მე ვარ მწყემსი კეთილი და მწყემსმან კეთილმან სული თვისი დასდვის ცხოვართათვის

ალმანახი

გრდემლი

ანტიეკუმენისტური და ანტიმოდერნისტული ელექტრონული გამოცემა

საიტის მენიუ


სექციის კატეგორიები

აუდიო არქივი [26]
ახალი ამბები [60]
საეკლესიო დღესასწაულები ( церковные праздники) [5]
ისტორიის ანალები (страници истории) [7]



ИВЕРИЯ С ОРУЖИЕМ ПРАВДЫ В ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКЕ_

Владимирова Елена, Польша (редактор сайта «Защитник Православия»)


გადმოწერა

 

» შესვლის ფორმა

სულ ონლაინში: 1
სტუმარი: 1
მომხმარებელი: 0
mail.


contact us :

zaqaria8@mail.ru

მთავარი » სტატიები » ახალი ამბები

Кризис идентичности и никакой конспирологии. Епископ Питирим как "проект" выражения протестных настроений большинства РПЦ МП, боящегося утра
На фоне зримых результатов политики Патриарха Кирилла по сближению со Вселенским патриархатом и подготовке Всеправославного собора, что в условиях господствующих в среде официального православия настроений, самой их логикой приводит к "нормализации" отношений с Ватиканом, то есть к унии, в конфессиональных кругах РПЦ МП заговорили о "проекте Диомид-2". Суть его в выплескивающихся наружу из закрытой системы патриархии антилатинских и антиэкуменических настроениях. Термин принадлежит, скорее, противникам таких настроений и оценивает не сам по себе антиэкуменизм, а попытки "дестабилизировать систему" и нанести "антимиссионерский" удар по усилиям "команды Патриарха Кирилла", направленным на выход патриархии из "духовного гетто" на широкий социально-политический простор.

И если противники "проекта" вполне зримы и осязаемы, то о его сторонниках можно лишь догадываться. Ведь вряд ли можно назвать "проектом" протестные настроения интернет-активных мирян и клириков, начитавшихся проповедей о. Иоанна (Крестьянкина) начала 90-х годов, когда РПЦ МП вела принципиальный спор с Ватиканом о "канонической территории" в Украине, или столетней давности "Антикатолического катихизиса" Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого). Можно лишь говорить, что почва для антилатинского "проекта" в России тучна и благодатна. Церковное сознание действует в столь долгоиграющией парадигме, о которой наука может лишь мечтать. Поэтому для него события 1000-летней давности по-прежнему актуальны и болезненны, а спор о filioque, который раз и навсегда стал предметом догматического разделения, не может быть исключен из поля зрения взыскующих истинного учения посредством простой благосклонности Патриархов к Папам.

"Открытость миру", которую провозгласил II Ватиканский Собор, не может аннигилировать результаты Ферраро-Флорентийского собора и антилатинскую позицию св. Марка Эфесского, а готовность Ватикана к диалогу не стирает память об унии в Западной Руси, о "миссионерстве" тевтонских рыцарей и хорватских усташей. На примере последнего визита Папы Бенедикта XVI на Кипр мы видим, что такие настроения живы и в среде греческого православия.

Сторонники современного курса на "диалог" с латинской конфессией разработали универсальный метод его привнесения в православный дискурс. Для церковных простецов достаточно авторитета патриаршего сана, для моралистов – универсалистской проповеди "да будут все едины", для интересующихся каноническим правом – учения о том, что католицизм "не осужден на Вселенских Соборах", а значит, не может считаться ересью, все же прочее объявляется не более чем "теологуменами". Гораздо сложнее вопрос с догматикой, но, учитывая его запутанность и малочисленность людей, которых интересует догматическая оценка filioque, споров о чистилище и пресуществлении Даров, его можно заболтать или проигнорировать.

Именно к этому способу и прибегают круги, которые пытаются обесценить антилатинские настроения клириков и паствы РПЦ МП, объявив их происками антицерковных сил и антииерархическим бунтом "Диомид-2". В этом смысле "команда" действующего Патриарха наносит удар на опережение, потому что знает, что модернистский и экуменический курс Кирилла поддерживает не более четверти архиереев. Еще столько же выступает резко против сближения с латинянами, остальные являются "послушным большинством", озабоченным лишь экономическими проблемами. Ориентация архиереев сегодня прослеживается по их отношению к умершему Патриарху Алексию II, вдруг ставшему образом ревнительства и консерватизма. В среде же "кирилловцев" ссылаться на него сегодня считается признаком дурного тона.

