Человек создан по образу и по подобию Божию (Быт. 1,26)
предопределен для вечного блаженства и в земной жизни призван к живому,
непосредственному богообщению. Все люди без исключения, как иноки, так и
мирские, должны были бы идти этим путем, но, к сожалению, этот путь,
оказывается, доступен не для всех. Какая же причина мешает людям иметь живое общение с Господом и
наслаждаться утешениями неизреченными?
Основная причина тому – похоть
очес и гордость житейская. Гордым Господь противится и только смиренным
дает благодать, только смиренным являет Себя и пребывает с ними неразлучно. Но
истинно смиренных людей, которые живут
по воле Божией, а не по своей воле, теперь мало. Большинство людей не
прислушиваются к голосу Божию в сердце своем, а из тех, кто пытается
прислушиваться, многие не понимают его и
живут по своей воле, следуя голосу страсти. Поэтому спасение людей теперь
совершается в основном болезнями и скорбями. Если человек добровольно не хочет
смириться и жить по воле Божией, то он как бы принудительно смиряется через
страдания. В этом проявляется милосердие и человеколюбие Божие.
Для достижения духовно-нравственного совершенства надо всем,
в том числе и тебе, друг мой, учиться
познавать волю Божию, прислушиваясь к голосу Божию, а чтобы вернее услышать
в себе голос Божий, надо отложить свою маленькую индивидуальную волю и надо
быть готовым на всякую жертву, подобно Самому Христу, Который "был
послушен Отцу даже до смерти" (Фл. 2,8). Цель жизни христианина – стяжание Духа Святого, постоянное
богообщение, познание и исполнение воли Божией. Если нет стремления к
этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста.
Но, чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей, и прежде всего от гордыни – матери всех
пороков и грехов.
Недопустима даже малейшая тень красования своим "Я",
самый тонкий вид самолюбия является
преградой для вселения Духа Божия в сердце человека. Малейшее попрание
чужой личности рассматривается как грех против любви, против образа Божия в
человеке. Грех этот особенно противен Духу Святому и отгоняет его.
От нас требуется постоянная мучительно-страдальческая борьба
с грехом, который живет и в нас, и вне нас. Требуется постоянное воздержание и
ограничение себя во всем, чтобы легче было искоренить из сердца страсти и
пороки и насадить в нем семена христианских добродетелей.
Мы должны быть совершенными в духовной жизни, поэтому для
достижения совершенства должны нести разные подвиги, зависящие от наших
индивидуальных качеств.
Самый высший подвиг – это принести себя в жертву Христу и
отречься от своего хотения, своей воли. И, вот, если мы полностью предадим себя
в волю Божию, если свое обновление, просвещение и исцеление будем ожидать
только от Господа, если перестанем надеяться на свои силы, но всю надежду свою
возложим на Бога, то непременно получим просимое. Дух Святой вселится в сердце
наше, и мы ощутим в себе Царствие Божие.
Мысли наши приобретут твердость, постоянство и покой. Они не
будут рассеиваться и волноваться всякими суетными помыслами, но будут пребывать
в мире и любви Христовой.
Именно к тем людям, которые смиряются и покоряются воле
Божией, относятся слова Христовы: "Придите ко Мне все труждающиеся и
обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11,28).
Блаженны мы будем с тобой, дорогой друг, если одержим над
собой победу, то есть если смиримся и понастоящему возлюбим всех, вот тогда-то
мы и войдем в сей покой.
Прежде чем раскрыть перед тобой основные добродетели,
которые приводят душу к духовно-нравственному совершенству, остановлюсь на
главном препятствии, которое особенно мешает успешно продвигаться вперед по
пути спасения, а именно – гордости.
Гордость – это страшная душевная болезнь, которая очень
трудно излечивается. Нет более мерзкого греха пред Богом, как гордость. Святые
Отцы называют ее "семенем сатаны".
Гордость – это крайняя самоуверенность, с отвержением всего,
что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией
помощи. Но именно гордый имеет особую нужду в Боге, потому что люди спасти его
не могут, когда болезнь достигает последней стадии.
Изобретатель греха, падший ангел тьмы, сам согрешил
сопротивлением Богу, то есть гордостью, и весь род человеческий вводит в эту
пагубную страсть.
Всякий грешник, который угождает страсти своей, ведет войну
против Бога, как некогда сатана воздвиг бунт и войну на небе против Бога ради
того, чтобы выйти из повиновения Ему и жить по своей воле.
Когда гордый,
тщеславный, самолюбивый, славолюбивый, властолюбивый, жестокий, гневливый,
завистливый, высокомерный, надменный, непослушный и другие удовлетворяют своей страсти и ради своего "Я" унижают
других, то этим они как бы меч поднимают на Бога и как бы говорят Христу: "Не
хотим мы следовать Твоему примеру, не хотим быть кроткими и незлобивыми! Не
нравится нам Твой закон! Пускай они нам покоряются и служат, а не мы им!"
Избави, Господи, от такого помрачения! О, как страшно, Д.!
