Тихон Задонский (Об истинном
христианстве, ч.2, § 192): «Кто не старается воли Божией творить, а свою
исполняет — тот самолюбец и миролюбец.
Если уклоняешься
от зла не ради Бога, а ради стыда, или суда гражданского, или иной какой
временной корысти, то ты политик и миролюбец, а не христианин.
Если ищешь
чести, славы, богатства в мире этом, хочешь, чтобы тебя хвалили, почитали,
прославляли, миру служишь сердцем твоим.
Попал ли в
какую напасть и прибегаешь к серебру или золоту, к защитникам своим, чтобы
избавиться, — на мир надеешься, а не на Бога; к миру прилепился ты, а от Бога
отступил.
Расширяешь дом
и строения богатые, украшаешь слуг, коней, кареты, одеваешься в одежды
шелковые и разноцветные ради приобретения тщетной славы — похоти плотской,
похоти очей, и гордости житейской служишь.
Собираешь
столы богатые с дорогими винами и в том увеселение полагаешь — ты чреву раб,
твой бог — чрево, а не Господь (Флп.3:19).
Делаешь какое
добро, то есть или милостыню даешь, или в церковь ходишь, или постишься, или
храмы Божий строишь и украшаешь, или что иное, чтобы явиться пред людьми (Мф.
6:18), — миру угождаешь, а не Богу.
Когда
лишаешься отца, или матери, или жены, или детей, или братьев, или друзей, или
богатства, или славы, или чести и прочего, и более скорбишь, нежели когда перед
Богом согрешишь, и так через грех Бога лишаешься — более любишь мир, плоть свою
и кровь, нежели Христа. Ибо чем более кого любим, тем более скорбим, когда его
лишаемся.
Слышишь
поносное слово от ближнего своего и гневаешься на него — еще мир имеет место
свое в сердце твоем.
Ищешь, как бы
зло за зло воздать, отомстить за обиду — единое мыслишь с миром, который не
делает ничего, кроме зла.
Боишься бесчестия, изгнания, темницы,
ссылки, смерти, и поэтому правды не свидетельствуешь — мира боишься, а не Бога;
миру угождаешь, а не Богу.
Ищешь чести и
ранга, и поэтому князьям и вельможам угождаешь, ласкаешь и поклоняешься — у
мира в подножии лежишь, и миру, как образу тому златому, Навуходоносором
поставленному (см. Дан 3:1—7), бесстыдно поклоняешься.
Дома богатые,
увеселительные пруды, сады, галереи и прочие забавы строишь, дочери приданое
или сыну наследство богатое приготавливаешь, а ради имени Христова нагого
одеть, или не имеющему, где главы приклонить, хижины построить, или сидящего в
темнице за долг освободить, или пленного выкупить, или не могущего прокормиться
питать, или в долгах увязшего освободить не хочешь — знай, что плоть и кровь
свою и мирскую суету любишь только, а ко Христу никакой любви не имеешь. А
когда с людей сдираешь богатство свое, которое для такой непотребной забавы
употребляешь, — то не только не любишь Христа, но и гонишь Его бесстыдно со
злым миром.
От этих примечаний,
любезный христианин, можешь и о прочих пристрастиях к миру рассуждать и верою
с помощью Божией от мирской суеты себя отлучать».
Иоанн Златоуст (Толкование на посл.
Евр., бес.23): «Гордится, надмевается и радуется теперь диавол; ангелы же,
которым мы вверены, стыдятся и скорбят. Нет никого, кто бы исправился; все
труды наши напрасны, и вам кажется, что мы говорим вздор. Благовременно и ныне
воззвать к небу и, так как никто не слушает, призвать во свидетели стихии:
"Слушайте, небеса, и внимай, земля,
потому что Господь говорит" (Ис.1:2). Вы, ещё не падшие, подайте
помощь, протяните руку падшим от опьянения, крепкие - немощным, здравые умом -
неистовствующим, твердо стоящие - колеблющимся; пусть никто, увещеваю вас, не
ставит приятность выше спасения ближнего; и укоризны, и внушения пусть
клонятся к одному - к его пользе. Когда горячка овладевает господами, тогда и
слуги управляют ими; когда душа господина находится в жару и расслаблении,
тогда из толпы слуг, окружающих его, ни один не исполняет повелений господина
ко вреду его. Образумимся, прошу вас; вокруг нас ежедневные войны, потопления,
безчисленные несчастия, и гнев Божий со всех сторон окружает нас. А мы остаемся
так спокойными, как будто мы делаем угодное (Богу); все мы простираем руки на
любостяжание, и никто - на вспомоществование (ближним); все - на хищение, и никто
- на помощь; каждый старается, как бы увеличить своё состояние, и никто - как
бы помочь нуждающемуся; каждый всячески заботится, как бы собрать более денег,
и никто - как бы спасти свою душу; все боятся одного, как бы не сделаться
бедными, а как бы не попасть в геенну, о том никто не беспокоится и не
трепещет. Всё это достойно слёз, укоризн и осуждения. Не хотел бы я говорить об
этом, но скорбь вынуждает меня; простите: скорбь заставляет меня говорить многое
такое, чего бы и не хотел. Я вижу рану тяжкую, несчастие неутешное, постигшие
нас бедствия, превышающие всякое утешение, - мы погибли! "О, кто даст голове моей воду и глазам моим -
источник слез! я плакал бы день и ночь…" (Иep.9:1)? Будем плакать, возлюбленные,
плакать и рыдать».
|