А поскольку никакого "проекта" без лидера быть не может, на должность лидера определен епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков), который сам дает к этому повод своими антиэкуменическими высказываниями и психологически действительно не принадлежит к клану "кирилловцев". Служение этого иерарха всю жизнь проходило вдали от столиц и синодальных отделов, в северных приходах и монастырях, а его карьеру можно назвать карьерой честного служаки. Как архиерей он деятелен и активен, по-честному пытаясь превратить свою епархию в один из центров миссионерства. Это отчасти обезоруживает его оппонентов, выдающих себя за сторонников "миссии любой ценой". Правда, Питирим не все их методы приемлет – например, он не устраивает рок-концертов (а это теперь в РПЦ МП один из "тестов на лояльность"), предпочитая крестные ходы с вовлечением народа в литургическую жизнь. Например, много шума наделала в 2009 году его инициатива превратить главный - Свято-Стефановский - собор епархии в Сыктывкаре в "филиал" византийской обители Неусыпающих, служба в котором не должна прерываться ни днем, ни ночью. Согласно позиции епископа, высказанной в его интервью по этому поводу, это была попытка приблизить священство к пастве, а паству к храму, ведь, по его словам, "многие наши храмы малодоступны для прихожан".

Но главным поводом для разговоров о лидерстве в "заговоре" стали слова поддержки в адрес епископа Диомида, которому епископ Питирим выражал "чисто человеческое" сочувствие, и майское обличение "масонского экуменизма", высказанное в дни визита митрополита Илариона (Алфеева) в Италию, сопровождавшегося многочисленными фактами молитвенного общения с католикам и служениями в латинских храмах. Несмотря на декларируемую епископом верность священноначалию и "единственно-канонической" РПЦ МП, подобные заявления не могут оставаться без внимания, свидетельством чему стали выпады против Питирима внештатных московских интернет-миссионеров.

Поверить в реальность заговора "кирилловцам" помогает широко распространенное внутри РПЦ МП мнение о том, что Патриарх Кирилл намерен при жизни довести до реализации идеи своего учителя митрополита Никодима (Ротова) об унии между Православной и Католической Церквами. Спешку в реализации задуманного и форсирование событий объясняют личной заинтересованностью Патриарха, который помнит о ранней и внезапной смерти митрополита Никодима в расцвете сил.

Выше говорилось, что 25 % епископата не поддерживает униональные устремления Патриарха Кирилла. Для них совсем недавно были неприемлемы обличения сергианства и экуменизма из уст епископа Диомида. История РПЦ МП в XX веке их вполне устраивает и не является поводом для разделения, тем более после 17 мая 2007 года (объединение с РПЦЗ(Л)). Но уния с католиками, силуэт которой уже маячит на горизонте, для многих епископов и прихожан РПЦ МП остается тем Рубиконом, перейдя который, они опасаются утратить остатки своей православной идентичности. Епископ Питирим всего лишь высказывает собственные опасения яснее и громче других.

Вряд ли он действует по наущению недругов, скорее, причиной прямолинейности являются свойства его характера, достаточно эмоционального и взрывного. У российских "зарубежников" еще на слуху его действия 1997 года, когда он лично во главе двух автобусов с семинаристами пытался взять штурмом непокорный Троице-Стефано-Ульяновский монастырь в селе Вотча, который вместе с насельниками и недвижимостью перешел в РПЦЗ. Кстати, в своих мемуарах Питирим на полном серьезе говорит, что события тех лет стали причиной отставки Митрополита Виталия (Устинова) и присоединения РПЦЗ к РПЦ МП, потому что он постоянно молился об этом Богу.

Так существует ли "проект Диомид-2"? В некотором смысле - да. Потому что существует протестная реакция на форсированное движение Патриарха Кирилла и его сторонников в сторону модернизированного до унии православия. Существует ли он как управляемый извне заговор "антицерковных сил"? Конечно же, нет. Причины нестабильности лежат только внутри официального православия, которое, изменив ранее вере отцов, пытается найти новую идентичность.


Протоиерей РПАЦ Алексий Лебедев,
для "Портала-Credo.Ru"

კატეგორია: ახალი ამბები | დაამატა: paterzaqaria (22.06.2010)
ნანახია: 580 | რეიტინგი: 0.0/0
სულ კომენტარები: 0
კომენტარის დამატება შეუძლიათ მხოლოდ დარეგისტრირებულ მომხმარებლებს
[ რეგისტრაცია | შესვლა ]

ახალი ამბები (НОВОСТИ)

ჰოსტერი uCoz