Не думай, что в этих словах преувеличение. С гордыми обычно так и бывает. Если
вовремя они не остановятся, не покаются, то становятся богопротивниками.
Чрез всякий грех, даже малый, в душе ослабевает благодать
Божия, а чрез смертный грех люди теряют
ее совершенно и делаются достойными вечного наказания.
Гордые выходят из-под власти закона Божия, поэтому сами себя
лишают защиты и покровительства Божия. Они
терпят поражение на всех путях своих. Живя в теле, они уже мертвы душой и
еще при жизни испытывают геенские муки: одиночество,
мрачное уныние, тоску, злобу, ненависть, бесплодие, мрак и отчаяние.
Грех гордости по своему развитию имеет несколько стадий, и
начинается он с тщеславия.
Симптомы тщеславия:
жажда похвал; нетерпение обличении, вразумлений и упреков; мнительность,
подозрительность, злопамятство, осуждение других, трудности просить прощения,
искание легких путей; постоянная игра, как на сцене, в присутствии посторонних,
с целью показать себя с благочестивой стороны, тщательно скрывая свои страсти и
пороки.
Человек перестает видеть свои грехи, не замечает своих
недостатков, начинает умалять (уменьшать) свою вину или вовсе отрицать ее, а
иногда даже слагает ее на других. Знания
же свои, опыт, способности и добродетели начинает преувеличивать и
переоценивать. По мере развития болезни в своем мнении о себе он возрастает до
великого, достойного славы. Поэтому болезнь эта так и называется: манией величия.
В таком состоянии человек не только осуждает других, но начинает даже презирать и гнушаться ими,
и даже делает им зло. Избави нас, Господи, от этого!
А когда больному кажется, что его никто не понимает, никто
не любит, но все преследуют его и хотят сделать ему зло, тогда болезнь эта
именуется манией преследования.
Мания величия и мания преследования – самые распространенные
формы душевной болезни. Эти болезни связаны с повышенным самоощущением,
самоценом, когда преувеличенное чувство
собственного достоинства вызывает презрение и враждебное отношение к людям.
Гордец всегда
недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни, поэтому он и доходит
иногда до отчаяния, богохульства, прелести,
а иногда и самоубийства.
В начальной стадии гордость трудно бывает распознать. Только
опытный духовник или психолог могут безошибочно определить зарождение этой
страсти.
Человек ведет себя как будто нормально, но опытный глаз
усматривает в нем начало болезни. Человек доволен собой. У него хорошее
настроение: он напевает, улыбается, даже часто смеется и порой без причины
громко хохочет; оригинальничает, острит; делает разные приемы, чтобы обратить
на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре
слышится бесконечное "Я", но
от одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается
вялым, а от похвалы снова расцветает как "майская роза" и начинает
порхать как мотылек. Но, в общем, в этой стадии настроение у него остается
светлым.
Далее, если человек не приходит в сознание своей греховности, не кается и не исправляется, то болезнь
развивается и обостряется.
У человека появляется искренняя уверенность в своем
превосходстве над другими. Эта уверенность быстро переходит в страсть командования,
и он начинает распоряжаться чужим вниманием, чужим временем и чужими силами по
своему усмотрению. Он становится нагл и нахален: за все берется, даже если
портит дело, во все вмешивается, даже в чужие семьи.
В этой стадии настроение гордого человека портится, потому
что он часто встречает отпор окружающих. Постепенно он становится все более и более раздражительным, упрямым, сварливым,
несносным для всех. Естественно, его начинают избегать, но он убежден в
своей правоте и считает, что его просто никто не хочет понять, поэтому порывает
со всеми. Злоба и ненависть, презрение и
надменность поселяются и утверждаются в его сердце. Душа становится темной
и холодной, ум помрачается, и человек выходит из всякого повиновения. Его цель
– вести свою линию, посрамить, поразить других и доказать свою "правоту".
Вот такие-то гордецы и создают расколы и ереси.
В следующей стадии развития болезни человек разрывает и с
Богом... Все, что он имеет, в том числе способности и некоторые добродетели,
все это он приписывает себе. Он уверен, что жизнь свою может устроить без
посторонней помощи и может сам приобрести все нужное для жизни. Он чувствует
себя богатырем даже при слабом здоровье. Превозносится своею "мудростию",
своими познаниями и гордится всем, что имеет. Молитва же его становится
неискренняя, холодная, без сокрушения сердечного, а потом он и вовсе перестает
молиться. Состояние души его становится невыразимо мрачное и беспросветное, но
вместе с тем он искренне убежден в правоте своего пути и с поспешностью продолжает
идти к своей погибели.
v Как распознать в себе гордость?
На вопрос: "Как распознать в себе гордость?"
Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:
"Чтобы понять,
ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя
сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается
прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а
неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах
тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием,
участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд
глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то
знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы
то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих
грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.
Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих
недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны,
восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко".
Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в
себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости.
Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: "Гордая душа
есть раба страха; уповая на себя, она
боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума,
и по справедливости. Ибо праведно
Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься".
И еще он же пишет: "Образ крайней гордости состоит в
том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет".
|