მე ვარ მწყემსი კეთილი და მწყემსმან კეთილმან სული თვისი დასდვის ცხოვართათვის

ალმანახი

გრდემლი

ანტიეკუმენისტური და ანტიმოდერნისტული ელექტრონული გამოცემა

საიტის მენიუ


სექციის კატეგორიები

აუდიო არქივი [26]
ახალი ამბები [60]
საეკლესიო დღესასწაულები ( церковные праздники) [5]
ისტორიის ანალები (страници истории) [7]



ИВЕРИЯ С ОРУЖИЕМ ПРАВДЫ В ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКЕ_

Владимирова Елена, Польша (редактор сайта «Защитник Православия»)


გადმოწერა

 

» შესვლის ფორმა

სულ ონლაინში: 1
სტუმარი: 1
მომხმარებელი: 0
mail.


contact us :

zaqaria8@mail.ru

მთავარი » სტატიები » ახალი ამბები

Прот. Алексий Лебедев. Колыбельная для зилотов.
Митрополит Иларион (Алфеев) заявляет о малой эффективности православно-католического диалога, но не сомневается в его пользе

Прошедшее в Вене 20-26 сентября очередное заседание Смешанной католическо-православной Комиссии по богословскому диалогу зафиксировало не противоречия между "Церквами-сестрами", которые хотя и медленно, но преодолеваются, а появившиеся в последнее время разногласия среди православных участников диалога.

Наибольшие прорывы в экуменическом диалоге Запада с Востоком уже в прошлом. В 1965 году II Ватиканский Собор признал, что дары Духа Святаго доступны христианам, находящимся вне видимых границ католической Церкви, в том же году Константинопольский Патриарх Афинагор I и Папа Римский Павел VI приняли декларацию о снятии взаимных анафем 1054 года, начав "диалог любви". В 1975 году, в десятилетнюю годовщину снятия взаимных отлучений, Патриарх Димитрий I и тот же Папа решили начать богословский диалог между Церквами. В 1979 году приступила к работе смешанная Комиссия. На сегодня ей удалось довести до подписания Церквами итоговых документов о взаимном признании "действенности" Евхаристии и констатации желания восстановить полное общение именно в этом таинстве, а не только в совместных молитвах и неевхаристических богослужениях.

Именно об этом свидетельствует по итогам Венской встречи сопредседатель Комиссии митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас): "Наши Церкви не разделяет облако недоверия. Наши предшественники, и особенно лидеры наших Церквей, как католической, так и православной, подготовили почву для дружественной и братской дискуссии. Я должен вас уверить, что этот дух преобладал в наших дискуссиях. И поэтому я хотел бы заверить, что если мы будем продолжать в том же духе, Бог найдет путь, чтобы преодолеть все оставшиеся сложности, и приведет две наши Церкви - наиболее древние Церкви - Церкви, которые разделяют одно общее прошлое, одну традицию, одно значение Церкви - к полному единству".

Дело продвигалось своим чередом и подошло к обсуждению вопроса "кто будет в итоге главным", что на экуменическом языке называется "диалогом о первенствующей роли римского епископа в I тысячелетии".

Позиция Ватикана сегодня понятна и весьма, с точки зрения католической истории до 1965 года, прогрессивна: Римский престол не требует безусловного подчинения себе в вопросах традиций, канонов и богослужебной практики, а согласен всего лишь на "первенство чести", которое никогда и не оспаривалось на Востоке. Кроме того, столкнувшись на Западе с секуляризацией общества и потерей интереса к религии, Ватикан вообще начал уделять более пристально внимание Востоку в самом широком смысле, что дает большой прирост численности католиков за последние 50 лет.

