Не зря и апостол Павел выделяет его в своей речи: будьте постоянны в молитве1. В отличие от остальных добродетелей, молитва нуждается в особом старании на протяжении всей нашей жизни, и поэтому я напоминаю всем, кто трудится на этом святом поприще, что-бы они не изнемогали и не считали необходимость терпеливого ожидания неудачей.
Вначале, когда мы встречаемся с затруднением и внутренним сопротивлением, необхо-димо произносить молитву шепотом или немного громче. Когда же у нас сформируется доб-рый навык, так что сможем с легкостью удерживать молитву и произносить ее, можно будет обратиться и внутрь себя, прибегнув к полному внешнему молчанию. Прекрасный пример для начинающих содержится в первой части книги «Откровенные рассказы странника сво-ему духовному отцу». Итак, благое усердие и постоянное старательное упражнение с одними и теми же словами молитвы, вместо того чтобы часто менять их, должны породить сей бла-гой навык, который принесет потом способность удерживать ум в сердце. Тогда обнаружит-ся и присутствие благодати.
Как всякая добродетель уготовляет некий результат, так и молитва в качестве результа-та дает очищение ума и просвещение и потом достигает предельного, совершенного блага — единения с Богом, то есть обо́жения. Однако отцы говорят еще и следующее: всякому чело-веку необходимо искать дорогу, ведущую в город, и стремиться выйти на нее; но если он даже не достигнет конца пути, не успев по каким-то причинам, Бог все же причислит его к тем, кто дошел.
Все мы, христиане, должны подвизаться в молитве, особенно в так называемой «одно-сложной», или «умной» молитве. Кто достигнет такой молитвы, тот обретет великое благо.
Когда в сердце присутствует молитва, человек не впадает в искушение, которое всегда выжидает удобного момента, потому что само присутствие молитвы — и есть трезвение, а суть молитвы — обращение к Богу, следовательно, «бдящий и молящийся не впадает в ис-кушение»2. Следовательно, молящийся человек не предается мраку, чтобы, сделавшись не-разумным, совершать ошибки в своих суждениях и решениях, не впадает в леность и небре-жение, которые являются основой всех зол. И опять-таки, страсти и немощи не побеждают молитвенника, даже если предлоги для таковых налицо. Напротив, его ревность и благогове-ние возрастают, он приобретает готовность к добрым делам, становится кротким и незлопа-мятным, каждодневно возрастает его вера и любовь ко Христу, что побуждает к достижению всех добродетелей. Можно привести много примеров современных людей, в частности мо-лодых людей, которые посредством прекрасной привычки к молитве спаслись от страшных несчастий или даже смертельных опасностей, избежав впадения в великие грехи.
Следовательно, следует еще раз повторить: молитва есть долг каждого верующего вся-кого возраста, пола и положения, независимо от того, где, когда и каким образом она произ-носится. Молитва всегда одна и та же и всегда становится для всех тем, что им необходимо и что их увлекает, дабы, согласно Писанию, всякий, призывающий имя Господне, спасся3.
Угрозы прелести, о которой распространяются некоторые неопытные люди, не сущест-вует, если только молитва произносится в простоте и смирении. Всякий раз, когда мы творим молитву, необходимо, чтобы в уме молящегося не было никакого зрительного образа, даже Владыки Христа в каком бы то ни было виде, либо Госпожи Богородицы, или какого-либо

