Пасхальные послания.
Поучение на Святую Пасху В древности сыны Израилевы во время праздников или торжеств приносили Богу по закону дары: жертвы, всесожжения, начатки и подобное тому. Сыны Израилевы совершили на Пасху, когда исходили из Египта. Ныне же душа совершает Пасху, когда исходит из Египта мысленного, то есть греха, и переходит от порока к добродетели. Ныне — Пасха Господня, день светлого праздника, день Воскресения Христа, распявшего грех на Кресте, умершего за нас и воскресшего. Принесем же ныне и мы Господу дары, жертвы всесожжения, — но не из бессловесных животных, которых Христос не принимает: ибо жертвы и приношения бессловесных Он не восхотел и о всесожжении тельцов и овнов не благоволил (Пс. 39, 7; Евр. 10, 6, 8). Поскольку Агнец Божий заклан был за нас, по слову Апостола: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор. 5, 7), да возьмет грех мира, и соделался за нас клятвою (как написано: проклят всяк висяй еа древе), да искупит нас от клятвы законныя, да всыновление восприимем (Гал. 3, 16 ; 4, 5), то и мы должны принести в дар от себя то, что угодно Ему.
Какой же дар или какую благоугодную Христу жертву мы можем принести в день Воскресения, если Он не хочет жертвы из бессловесных животных? «Принесем, как некий плод, самих себя».
Так и говорит и святой Апостол: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12, 1). А как мы можем принести тела свои Богу в жертву живую и святую? Не исполняя более воли плоти и помыслов наших (Еф. 2, 3), но поступая по духу, так же и не исполняя вожделений плоти (Гал. 5, 16): ибо это и значит умерщвлять уды наша яже на земле (Кол. 3, 5). Такая жертва называется живою. Бессловесная жертва, когда возносится на жертвенник — умирает; а святые, приносящие себя Богу, живые ежедневно закалают себя. Как говорит святой Давид: зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения (Пс. 43, 23).
Итак, принесем самих себя в жертву: подражая всем святым, будем каждый день умерщвлять самих себя для Христа Бога нашего, для Того, Который умер за нас.
Каким же образом святые умерщвляли себя? Они не любили мира, ни того, что в мире, но, отрекшись от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2, 15), то есть сластолюбия, сребролюбия, тщеславия, — взяли крест и последовали Христу, распяли себе мир и себя миру (Гал. 6, 14). О них говорит Апостол: а иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Вот как святые умерщвляли себя.
А как они приносили себя в жертву? Живя не для себя, но поработив себя заповедям Божиим и оставив свои пожелания, ради заповеди и любви к Богу и ближнему. Как сказал святой апостол Петр: се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом (Мф. 19, 27). Апостол не имел ни денег, ни имущества, ни серебра, ни золота (имел одну сеть, и ту ветхую, как заметил святой Иоанн Златоуст) и, однако же, оставил все — то есть все свои пожелания, всякое пристрастие к сему миру, так что если бы он имел деньги или богатство, то, очевидно, презрел бы и их и, взявши крест, последовал бы Христу, по реченному: живу же не ктому ах, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Вот каким образом святые приносили себя, как некий плод! Они умерщвляли в себе привязанность к миру и жили для одного Христа и Его заповедей.
Так и мы принесем в жертву самих себя: ибо нас хочет Бог, как драгоценнейшее стяжание Свое. Поистине, человек драгоценней всех видимых тварей: ибо Создатель привел их в бытие словом Своим, сказав: да будет сие — и бысть; да изведут воды и тому подобное (Быт. 1,3,11,20); человека же Бог образовал и украсил Собственными руками. Притом все устроил Творец для пользы и служения человеку, а его самого поставил царем над всем и дал ему наслаждаться райским блаженством. А что еще удивительнее — когда земнородный пал через свой грех. Бог опять восстановил его Кровию Единородного Сына Своего.