Однако, среди православных участников диалога, которым, несмотря на все декларации о "соборности", также интересен этот вопрос, обострились противоречия в вопросе первенства чести между древними патриархатами и РПЦ МП, претендующей на особый статус в современном православии, связанный с особыми претензиями России в международной политике в целом. Древним патриархатам Востока только и остается, что гордиться своим nobiles (благородным происхождением), так как доступ к материальным ресурсам у них с РПЦ МП, имеющей мощную государственную поддержку, несравним. Даже Элладская Церковь, имеющая де юре в Греции государственный статус, не может сравниться с отделенной де юре от государства общественной организацией, которую возглавляет Патриарх Кирилл. Влияние РПЦ МП в государстве и обществе сегодня вплотную приближается к влиянию Российской Церкви времен империи. И ее руководители пытаются активно использовать этот статус для своего доминирования в "семье поместных Церквей".

Если рассмотреть эти усилия в свете отношений с Римским престолом, то они выражаются в соперничестве РПЦ МП со Вселенской патриархией в вопросе о том, кому играть первую скрипку в "диалоге любви".

При этом именно Московской патриархии приходится вести наиболее взвешенную информационную политику по освещению процессов сближения с Ватиканом, в силу внутреннего "зилотского" фактора. Из всех церквей "мирового православия" именно внутри РПЦ МП существует более всего епископов, по меньшей мере, не одобряющих возможность заключения унии с латинянами. По некоторым оценкам, их доля в епископате около 25%, и некоторые из этих епископов высказывают свою позицию весьма громко. Для них общая евхаристия с Ватиканом означает утрату ортодоксии. Ситуация внутри РПЦ МП такова, что никто не удивится появлению нового или новых "диомидов" в епископском сане. Впрочем, стоит признать, что подобные голоса были слышны как на Кипре, где эта православно-католическая Комиссия заседала в прошлом году, так в Греции и Болгарии.

Но официальные богословы из Чистого переулка совершенно едины со своими коллегами с Фанара или из Сербской патриархии. Парадигма и стиль мышления команды нынешнего Патриарха Кирилла были выработаны еще его учителем, митрополитом Никодимом (Ротовым) и вполне соответствуют духу II Ватиканского Собора. Не зря в церковной среде существует устойчивое мнение о том, что святейший считает установление евхаристического единства с Ватиканом своей исторической миссией.

Одним из фирменных знаков этого духа является внутреннее согласие экуменистов из РПЦ МП с католической доктриной деления Церкви на "учащую" (клир, или даже только епископат) и "учимую" (миряне), что неоднократно демонстрировалось во время общения официальных представителей Московской патриархии с собственными зилотами. Именно поэтому десятилетиями ход "диалога любви" проходит под покровом секретности, а участвуют в нем исключительно представители клира, связанные "корпоративной дисциплиной". Именно поэтому глава официальной делегации РПЦ МП в Вене митрополит Иларион (Алфеев) жалуется на "утечку черновой информации в прессу", оценивая на "Патриархии.Ру" итоги работы смешанной Комиссии. Его оценка ориентирована в первую очередь на внутреннее потребление и служит сигналом для антиэкуменистов, что поведение РПЦ МП еще находится в рамках приличия и православной идентичности. По словам митрополита, в работе Комиссии "никаких прорывов не было", а "диалог не продвинулся". И хотя в обычной бюрократической логике подобные признания чиновника следует считать его провалом, в нашем случае митрополит Иларион выставляет их как успех.

Для экуменистов митрополит тут же поясняет, что ничего из наработанного долгими заседаниями Комиссии не будет выброшено, а, наоборот, послужит материалом для последующей работы, важность которой никто под сомнение не ставит.

Следующее заседание Комиссии пройдет в 2012 году, предварительные консультации рабочих групп - в 2011-м. Трудно сказать, какие прорывы они подготовят за оставшееся время, но тот факт, что для многих их работа уже послужила и еще послужит поводом для выяснения собственной православной идентичности, уже можно считать положительным итогом существования Комиссии.
კატეგორია: ახალი ამბები | დაამატა: paterzaqaria (01.10.2010)
ნანახია: 510 | რეიტინგი: 0.0/0
სულ კომენტარები: 0
კომენტარის დამატება შეუძლიათ მხოლოდ დარეგისტრირებულ მომხმარებლებს
[ რეგისტრაცია | შესვლა ]

ახალი ამბები (НОВОСТИ)

ჰოსტერი uCoz