другого лица или картины. Представление зрительного образа рассеивает ум. Больше того, вместе с видимым образом открывается вход помыслам и прелести. Ум человека должен пребывать в постижении слов молитвы, а сам человек — со всяческим смирением ожидать Божественной милости. Возможные при этом мечтания, светы, движения, стуки, шумы не следует принимать, считая их диавольскими ухищрениями для того, чтобы помешать нам или прельстить нас.
Признаком пришествия благодати в начинающих является духовная радость и тихие, приятные слезы или страх от воспоминания своих грехов, приносящий в душу мир, чтобы увеличить благую скорбь и сетование. При духовном возрастании благодать становится ощущением любви Христовой, когда парение ума совершенно исчезает, а сердце согревается в любви Божией настолько, что подвижник считает невозможным выдержать подобное еще раз, но в то же время помышляет и желает постоянно пребывать именно в таком состоянии, так, чтобы не видеть и не слышать ничего другого.
Все эти, да и разные другие, формы восприятия и утешения служат вводными ступеня-ми для тех, кто стремится произносить и удерживать молитву, насколько это от них зависит, и вообще, насколько они это могут.
Мне представляется, что все вышеизложенное вполне ясно и просто, так что любой православный человек, то есть крещеный и обладающий верой, может осуществить все это и достичь сего духовного веселия и радости, в то же время обладая во всех своих действиях и предприятиях Божественным покровом и помощью
Еще раз напомню свое увещевание ко всем, кто любит Бога и заботится о своем спасе-нии. Пусть они, не медля, испытают это прекрасное делание и обыкновение, и тогда не най-дется у них слов, чтобы возблагодарить Бога за Его милость, которую Он оказывает всем, хотя бы немного потрудившимся в этом делании. Я говорю так для того, чтобы таковые лю-ди возымели дерзновение и не смущались, не малодушествовали, когда столкнутся с не-большим сопротивлением или утомлением. У современных старцев, с которыми я общался, в миру было много учеников, мужчин и женщин, состоящих в браке и безбрачных, которые от состояния новоначальных, при содействии благодати и по благоутробию Христову, взош-ли на более высокую ступень, ибо легко в очах Господа — скоро и внезапно обогатить бед-ного1. Поэтому я уверен, что нет более простого, легкого и почти для всех достижимого ду-ховного искусства, чем эта короткая молитва «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми-луй мя», приносящая столь разнообразную пользу и преуспеяние в современной житейской неразберихе среди великого смущения, отказа от духовной жизни и неверия. Даже когда че-ловек сидит, движется, делает что-то или, еще не встав, находится в кровати, и вообще, где бы он ни был, что бы ни делал, — ему надлежит произносить сию коротенькую молитву. Она содержит в себе и исповедание веры, и призывание Бога, и покаянное воздыхание, и на-дежду, — позволяя ценой малого труда и незначительных усилий исполнить вселенскую за-поведь непрестанно молитесь и достичь результатов такого исполнения во всем их необъят-ном величии.
К какому бы слову наших Отцов или дивным их житиям мы ни обратились, почти ни-когда не столкнемся с тем, чтобы какая-то иная добродетель удостоилась подобных похвал, чтобы ее с таким терпением и ревностию воплощали в жизнь, как если бы она одна заключа-ла в себе сильнейшее средство к преуспеянию во Христе.
Замечу, что я здесь не ставлю себе задачей превознести до небес или расписать сию ца-рицу добродетелей, поскольку, что бы я ни сказал, я скорее принижу ее достоинства. Цель моя — побудить и воодушевить каждого верующего к деланию молитвы, чтобы каждый впо-следствии учился на собственном опыте, ибо я сказал о молитве очень мало.
Итак, придите все недоумевающие, разочарованные, опечаленные, пребывающие в не-ведении, маловеры и все, кто претерпевает различные искушения! Придите к утешению
1 Сир. 11, 21.
и избавлению от ваших нужд! Сладчайший Иисус Христос, Жизнь наша, возвещает нам: без Меня не можете делать ничего1.
Так вот, когда мы постоянно призываем Господа, не можем остаться в одиночестве, и, следовательно, с помощью Его способны или будем способны осуществить все. Вот пра-вильный смысл и применение важного слова Писания: призови Меня в день скорби твоей и спасу тя2. И не только в день скорби, но и постоянно, каждый день мы должны призывать святое Имя Его, дабы удостоиться духовного просвещения, стать более ревностными и таким образом избавиться от угрозы искушений. Если же кто-то желает достичь большей высоты, куда влечет его всесвятая благодать, пусть опять-таки пройдет через этот подготовительный этап. Когда же он достигнет надлежащего уровня, уведомит его о том сама благодать Божия.
В заключение сказанного хочу еще раз повторить слова увещевания или, вернее, во-одушевления, для всех верующих, утверждая, что они не только могут, но и обязаны зани-маться молитвой Иисусовой («Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного»), так назы-ваемой «умной молитвой», с твердой верой, что получат от нее великую пользу, на каком бы уровне духовной жизни они ни находились. Память смертная и смиренномудрие вместе с другими приведенными выше вспомогательными средствами способны приблизить успех в этом благом занятии, по благодати Христа, призывание Которого всегда остается его це-лью.
1 Ин.
ნანახია: 599 | დაამატა: paterzaqaria | რეიტინგი: 0.0/0
სულ კომენტარები: 0
კომენტარის დამატება შეუძლიათ მხოლოდ დარეგისტრირებულ მომხმარებლებს
[ რეგისტრაცია | შესვლა ]

ახალი ამბები (НОВОСТИ)

ჰოსტერი uCoz