Итак, человек, воистину, есть самое драгоценное стяжание Божие, и не только самое драгоценное, но и самое близкое, свойственное Богу, ибо сказано: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и еще: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (Быт. 1, 26, 27; 2, 7). И Сам Господь наш, нисшедши к нам, принял образ Человека — тело и душу человеческие, кратко сказать: соделался Человеком по всему, кроме греха, а через это еще более уподобил Себе человека и, так сказать, сделал его Своим.
«Воздадим же Образу сотворенное по образу». Как это? Святой Апостол говорит: очистим себе от всякие скверны плоти и духа (2 Кор. 7,1), то есть соделаем образ наш столь же чистым, каким получим его: сотрем с него греховную нечистоту, дабы открылась красота его добродетелей. Итак, возродим в себе образ Божий; ибо Бог требует от нас представить сей образ не имеющим ни пятна, ни порока, ни чего-либо подобного (Еф. 5, 27), каковым и даровал его.
«Возвратим Образу сотворенное по образу»: познаем свое достоинство, вспомним, по Чьему Образу мы сотворены, не забудем великих благ, дарованных нам от Бога единственно по милости Его.
«Почтим первообраз»: да не запятнаем образ Божий, по которому мы созданы. Кто, намереваясь написать царское изображение, осмелился употребить негодные краски и тем нанести царю бесчестие и на себя навлечь наказание? Напротив, он употребит краски драгоценные, сияющие, подчеркивающие царское достоинство; использует даже золото и постарается все царские одеяния выписать столь искусно, что каждый, глядя на прекрасную картину, представит себе и величие самого царя.
Так и мы, созданные по образу Божию, не будем обезображивать своего Первообраза. Ибо если обесчестивший изображение царя земного подвергается наказанию, то что должны потерпеть мы, извратившие в себе Божественный образ и не возвращающие его в чистоте?
«Итак, почтим Первообраз, уразумев силу таинства и то, за кого Христос умер». Сила таинства смерти Христовой такова. Поскольку мы грехом помрачили в себе образ Божий и через падение и грехи соделались мертвыми, как говорит святой Апостол (Еф. 2,1), то Бог, сотворивший нас по образу Своему, умилосердившись над Своим созданием и Собственным образом, соделался нас ради Человеком и подъял смерть за всех, дабы нас, мертвых уже, возвести к жизни. Он Сам, восшедши на Святой Свой Крест и распявши на нем тот грех, за который мы были изгнаны из рая, пленил плен, как сказано в Писании (Пс. 67, 19; Еф. 4, 8). Что значит: пленил плен? То, что со времени преступления Адама враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, по разлучении с телом, отходили в ад, ибо рай был для нас заключен. Когда же Христос Господь восшел на высоту Святого и Животворящего Креста, то Он Своею Кровию избавил нас из плена, исхитил из руки врага и, победив и низринув пленившего нас, пленил нас себе, так сказать, обратно. Потому и говорится в Священном Писании, что Господь пленил плен.
Вот — его сила таинства: Христос умер за нас для того, чтобы нас, умерщвленных, возвести к жизни!
Таким образом, человеколюбием Христа мы исхищены из ада, и теперь от нас самих зависит восхождение в рай. Ад уже не владычествует над нами, как прежде, и не содержит нас у себя в рабстве.
Однако не будем, братья, беспечны: сохраним себя от греховных действий. Всякое добровольное греховное действие ввергает нас опять во власть ада, предает ему и порабощает. Но не стыд ли и не великое ли это бедствие, если мы, после того как Господь Иисус Христос избавил нас из ада Своею Кровию, и мы это знаем, — вдруг опять сами себя ввергнем в ад? Не достойны ли мы в таком случае еще более сильного и жесточайшего наказания?
Человеколюбец Бог да помилует нас и да подаст нам неусыпное тщание разуметь все это и помогать самим себе, дабы обрести нам хотя малую милость! Аминь.
|